Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Как председатель Мао пытался глистогонить Китай

В школе сейчас пишу работу по синдрому Гу, который изначально (со 2-го тысячелетия до н.э.) считался чёрным колдовством, от которого человек чах, умирал в муках, а после его смерти у него изо рта вылезали черви. А сегодня этим термином называют слабо поддающиеся лечению болезни со сложной клинической картиной, зачастую паразитического происхождения. Наиболее популярные западные диагнозы - болезнь Лайма, лептоспироз, шистосомоз, волчанка, фибромиалгия, загадочные инфекции, ревматоидный артрит и т.п.

Нашла одну книгу по шистосомозу с пафосным названием "Прощание с богом чумы. Как председатель Мао пытался глистогонить Китай". Книга относительно недавняя, 5-летней давности. Видимо, чья-то кандидатская (это сейчас новый бизнес такой у университетов - продавать кандидатские, свёрстанные под книгу).

Проблема там была реальная. Этот паразит живёт в воде, а крестьяне там в основном как раз в воде на полях работали. Потом распухали и умирали раньше времени. При почти полном отсутствии медицины на местах лечились в основном, народными средствами - универсальными зельями, некорректным использованием средств китайской медицины, молитвами, талисманами, буддийскими службами. Интересно описано, как врачи из городов пытались нести свет науки в деревни и лечить крестьян.

На обложке символично изображён сам председатель Мао, попирающий даосского священника с его талисманами.

Очень перекликается с иллюстрациями советского периода, где рабочие-революционеры буллили деревенских священников и бабок-целительниц.

Попалась на глаза глава о том, что сами крестьяне думали о наносимом им добре:




перевод:

Столкновение парадигм и людей

"Да хоть убейте меня - не нужны мне ваши уколы!" - крестьянин из Цингпу, 1952
"Пусть правительство своими делами занимается, а не пытается нас вылечить!" - крестьяне из Цзянси, 1957

Кампания по искоренению шистосомоза предполагала и оказание медицинской помощи, чему многие жители деревни активно сопротивлялись. В газетах и отчётах того времени говорится, что они были недалёкими и суеверными, скорее верящими в китайскую медицину, чем в свет научного метода, что несла им Партия. Однако при внимательном прочтении местных отчётов о кампании становится очевидно, что экономические проблемы, существующая концептуальная система восприятия здоровья и болезни, а также предыдущий опыт столкновения с западной медициной сильно повлияли на успех кампании на местах. Многие жители деревни отказывались участвовать в профилактических и лечебных мероприятиях, т.к. воспринимали их аферой государственного масштаба.

Что-то мне это напоминает...
Tags: здоровье
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments