Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Инициации

В одном обсуждении на ВК заговорили об инициациях. Как по учебнику Элиаде, были упомянуты инициации возрастные, тотемические и шаманские. Их описания, наверное, уже читала сто раз за последние несколько лет, и все только и делают, что их повторяют, как священное писание. В этот раз рассказчик подчеркнул, что за инициациями всегда (!) стояла тайна. Кто-то во мне был не согласен с этим обобщающим заявлением, поэтому я решила помедитировать на тему того, что это могла быть за тайна, действительно ли то было тайной, во всех ли обществах, практиковавших инициации, была тайна, и зачем она вообще.

Я увидела, что состояния до инициации и после неё были как между экзотерическим и эзотерическим, когда человек знакомится с внешним символом и когда он постигает его глубину и его проявления на духовном плане. А значит, здесь можно привлечь пример религий, особенно до появления жрецов, которые единственными были посвящены в таинства и доносили волю богов. До всего этого человек был сам себе религией. "Мистическое соучастие" было не уделом избранных, а стандартом бытия. Культурные различия между разными группами людей, несомненно, обусловили разницу в тех историях, при помощи которых они объясняли мир, интерпретировали для себя его проявления и пытались им управлять.

В такой модели, если в каком племени и было принято решение хранить часть мифологии в тайне, только для своих, которых вырастили своими руками, то это, на мой взгляд, было культурной особенностью, специфическим способом вхождения в миф, а значит не повсеместным. Тайна могла быть искусственно создана, чтобы держать под контролем волю богов для конкретного племени, чтобы на эту волю не влияли все, кому ни вздумается, но это, как правило, реакция неуверенного в себе правителя, который хочет больше власти над народом, т.к. не чувствует полного повиновения и абсолютной поддержки, а такие ситуации были не везде. В религиях точно так же не было абсолютного разделения на внешнее и внутреннее до появления жреческой "касты", да и с её появлением не везде это разделение закрепилось. В одним религиях магия общения с потусторонним отводилась исключительно жрецам, а у остального населения каралась, в других - она была широко доступна для личных нужд у всех желающих.

Из всего этого следует, что тайна в инициациях не является чем-то обязательным.

Инициации зачастую были посвящением в новую роль или в новое измерение знакомой с детства истории.

Вот тут моя фантазия, т.к. не знаю наверняка, но в качестве примера открытия нового измерения знакомой истории можно подумать, что на инициации православного священника высокого уровня ему объясняется, что нет никакого бородатого дядьки на небе, вся эта история была придумана, но есть вот такие-то и такие-то способы воздействия на реальность посредством историй, и история с дядькой наиболее удобна для данного народа, у которого в коллективном бессознательном большая потребность в таком дядьке. После такого поворота требуется специфическое поведение, иное восприятие, иной набор повседневных ритуалов.

В случае с посвящением в отведённую человеку социальную роль ритуал инициации действительно мог выглядеть как смерть и возрождение, т.к. в очень многих обществах человек был неотделим от его роли. Ребёнок умирал, взрослый рождался. Посвящение в роль - мужчины, охотника, воина, жреца, девушки, матери, профессии, - это ритуал инициации.

И здесь не важно, открывали ли человеку тайное имя первопредка, набор ритуалов для связи с местным богом, посвящали ли девочку в девушку, девушку в жену.

Получение признания кастой - инициация.
Получение признания профессией - инициация. Современные ритуалы посвящения в престижные профессии, типа врачей, инженеров или юристов, на Западе, проходят зачастую по сценарию посвящений в магические ордена.
Достижение детородного возраста - инициация.
Свадьба - инициация.
Поступление в университет - инициация. На Западе во многих университетах часто новым абитуриентам "деды" устраивают не всегда приятные инициации.
Служба в армии - инициация. Смог после российской армии сохранить доброту в душе - прошёл инициацию.
Получение диплома - инициация.

Ведь так подумать, после инициации человек получает не только обязанность соответствовать той роли, в которую его посвящают, но и права группы, к которой он принадлежит. Практиковать медицину, психологическое консультирование, строить жилые дома или самолёты, заверять официальные документы или даже переводить с иностранного языка в суде, имеют право только люди, прошедшие 5-10-летнюю многоступенчатую подготовку к инициации и её саму.

Шаманские инициации не всегда проходили через шаманскую болезнь, и часто подразумевали успешное прохождение аскезы, во время которой испытуемый не только не умирал, но и наполнял силой персонажей известной ему мифологии, которые ему потом и служили в его работе. Либо же в том же самом состоянии сражался со своими основными враждебными демонами, одерживал над ними верх, и они ему потом не мешали. А демоны эти зачастую были коллективной Тенью племени, личной Тенью человека, остаточными детскими страхами, материнским комплексом, или персональным Стражем человека, охраняющим доступ к Силе. Если случалась шаманская болезнь, то это было просто спонтанным проявлением того же, чего добивались через аскезу, а значит не было условием sine qua non.

Сама шаманская болезнь у разных народов была разной. У одних это была тяжёлая физиологическая болезнь, принудительно доводившая человека до того состояния истощения и страданий, которого добивались аскезой. У других это был жёсткий психоз (См. книгу "Завтра я всегда бывала львом" - отличное описание очень сильно затянувшейся шаманской болезни. Автору, правда, не удалось одержать верх над своими демонами и вырастить в себе сверхъестественную Силу, она просто за годы болезни нашла во внешнем мире достаточно сильную мотивацию выздороветь, которая медленно, но верно отрастила ей новое духовное тело). После таких болезней выздоравливали очень немногие. В большинстве своём те, кто в мире духов одерживал победу над демоном болезни, забирая себе его Силу.

Так что даже "шаманская болезнь" - признак не шамана, а просто болеющего человека. Признак шамана - это прохождение через любые трудности на духовном плане (то есть нахождением себя фокусом внимания на духовном плане), вне зависимости от того проявляются они сами на физическом и эмоциональноми плане или стимулируются искусственно всякими практиками, и выход из них абсолютным победителем.

Таким образом, я увидела, что инициация - это прохождение этапа, которые человек наметил для себя или для него наметила группа, к которой он принадлежит, или же через которые его проводит сама жизнь. Нет принципиальной разницы между возрастной, социальной, учебной, профессиональной, шаманской или мистической инициацией. Разница есть сущностная, смысловая, культурная, но инициация - это сам переход.

В том числе переход из духовного пространства в физическое тело (рождение) и затем переход из физического тела обратно в духовное (смерть). Эту инициацию проходят все. Какой бы длинной, сложной и многоступенчатой она ни была, никто ещё её не провалил. Ходят легенды о тех, кто оказался таким ловким, что умудрился с собой в следующий этап забрать этап предыдущий, чтобы иметь профит с обоих.
Tags: антропология, инициации, шаманизм
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments