Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Когда душе лучше всего стереть личную историю, или о суточном цикле органов в китайской медицине

В китайской медицине есть такое понятие, как суточный цикл активности внутренних органов. Его обожают бездумно копипейстить фанаты альтернативных медицин. Выглядит он так:

3-5 - лёгкие
5-7 - толстый кишечник
7-9 - желудок
9-11 - селезёнка
11-13 - сердце
13-15 - тонкий кишечник
15-17 - мочевой пузырь
17-19 - почки
19-21 - перикард
21-23 - тройной обогреватель
23-1 - желчный пузырь
1-3 - печень

Утверждается, что соответствующие органы активны в указанное время суток, что не имеет абсолютно никакого смысла для человека, мыслящего по-западному. Даже для меня нет никакого смысла, хотя я уже думаю менее по-западному, чем ранее. На курсе теории ТКМ учитель изложил нам эту схему as is и добавил тот комментарий, который обычно её сопровождает и который я не раз видела - что кишечник надо очищать с 5 до 7 утра, когда он наиболее активен. На мой вопрос, почему только у этого органа вполне конкретная рекомендация, а у всех остальных органов нет, учитель ответить не смог. Поэтому я традиционно в такой ситуации стала додумывать сама.

К китайским источникам я пока доступа не имею, а в английских мне попадалась лишь вышеупомянутая версия с единственной рекомендацией покакать рано утром.

Однако я помнила, что такое же разделение по часам присутствует и в китайском календаре в разделе "Земных Ветвей". Этот календарь обычно является частью более сложной гео-мантической системы, используемой в даосской магии. То есть явно кусок про соответствие внутренних органов времени суток - это что-то из магической медицины. Однако эта медицина имеет свою стройную внутреннюю логику, которая, - как и любая сложная мантическая система, - полностью работает только у того, кто погружен в неё глубже, чем в коллективное описание мира. В этой системе наложены друг на друга и приведены в соответствие циклы инь-ян на разных уровнях - сутки, лунный месяц, год, жизнь, компас, магический круг с соответствиями животных, ветров и т.п. Если бы я была даосским доктором, я бы сюда ещё наложила циклы дыхания и пищеварения.

***

Нельзя указать время возникновения мира, потому что он повторяется снова и снова подобно тому, как двигаясь по кругу, мы будем снова и снова возвращаться в одно и тоже место. Ведь окружность нигде не начинается и нигде не заканчивается. Посмотри на мои часы, по которым я узнаю время; стрелки часов движутся по кругу, и точно так же мир повторяется снова и снова. Смотри, часовая стрелка поднимается по циферблату вверх от шести до двенадцати, а затем опускается вниз от двенадцати до шести. Подобно этому есть день и есть ночь, можно бодрствовать, а можно спать, люди “живут и умирают, приходит лето, а затем зима. Ты не можешь жить так, чтобы у тебя всё время было только что-то одно и не было другого. Ведь ты не мог бы знать, что такое чёрный цвет, если бы ты никогда не видел его рядом с белым.

Подобно этому бывает так, что мир есть, но бывает и так, что его нет. Ведь если бы мир шёл всё время только вперёд и вперёд, он бы ужасно наскучил себе. Поэтому он появляется, а затем исчезает. Ты то видишь его, то не видишь. После исчезновения он всегда возвращается снова, потому что он никогда не успевает окончательно надоесть самому себе. Это напоминает твоё дыхание: ты делаешь вдох, а затем выдох, снова вдох и снова выдох, но если ты попытаешься один раз вдохнуть и больше никогда не выдыхать, тебе вскоре станет плохо.


«Книга о табу на знание о том, кто ты» Алан Уотс

***

И вот когда я обдумывала все эти циклы на базе суточного, я нащупала ту точку, где опорожнение кишечника рано утром имеет смысл. Однако здесь речь идёт не о физиологическом кишечнике.

Возьмём суточный цикл и прохождение человека через него. Вот он открывает глаза с восходом солнца, начинает воспринимать в себя внешний мир, как если бы его органы чувств были одной большой пастью, которая беспрестанно заглатывает впечатления о внешнем мире. Заглоченные впечатления перевариваются в мысли и память, к ним выстраивается отношение, и пасть закрывается с заходом солнца, с наступлением времени инь, чтобы это всё переварить и сделать частью нашего духовного тела. И вот снова встаёт солнце, человек открывает глаза, пасть его духа тоже открывается, чтобы начать заглатывать новый день, и вот тут-то переломный момент - несёт ли человек в новый день с собой всё дерьмо прошлого или волевым усилием решает все отбросы изгнать. Убрать из себя все те впечатления прошлого, что оказались не полезны, что худо-бедно переварены и больше ни на что не годны.

Только в такой картине мне кажется вполне логичным, чтобы наш дух по пробуждении "покакал", то есть не нёс с собой в новый день все отбросы дней минувших. Физиологически нам противен запах экскрементов. На уровне духа должен быть схожий механизм. Что нам противно? Например, гнев, ненависть, обиды, сожаления, печаль, ревность, раздоры, опасения, страхи. Впускать это в свой дух с началом дня и определять этим то, как мы общаемся с людьми, как воспринимаем события дня, - это носить своё дерьмо с собой и копить токсины, которые начнут откладываться в других органах, на других планах бытия.

В ТКМ есть ещё такой интересный синдром, как "понос, случающийся в час петуха". На вышеупомянутый суточный цикл наложены ещё и 12 животных, которые в нашей культуре известны как символы китайского года. Но в качестве символа года они лежат на более длинном, 12-летнем цикле. Однако они же присутствуют и в суточном цикле. Петуху соответствует как раз время между 5 и 7 часами утра.

У этого раннего поноса очень конкретный патогенез - недостаточность Ян в почках, и соответственно, в селезёнке, что приводит к тому, что съеденная накануне пища очень плохо переваривается, и доходит до кишечника в печальном состоянии. Ночь - это время Инь. Когда Ян начинает усиливаться с началом дня (с 5 утра), то в хорошо отлаженном организме наступает время опорожнить кишечник, и вот тут-то оно даёт о себе знать.

Так вот, если перевести этот синдром на духовный план, то ситуация выглядит следующим образом. Энергия Ян - это огонь. Недостаток огня в том, как мы воспринимаем окружающий мир - это депрессия, отсутствие красок мира, отсутствие интереса, драйва. Заглоченные впечатления дня не перевариваются как следует, не питают должным образом печень, кровь и душу, и на следующее утро предстают мерзким потоком полуразложившихся трупов впечатлений, объектов, людей, событий. Из прошлого дня человек не усвоил ничего полезного, ничем не обогатился, не установил связи. И оно вторгается в только что проснувшееся сознание мощным неудержимым потоком, как утренний понос.

Мораль сего постинга такова. Мы не всегда в состоянии контролировать физиологическое очищение организма в конкретное время, чтобы следовать рекомендациям китайских докторов. Зато мы в состоянии осуществлять контроль над нашим сознанием и начинать день с определённой установкой на то, какую часть нашей "личной истории" мы переносим в следующий день. Это не всегда простая задача, но это должно быть сделано. Наша душа создана по образу и подобию нашего тела (даже если наоборот, не важно), поэтому в ней есть эта функция.

Можно даже фигурально сказать, что мы каждое утро просыпаемся в жопе внутри собственной прямой кишки. Вылезти оттуда - наша первостепенная задача! После этого мы станем тем желудком, что начнёт заглатывать новый день. И кстати следующий орган в суточном цикле - как раз желудок. Но о нём, а также обо всех остальных органах - в следующем постинге.

***

- У меня нет личной истории, - сказал дон Хуан после продолжительной паузы. - В один прекрасный день я обнаружил, что в ней нет никакой нужды, и разом избавился от неё. Так же, как от привычки выпивать.

"Путешествие в Икстлан" Кастанеда

***

Я попросил Далай-ламу описать, каково это – просыпаться и сразу ощущать радость. В ответ он рассказал о ритуале, который проделывает каждое утро.

– Если вы верите в Бога, то, проснувшись, благодарите Его за то, что подарил вам еще один день. А дальше следуете воле Божьей. Но я, как нетеист и буддист, просыпаюсь и вспоминаю то, чему учил Будда. Я размышляю о том, как важны доброта и сострадание и как важно желать добра другим людям или хотя бы попытаться уменьшить их страдания. Потом вспоминаю, что все взаимосвязано, – это учение Будды о взаимозависимости всех вещей. И устанавливаю намерение на день грядущий: чтобы он был наполнен смыслом. Под этим я подразумеваю, по возможности, служение и помощь людям. Если же помочь никому не удастся, нужно постараться хотя бы не навредить.


«Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире» Далай-Лама
Tags: буддизм, кастанеда, китайская медицина, психоанализ, психология
Subscribe

  • Сон о концлагере

    30 декабря приснился мне сон редкого качества. В год таких снов 1-2 штуки бывает. Традиционно это только самый конец, так что часть символизма…

  • Оголённая грудь и воплощение сна в реальности

    До конца семестра месяц... Считаю дни... Через две недели начинаются финальные экзамены, и тогда целый месяц отдыха! Никаких заданий! А пока о снах.…

  • Практика у китайского доктора

    Недавно съездила в другой город на практику к старому китайскому доктору. Все китайцы тут берут себе западные имена, которые вообще никак не похожи…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments