Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Размышления о сущности рака. Книга "Благодать и стойкость"

Последние месяцы меня преследует мысль о том, что такое рак с точки зрения китайской философии/медицины, а точнее моего нынешнего понимания действия 5 стихий. После часов размышлений и наблюдений за природными и социальными процессами появились кое-какие инсайты, которые заслуживают быть записанными, по крайней мере, как промежуточный этап понимания на пути к чему-то более прикладному. Нелишне напомнить, что всё последующее суть мысли человека, чей ум не омрачён научным знанием и у кого пока лишь самое общее понимание механизмов, на которых зиждится китайская медицина.

Начну, пожалуй, с обзора нескольких книг, которые подтолкнули меня к размышлениям. Сразу скажу, что я оттуда брала не готовые рецепты. Во многом их содержание у меня вызывало множество возражений. Однако общие рассуждения о том, что, возможно, вызывает рак, что заставляет его расти и метастазировать, что его останавливает и что его предупреждает, позволили мне начать бурить в указанных местах свой собственный путь понимания того, что же это всё-таки такое.

Всё началось с книги "Благодать и стойкость" Кена и Трейи Уилбер. Да, это тот самый Кен Уилбер, американский философ, создавший синтез религий всего мира на корне современной психологии и продвигающий свою теорию под видом новой Истины. Я не являюсь его поклонницей, т.к. он из тех американских медитаторов и гурофилов, которые варятся в бульоне, чей вкус мне не нравится. Однако нельзя отрицать значительный информационный вес Уилбера и роль, которую он сыграл в Америке, сделав её чуть менее консервативной. Трейя Уилбер - его жена, много лет боровшаяся с раком груди. Она является автором книги лишь опосредованно, через свои дневники, которые Кен обильно цитирует. Хотя у меня подозрение, что значительная их часть выдумана для его книги, опубликованной через 2 года после её смерти.

В книге собственно описывается их совместный путь по борьбе с раком. Они прошли через все доступные в 80-е способы лечения. Операция по удалению груди и химиотерапия - это само собой, даже не обсуждается для человека, прочно встроенного в западное общество и помимо всех своих нанесённых "духовных" убеждений принимающего научное знание как догму. Но как истинные завсегдатаи Эсалена и скупающие все публикации издательства "Шамбала" Уилберы не могли пройти мимо всех возможных альтернативных методов лечения. Вот как он сам описывает это в книге:

А еще мы начали тщательное исследование всех доступных способов альтернативного лечения: макробиотика, диета Герсона, лечение энзимами по Келли, методика Бертона, Буржински, психологическая хирургия, исцеление верой, Ливингстон-Уилер, Хоксли, амигдалин, мегавитамины, иммунотерапия, визуализация, акупунктура, аффирмации и так далее (многие из них я опишу позже). И там, где большая часть научной, медицинской информации была либо неубедительной, либо откровенно пессимистичной, большая часть «информации» из альтернативных источников была либо откровенно анекдотичной, либо неправдоподобно оптимистичной. Читая литературу по альтернативной медицине, начинаешь испытывать головокружительное чувство, будто все, кого лечила ортодоксальная медицина, умерли, а все, кто лечился с помощью альтернативных методов, выжили (за исключением тех, кто имел неосторожность перед этим воспользоваться услугами ортодоксальной медицины, — они все тоже умерли). Вскоре начинаешь понимать, что, какими бы ни были природные преимущества альтернативной медицины в лечении рака-заболевания (а их, как мы увидим в дальнейшем, немало), по большей части она занята лечением рака-недуга, предлагая позитивные смыслы, моральную поддержку, а прежде всего — давая надежду всем, пораженным этой болезнью. Другими словами, проповедники альтернативных методов действуют по большей части в сфере религии, а не медицины — вот почему буквально вся их литература не содержит вообще никаких научных данных, зато изобилует сотнями наставлений.


За что я особенно благодарна Уилберу, это за очень дельную формулировку различия между болезнью и недугом. Болезнь - физиологична, недуг - энергетичен, а значит, поражает эмоционально-информационные планы человека.

Если речь идет о болезни, человеку приходится сталкиваться с двумя совершенно разными явлениями. С одной стороны, приходится иметь дело с нарушением в работе организма — сломанной костью, простудой, сердечным приступом, злокачественной опухолью. Назовем этот аспект болезни заболеванием. К примеру, рак — это заболевание, конкретная болезнь, обладающая конкретными медицинскими и научными параметрами. Заболевание более или менее нейтрально с ценностной точки зрения: оно не может быть правильным или неправильным, хорошим или плохим, оно просто есть. Это как гора, которая не бывает хорошей или плохой, она просто есть.

Но, с другой стороны, человеку приходится сталкиваться с тем, как интерпретируется заболевание в его обществе и культуре, — со всеми теми суждениями, страхами, надеждами, мифами, историями, оценками и смыслами, которые каждое конкретное общество придает тому или иному заболеванию. Назовем этот аспект болезни недугом. Рак — это не просто заболевание, не просто конкретный научный и медицинский феномен, это еще и недуг, явление, обремененное культурными и социальными смыслами. Наука рассказывает о твоем заболевании, а конкретная культура или субкультура рассказывает о твоем недуге.

В этом нет ничего особенно плохого. Если культура рассматривает определенное заболевание с сочувствием и пониманием, то недуг может рассматриваться как вызов, как объект исцеления и духовная возможность. В этом случае «недуг» — не проклятие и не повод для морального осуждения, а элемент общего процесса по исцелению и восстановлению. Если недуг рассматривается в позитивных терминах, укрепляющих дух больного, шансов победить заболевание становится намного больше, а возможным побочным результатом станет духовный рост и нравственное обогащение человека в процессе излечения.

Мужчины и женщины обречены на поиски смысла, обречены на то, чтобы сотворять значения, оценки, мнения и взгляды. Человеку мало знать, что он болен определенной болезнью, что у него есть то или иное заболевание. Ему надо знать еще: почему он болен определенной болезнью. Почему именно я? Что это значит? Что я сделал не так? Как это произошло? Иными словами, нам надо снабдить заболевание тем или иным смыслом. И в том, что касается этого смысла, мы в первую очередь и сильнее всего зависим от общества, от всевозможных историй, оценок и мнений, в которые наша культура обряжает конкретную болезнь. В отличие от болезни недуг в большой степени создается обществом, культурой или субкультурой, в рамках которых мы существуем.


Многие альтернативные методы лечения заточены именно на лечение недуга, поэтому, если я хочу далее идти по этому пути, то важно понимать не то, как клетки, органы, системы, тело поражаются болезнью, а как недуг поражает душу человека - его внутреннюю душу, что связана с его физическим телом (эмоциональный план), его внешнюю душу, что строит комплекс смыслов из всего наблюдаемого (информационный план) и обменивается им с окружающими, и его дух, что изменяет что-то в себе на основании происходящего на эмоциональном и информационном планах (духовный план).

Если вернуться к супругам Уилбер, то духовная жизнь у них обоих была богатой. Но не в том смысле, в каком сейчас понимаю духовную жизнь я. Оба были активно вовлечены в американский нью-эйдж и распространение восточных эзотерических практик в американском бульоне. Оба были активнейшими медитаторами, потребителями семинаров с индусскими гуру, книг восточных религий и нью-эйджа.

Однако после 15-20 лет такой практики у каждого что мы видим? Кен при знакомстве с Трейей - саркастический одинокий ботаник, имеющий проблемы с общением и махнувший на себя рукой. Трейя - играющая в независимую феминистку несчастная женщина с кучей незакрытых любовных гештальтов, но обмотавшаяся зелёным виноградом, - мол, я такая гордая и неприступная, мне никто не нужен, ни муж, ни дети, я везде сама и тем счастлива не пытайтесь мне помочь и заставить меня чувствовать себя слабой женщиной. После нескольких лет борьбы с раком Кен спивается, из саркастического становится язвительным, ещё больше эмоционально закрывается, подумывает о самоубийстве, а потом даже поднимает на Трейю руку, когда она ему становится совсем омерзительна (как у него хватило мужества описать всё это в книге, ума не приложу). Трейя ведёт себя как жена Декстера, если кто смотрел одноимённый сериал. То есть как капризная и контролирующая баба-ребёнок без малейшего понимания личностных границ мужчины.

В моём понимании, духовное развитие - это изменение себя и своего эмоционального тела, а не коллекционирование атрибутов экзотических религий, дипломов всяких эзотерических курсов и "прямых посвящений" от гуру с индусскими именами.

Зато внешне у них есть чем впечатлить обывателя. Кен пишет всемирно известные книги по личностному развитию: он автор 10 всемирно известных книг, вышедших до 1987 года (Трейя умерла в 1989 и последние годы её болезни он забросил писательство). В отличие от Кена, Трейя больше заботится не о том, чтобы донести Истину до всего мира, а о самой себе и своём круге, однако тут её "духовность" не имеет границ. Вот цитата из её дневника, когда она лечилась в Германии на особо ядрёной химиотерапии, запрещённой в Штатах:

Вскоре после моего приезда ко мне в палату зашли несколько медсестер и спросили немного смущенно и неуверенно: «А какого вы вероисповедания?» Нельзя винить их за то, что они запутались! На одном из столов в моей палате устроен небольшой алтарь. Там есть красивая статуэтка Будды медицины и еще одна — Девы Марии, которую дал мне Кен; изумительный круглый кварцевый кристалл, которые мне подарила подруга из долины Саншайн, прелестная фигурка Мадонны с младенцем от моей невестки; фигурка святой Анны от Вики (когда-то она помогла ей вылечиться); изящная картинка, изображающая Гуань Инь, от Эндж; маленькая танка Зеленой Тары от Кена; изречение в старинной рамке, которое выписала моя сестра; щепотка той соли, в которую было помещено тело Трунгпа Ринпоче (и другие частички мощей, которые я с особым благоговением храню у себя); фотографии Калу Ринпоче, моего учителя, и Трунгпа Ринпоче с его преемником; другие изображения, присланные разными людьми, — Раманы Махарши, Саи-Бабы, Папы Римского; старинная мексиканская картина на металле, изображающая целителя; прекрасный крест от одного из родственников; старый молитвенник от моей тети; молитвенник от Эйлин Кэдди, одной из основательниц Финдхорна; трогательные подарки от друзей по ОПРБ; мала с ретрита Мудрости с Калу Ринпоче… нет, неудивительно, что они запутались! Но мне кажется, что все это правильно. Я всегда была экуменисткой в душе; теперь этот экуменизм обрел конкретное воплощение в моем алтаре!


Мне этот набор очень сильно напоминает некоторых адептов эфирных масел. Те тоже бросаются скорее на внешние идеи и названия, нежели на внутреннее содержание. Стоит стабильно установить связь с внутренним содержанием, как понимаешь, что тебе не нужны внешние суппорты, потому что связь эта пролегает не через глаза, а через душу.

Парадоксально, полезным в этой книге мне показался именно несчастливый конец истории. Несомненно, печально, что хорошая женщина последние 6 лет своей жизни жила в плену самого страшного недуга её времени и умерла молодой. Не менее ужасно, через что довелось пройти её мужу, который сходил с ума от бессилия и горя перед действием недуга на душу и тело его жены. Однако изложенная им в этой книге история использования альтернативных методов лечения бесценна, на мой взгляд. Он наглядно показывает, что подавляющее большинство этих методов используется людьми "магически", то есть с ожиданием действия волшебной пилюли и без понимания реальных энергетических паттернов, вовлечённых как в процесс действия этих методов, так и в процесс зарождения и подпитки болезни.

Мегавитамины? - Панацея!
Омега-3? - Галаадский бальзам!
Акупунктура? - Магия!
Целительница космическими энергиями? - Её хвалят! Она творит чудеса!
Средиземноморская диета? - Наверняка в этих продуктах есть магический ингредиент, который мы ещё не открыли, а Америка в этом смысле - прОклятое место!

Но если изменить питание, не изменив анатомии тела, метаболизм в основном останется прежним. Под "анатомией" я тут понимаю не физиологию, а комплекс эмоциональных реакций на жизнь, комплекс установок о себе и всех окружающих элементах, набор привычек.

Если Трейя себя считала ни от кого не зависимой феминисткой, одухотворённой деятельницей эзотерического фронта, и строила свою жизнь на этом "скелете" энергопотоков, то в первую очередь ей надо было не витамины в астрономических дозах глотать и не визуализировать, как лейкоциты прицельно бомбардируют монстрообразные раковые клетки (как любят изображать в разных статьях о раке, что к реальности имеет довольно отдалённое отношение), а изменять эти энергопотоки. Не считаю, что этот способ, в отличие от вышеперечисленных, - панацея, но он мне кажется менее магическим (в профанном смысле), более плодотворным, а также потенциально объясняющим многие случаи самоисцеления

Просто в качестве примера, что могло бы изменить энерголандшафт тела Трейи: переехать в Финляндию, убедить себя, что из Америки надо валить, пока не поздно, преподавать в маленькой финской деревенской школе английский, плести кружева, заготавливать травы, искренне сравняться со средним уровнем "духовного развития" своей деревне, усыновить троих сыновей-подростков своего финского мужа и проявлять общественную деятельность в выбивании средств у коммуны для уроков арт-терапии в местном доме престарелых. Вот такой рецепт, применённый в комплексе, обеспечил бы значительную смену её внутреннего ландшафта, что перенаправило бы и энергии, отвечающие за физиологические процессы.

Трейя же с началом лечения и на всём его протяжении оставалась практически во всём той Трейей, у которой в груди выросла опухоль, и далее только продолжала своими решениями подпитывать ту канцероносную Трейю.

Одним из факторов роста опухоли является образование кровеносных сосудов внутри неё, которые дают ей жизненную силу. И одним из средств борьбы с опухолями является предотвращение роста сосудов. В переносе на другие планы бытия человека это значило бы изменение своей жизни в той мере, чтобы перестать подпитывать эмоциями и установками себя прежнего и начать строить себя нового.
Tags: здоровье, книги, энергетика, энергия
Subscribe

  • Китайская медицина в русскоязычном пространстве

    Чем больше изучаю китайскую медицину в англоязычном мире, тем больше убеждаюсь, что в России о ней знают чуть менее чем ничего. Разве что - что…

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments