Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Анатомия тела и духа в китайской медицине. Часть 1

Чем больше изучаешь китайскую медицину, особенно обращая внимание на её духовный аспект, тем больше замечаешь, что наши внутренние органы резонируют с некими внешними функциями нашей души. И пищеварительный цикл, и цикл прохождения души через день обладают схожими чертами. На первый взгляд они выглядят просто случайным совпадением. Однако чем дальше, тем больше я вижу, что это одна сущность проходит через разные слои, преломляясь в них по-разному. Я думаю, именно это Юнг понимал под феноменом синхронии. В духовном мире не существует времени, существует лишь резонанс по смыслу, схожести, поэтому нам, настроенным на время суточного цикла, трудно увидеть единство тела некоей сущности, на протяжении долгого времени изменяющей какой-нибудь наш внутренний орган, и набора событий внешнего мира, воспринятого нами в определённой модальности.

Чем чаще замечаешь это единое тело сущностей на нескольких планах, тем более неуместной видишь деление человека на физическое и психическое. Многие наши учителя, к сожалению, занимаются таким делением: "Нет, это проблема не физическая, мы тут не можем помочь, надо отправлять человека к психологу." Многие очень опытные комментаторы в специализированных ФБ-группах в разборе случаев занимаются таким делением: "Пациентка часто плачет без причины? Ей нужна психотерапия, а не акупунктура!" Даже директриса нашей школы на недавней практике сказала по поводу одной беременной пациентки, жалующейся на неприятный удушающий комок в горле (который в китайской медицине поэтически зовётся синдромом сливовой косточки: "Это не настоящий синдром сливовой косточки. Тут проблемы скорее психологические." Почему она так сказала, не очень понятно, т.к. известно, что этот синдром свойственен истеричным женщинам (не только им, но у них чаще), а это то самое психологическое, которое одновременно физиологическое.

Что-то во мне не соглашается с этим делением. Наша стандартная точка сборки заточена на видение разных аспектов одного по отдельности как независимых не связанных друг с другом сущностей. А во мне как-будто есть тот, кто видит, - правда, пока только в общих чертах, - единство проявления сущностей на многих планах.

Вот и в анализе суточного цикла внутренних органов этот "тот" позволил мне проследить физиологические функции тела вынесенными вовне на уровень духа, нашего взаимодействия с событийностью. Таким образом, таблица суточного цикла органов обрела для меня смысл, который, возможно, был заложен в него даосскими алхимиками. "Возможно" - потому что я не встречала ему подтверждений в литературе, а всё нижеследующее мной выведено как личный гнозис на базе анатомии ТКМ.

3-5 - лёгкие

Лёгкие представляют из себя орган, имеющий свой собственный цикл вдоха внешней ци. "Чистая ци" - так называется в ТКМ воздух, что поставляется лёгкими в тело и участвует во внутреннем метаболизме. Лёгкие - это расширение, обретение пространства. Лёгкие контролируют внешнюю оболочку тела человека. Символично, что именно за счёт неё человек отделяется от внешнего мира и обретает собственное физиологическое пространство. Наверное, поэтому считается, что в лёгких обретается телесная душа По. 3-5 часов утра нам кажется очень рано, большинство ещё спит, но в древнем Китае вставали где-то в это время, с восходом солнца. Открывая глаза, человек обретает пространство духа - визуальную сферу, что его окружает. Эта визуальная сфера и является его телесной душой По.

***

(...) Бог не похож на человека. У человека есть тело, и поэтому всегда существует что-то снаружи тела. Если бы снаружи ничего не было, мы бы не смогли заметить различие между тем, что снаружи, и тем, что внутри. Но у Бога нет тела, потому что он охватывает Собой всё и ничто не лежит вне Его. (...) Для Бога внутреннее и внешнее — это одно и то же.

«Книга о табу на знание о том, кто ты» Алан Уотс

***

5-7 - толстый кишечник

Как описано в прошлом постинге, это время для того, чтобы принять решение (утро вечера мудренее!) избавиться от негатива предыдущих дней и нести с собой в новый день только то, чем в себе совершенно доволен, от чего не хочешь избавляться. Кстати я думаю, что к морали это не имеет никакого отношения. Если Рамси Болтон просыпается утром с планами освежевать на живую очередного врага и весьма доволен этим, то это не его дерьмо, а его сущность.

7-9 - желудок
9-11 - селезёнка


Впечатления от нового дня, даже если проводишь его в постели, начинают перевариваться в нашем сознании. В ТКМ желудок с селезёнкой всегда идут в паре, т.к. неразлучно участвуют в процессе пищеварения. Селезёнка ещё играет очень важную роль в теле по регуляции влажности и флегмы - тяжести и мокроты, зачинов для воспалений и т.д. В духовном же плане в селезёнке живёт дух И (Yi), который разными источниками переводится и как ум, и как интеллект, и как намерение. Можно сказать, что в духовном плане это мыслительная деятельность вообще. Если мыслишь умеренно и по делу, то всё в порядке, но если выходишь в режим хронического пережёвывания внутренней ментальной жвачки, проигрывания ситуаций, "а я ему, а он мне", бесконечного внутреннего диалога, - то всё это создаёт тяжесть в духе, которая постепенно в нём откладывается и потом вызывается на раз-два разными событиями.

На физиологии избыточная влажность в теле выражается в поносе, в тяжести в мышцах, тумане в голове, любых хронических воспалительных процессах, будь то астма, колит, гастрит, болезнь Крона, артрит или подагра. В духе же воспаление может возникать как хронический стресс, невозможность расслабиться и отпустить контроль в каких-то ситуациях, истерика, паническая атака, бёрн-аут или даже паранойя и психоз.

В общем, на данном этапе, когда человек переваривает первые впечатления от дня в виде своей реакции на них, он показывает, чего стоит его селезёнка. Его выбор реакции на события, выбор своего самоощущения в ситуациях дня - это именно то намерение, которое Yi, которая есть его душа, живущая в селезёнке.

- Ты слишком много думаешь и разговариваешь. Ты должен прекратить разговор с самим собой.
- Что ты имеешь в виду?
- Ты слишком много разговариваешь сам с собой. Ты в этом не исключение. Каждый из нас делает это. Мы ведем внутренний разговор. Подумай об этом. Что ты делаешь, когда остаешься один?
- Я разговариваю сам с собой.
- О чем ты разговариваешь с собой?
- Я не знаю. Я полагаю, о чем угодно.
- Я скажу тебе, о чем мы разговариваем сами с собой. Мы разговариваем о нашем мире. Фактически, мы создаем наш мир нашим внутренним разговором.
- Как мы это делаем?
- Когда мы перестаем разговаривать с собой, мир такой, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним разговором. Не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор еще и еще, до тех пор, пока не умрем. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний разговор. Воин осознает это и стремится остановить этот разговор. Это последнее, что ты должен знать, если хочешь жить, как воин.

"Отдельная реальность" Кастанеда


11-13 - сердце
13-15 - тонкий кишечник


В ТКМ эти два органа тесно связаны до такой степени, что огонь в сердце (это такой синдром) передаётся в тонкий кишечник (меридиан тайянг руки) и через него - в другой связанный с ним меридиан, мочевого пузыря (тайянг ноги), а через него в сам мочевой пузырь. Короче, западный доктор в этом случае диагностирует цистит, а восточный в качестве одного из патогенезов будет смотреть на огонь в сердце - чему будут вполне конкретные симптомы, связанные с сердцем. Казалось бы, где цистит, а где сердце, но древние китайцы и тут нашли связь! Но сейчас о роли сердца и тонкого кишечника в суточном цикле.

Сердце - это вообще Император, монарх. Самый главный. Но также сердце контролирует чувство радости. Радость - это то, что мы принимаем в себя с большой готовностью и готовы многое из себя отдать ради этого. Функция тонкого кишечника - отделять чистое от мутного, что вполне соответствует западному его пониманию, где считается, что он отфильтровывает и поглощает всё полезное (чистое), а всё неполезное (мутное) отправляет дальше.

И вот в нашем цикле сердце и тонкий кишечник, получается, совместно играют роль по отбору самых ценных для души впечатлений дня. Даже если день не удался, то усилие по тому, чтобы увидеть в нём какой-то позитив или извлечь что-нибудь полезное - это работа сердца и тонкого кишечника.

Сердце ещё - дом для души-Шень, той души, которую мы несём в себе миру и которую вбираем от мира себе. Шень - это весь мир вокруг нас, который является одновременно нами самим фактом того, что мы его восприняли. Никуда от этого не деться. И мы либо принимаем это в себя (сердце), либо выводим (тонкий кишечник). Постоянные попытки переварить то, что мы не принимаем, - все несправедливости мира, глобальное потепление, всемирный заговор, голодающих детей в Африке, - это удержание впечатлений на уровне тонкого кишечника. Один член нашей шаманской группы 2 года назад умер от рака двенадцатиперстной кишки. Не потому ли, что никак не мог смириться с тем, что его Шень ежедневно воспринимала из внешнего мира и не была ни в состоянии принять, ни в состоянии изгнать?

(Часть 2)

Tags: здоровье, кастанеда, китайская медицина, психоанализ, синхрония, юнг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments