Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Еда как магический ингредиент

В последнее время я обратила самое пристальное внимание на питание и энергетические свойства отдельных продуктов. Слово "энергетический" тут можно свободно заменить на "магический", т.к. принцип тот же, несмотря на то, что у нас уже есть "научная" система описания питательной ценности продуктов. Однако чем больше я размышляю о свойствах отдельных продуктов и их роли в большой системе, тем больше вижу, что западная и восточная диетологии - это разные модели интерпретации, разные языки, которые пытаются описать некий набор смыслов, изначально не имеющий вербальной основы. Несмотря на то, что обе они описывают ту же самую материю, то есть изучают одну территорию, - они однако рисуют разные карты, строят свою теорию и делают на её основе разные выводы.

И поскольку за всем этим стоит магия, то в большинстве случаев нарисованная карта скорее соответствует ожиданиям, нежели нет. То есть у одних будет работать система с калориями, белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами и т.п., а у других - со стихиями, вкусами и температурными аспектами. Всё упирается в то, насколько плотно конкретная модель управляет духовным телом человека. Для большинства современных людей адекватной для самостоятельного применения будет именно западная диетология, однако если они попадут на консультацию к сильному восточному врачу, они на время станут клеточками его духовного тела, и его советы могут с лихвой перекрыть советы большинства западных диетологов.

Разница в интерпретации съедобной материи объясняет тот факт, что в восточных медицинах всё ещё есть место магии, а в западной уже нет и не предвидится. Точнее сама-то магия есть. Она действует на духовном плане и является движущими внечеловеческими силами западной науки. Но вот сознательного её применения нет, т.к. семантическое поле магии подразумевает выход в мистическое пространство, а западная наука слепа на третий глаз.

Можно сказать, что западная наука и в частности её подраздел диетологии - это как человек, знающий только один язык и даже не подозревающий, что возможны другие языки, а если и сталкивающийся с ними, то сразу объявляющий их устаревшими или бессмысленным вар-вар-вар-вар, - как в старые добрые времена.

Я же делаю тут то, что у меня всегда неплохо получалось делать - учу другие языки. Разумеется, здесь у меня есть свои предпочтения. В принципе, и выбор не велик. Из полноценных диетологий помимо западной до нас дошли только аюрведическая с её дошами и китайско-тибетская с 5 элементами. Есть ещё строящаяся на тех же принципах теория гуморов (темпераментов) Гиппократа, заимствованная очевидно из того же источника, из которого вырастают аюрведа и китайско-тибетская системы, однако её магико-энергетическая составляющая не была развита в достаточной степени, поэтому её не получается считать ничем другим, нежели архаичной по отношению к современной западной медицине.

Что касается аюрведы, то с ней я пока что сталкивалась лишь в виде каких-то готовых решений, которые мне пытались навязать разные её последователи и практики. Они по каким-то признакам (схожим с определением темпераментов Гиппократом) определяли мой типаж (дошу), как ярлык вешали, и давали мне готовый список предпочтительных и нежелательных продуктов и рекомендаций, а также брендовый набор специй, подобранных специально для данной доши. Даже один индийский врач, дающий консультации и назначающий лечение за большие деньги, практиковал такой "универсальный гороскоп". Насколько мне известно, его частная клиника не просуществовала и пары лет.

Единственный, кто из аюрведической тусовки мне про еду ничего не говорил и не давал готовых рецептов, это другой индийский врач, к которому я чисто по знакомству попала на консультацию из любопытства. Ему то ли было всё равно, какая у меня доша, то ли он оставил это знание при себе и не стал его озвучивать, поскольку у меня не было жалоб на здоровье. Зато он, пощупав у меня пульс, вдруг стал мне предсказывать будущее, и часть из этого уже сбылось или вот-вот сбудется. Тот, кто меня к нему привёл за "готовым рецептом" и присутствовал при консультации переводчиком, даже удивился, т.к. тот врач обычно выступал как врач, а не как оракул.

В общем, от аюрведической диетологии у меня осталось мнение, что надо изучать глубинно саму аюрведу на профессиональном уровне и с обязательной мистической базой для развития интуиции и держаться подальше от любителей готовых рецептов. У меня нет тяги к индийскому, так что её я оставила как-нибудь на потом для общего развития, когда будет необходимая база в китайской медицине, на которую я решила сделать упор.

В китайской медицине диетология схожа с аюрведой в том, что эффективность рекомендаций прямо пропорциональна владению системой на профессиональном уровне, а также интуицией. Однако тут нет такого деления людей на группы, услуги и продукты которым можно монетизировать без лишних знаний. То есть знание, что в аюрведе твоё телосложение называется вата, пита или капха, тебя уже автоматически направляет к определённому набору продуктов, бытовых и духовных практик, и это очень удобно для бизнеса. Это как гороскоп. Если ты знаешь, что ты, например, Водолей, то тебе сразу же скажут, какой к тебе относится цвет, драгоценные и полудрагоценные камни, марки йогурта и тип курорта. На моей памяти ни один из тех, кому это сказали, не поставил под сомнение сказанное.

Скорее всего профессиональные врачи аюрведы применяют более тонкий подход с использованием восточных методов диагностики, как тот врач, описанный выше, но очень мало кто из всех потребителей аюрведических продуктов и услуг доходит до настоящего аюрведического врача.

В китайской медицине людей не делят на огонь, воду, дерево, металл и т.п. Есть попытки у отдельных практиков (таких как англичанин J.R. Worsley) выявлять базовую стихию дисбаланса пациента, и от неё уже отталкиваться в диагностике и лечении, но это скорее современные авторские подходы, которые не являются традиционными. Здесь для полноценных диетических консультаций приходится применять весь спектр диагностических методик, чтобы выявить уникальную для каждого пациента энергетическую констелляцию, на которую потом и воздействовать разными средствами.

Определённым барьером к самолечению в китайской медицине служит широко распространённое мнение, что иголки - основной её инструмент, а иголки - это не для профанов. Многие обходят этот барьер через область акупрессуры (японский вариант - шиатсу), появившейся в 20 веке, а также через популярные готовые травяные сборы. Логика компиляции этих последних основана уже на западных диагнозах. То есть в тех же китайских аптеках можно купить чаи от давления, язвы, гепатита, мигрени, импотенции, депрессии, но вряд ли для потребителя имеет смысл писать на чаях, что они для понижения инь печени или питания ян селезёнки, т.к. эти диагнозы не на слуху и мало кто себе их может точно поставить. Здесь опять возвращаемся к проблеме готовых рецептов, т.к. энергетические причины той же мигрени, сезонной аллергии или депрессии могут восходить к разным типам дисбаланса и, соответственно, требовать разного лечения.

Китайская медицина, дабы быть действительно эффективной, требует понимания того, как устроен мир и как взаимосвязаны его элементы. В книгах об этом можно подчерпнуть разрозненные знания, но системой они становятся только после того, как переварятся сознанием и станут моделью интерпретации мира, что, в свою очередь, означает, что постигать концептуальную модель китайской медицины можно и в том числе в совершенно немедицинских областях: например через наблюдение людских потоков на вокзале, облаков в небе, смену сезонов, рост ребёнка, брызги фонтана, эволюцию мнения на какой-то вопрос или оборот стрелки часов.

Так вот сейчас я начала наблюдать за пищей и тем, какие потоки через неё идут. Пока не чувствую точно, в каком продукте какая энергия, стихия и действие, но есть внезапно твёрдая уверенность, что наша еда столь же магична, как и любые колдовские ингредиенты. В обычной ситуации мы, не наделяя еду особым магическим намерением, передаём право сформулировать намерение нашему духовному телу, которое организует нашу событийность, мысли, эмоции и самочувствие. Когда же мы начинаем видеть за едой конкретные потоки, подпитывающие нечто схожее по смыслу в нашем теле, наших эмоциях, наших мыслях и событиях нашей жизни, мы как-будто клеточка за клеточкой выращиваем себе мускулы и нервы воздействия на все эти реальности.
Tags: здоровье, китайская медицина, магия
Subscribe

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Сон о концлагере

    30 декабря приснился мне сон редкого качества. В год таких снов 1-2 штуки бывает. Традиционно это только самый конец, так что часть символизма…

  • "Что случается с душой"

    Недавно в ленте прошёл необычайно красивый перевод песни-черновика Леонарда Коэна "Что случается в душой". От чтения мурашки идут по коже. Пошла я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Сон о концлагере

    30 декабря приснился мне сон редкого качества. В год таких снов 1-2 штуки бывает. Традиционно это только самый конец, так что часть символизма…

  • "Что случается с душой"

    Недавно в ленте прошёл необычайно красивый перевод песни-черновика Леонарда Коэна "Что случается в душой". От чтения мурашки идут по коже. Пошла я…