Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Путь Самости восточной медицины, или о разных аспектах инь и ян

По мотивам вчерашнего анализа двух групп практиков гомеопатии.

Я сейчас схожую ситуацию наблюдаю в восточной медицине. В нескольких коммьюнити, на которые я подписана в ФБ, больше половины контента - перепосты статей о том, как "наука доказала" эффективность тех или иных акупунктурных приёмов (типа, приняла в свой круг, подтвердила право на существование и погладила по головке), при полном отсутствии статей самих акупунктурщиков о том, как они успешно применили какой-нибудь старинный метод "Поджечь гору" или "Спустить холод протыканием Небес" (реальные названия движения иглы) или разработали какой-то свой метод. Такое можно увидеть только в специализированных журналах по восточной медицине, распространяемых по подписке и пока не интересующих широкую общественность.

Подавляющее большинство обычных акупунктурщиков гравитируют вокруг западной медицины и в самоопределении себя в профессии отталкиваются именно от неё, а не от теории ТКМ. Но мироздание отозвалось на мой немой зов и послало мне коммьюнити "Учёные исследователи ТКМ", где больше половины контента - разбор тёплых ламповых древних китайских книг и попытки перевести западные диагнозы в термины ТКМ.

"Плечелопаточный периартрит? Посмотрим... Таааак, это у нас синдром холода и влажности, а также недостаточность крови и ци, вследствие чего наблюдаем коагуляцию в тканях. Плюс к этому убывание эссенции почек и печени, что привело к ослаблению связок и костей. Используем такие-то травы для воздействия на органы, такие-то точки акупунктуры для воздействия на меридианы, органы и локально на сгущение ци, и такие-то упражнения йоги для контролируемой внешней нагрузки на сустав."

В акупунктуре каждый меридиан имеет в своём названии приставку "тай-ян", "шао-инь", "дзюэ-инь" и т.п. Эти приставки вроде и имеют перевод, типа "сверх-ян", "убывающий / недостаточный инь", "малый ян", но что это значит в прикладном смысле, среди наших преподов никто не знает. Я запустила поиск в этом коммьюнити по одному из этих терминов, и пропала для мира на целый день. Сидела с "Трактатом жёлтого императора" с одной стороны, "Трактатом по акупунктуре и моксе" с другой, и штудировала пару длинных дискуссий многолетней давности в этом сообществе - об этих самых подразделах ян и инь, которые завязаны на циклическую смену энергий в течение суток, что и определяет её циркуляцию в меридианах как можно более синхроннее к движению солнца.

Пока пятая версия выглядит вот так:



Мои попытки привязать к этому и-цзин я в этот вариант не включила, хотя они тоже были, но наткнулись на моё незнание этого оракула (три тома Виногродского, на 900 страниц каждый, ждут меня!). Я с трудом оторвала себя от дальнейших исследований в 2 часа ночи, когда обнаружила, что китайский календарь, который я тоже начала примерять к этой схеме по инструкции из одного трактата, имеет в себе огненных лошадей, деревянных собак и металлических свиней не только по годам, но и по дням, и даже по часам, а это тема не на один месяц штудий.

Получившаяся картинка практического применения пока не имеет, и служит пока отправным пунктом для дальнейших исследований. Стрелками в ней указан циклический ход энергии от меридиана к меридиану на протяжении суток. Традиционно в Китае новый день начинается в тот час, который у нас соответствует 3 часам утра. Это будет начало активности меридиана лёгких. Потом толстый кишечник, желудок и т.п.

В полном названии меридианов есть ещё указание на руку или ногу. Например "сердечный меридиан руки малый инь" или "желудочный меридиан ноги светлый ян". В принципе, когда выучишь все меридианы, то станет очевидно, что одни идут в руки, а другие в ноги, но, пока я их все не знаю, для меня было открытием констатировать на этой картинке, что если стрелка идёт из сектора инь в сектор ян или между двумя меридианами в секторе ян, то этот меридиан будет сектором руки. А если идёт из светлого сектора в тёмный или проходит только по тёмному, то это меридианы ноги.

Другая констатация - что символ тайдзи должен быть повёрнут на 90 градусов по часовой стрелке. Ян должен быть наверху, т.к. "великомудрый всегда смотрит на юг", который у китайцев спереди (в отличие от западной системы, где спереди традиционно север.

С терминами малого, сверх и светлого яна, а также малого, сверх и убывающего иня я не особо разобралась, но вроде бы маппировала их без больших противоречий на какой-то фундамент.

И пока листала разные книги, нашла ещё интересное явление - кунгфуисты продвинутых уровней тоже изучали меридианы и точки для оптимального движения в пространстве и для победы. Не для того, чтобы "секретным приёмчиком" убить противника, как во второй части "Убить Билла", а чтобы понимать как течёт энергия их тела и тела противника, и как это всё вписывается в то общее пространство, в котором они сошлись. Это вообще крутая тема!
Tags: даосизм
Subscribe

  • "Что случается с душой"

    Недавно в ленте прошёл необычайно красивый перевод песни-черновика Леонарда Коэна "Что случается в душой". От чтения мурашки идут по коже. Пошла я…

  • Мультфильм про шамана

    Нашла серию шикарных юморных мини-мультов про северного шамана. Смотрятся все на одном дыхании. Главный герой даже не шаман специально, у него…

  • Проклятие советского поэта. О войне и инфантилизме

    Нашла в интернете ответ женщине, которая во время Второй мировой написала мужу о том, что ушла к другому. Письмо перехватили однополчане мужа и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments