Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Духовный паразитизм или духовный аутизм

Мой старый знакомый Вася, большой любитель гур, недавно опять объявился на горизонте и обогатил меня инсайтом, который я окрестила "духовный паразитизм" или "духовный аутизм" в зависимости от степени цинизма, которую хочется вложить в обсуждаемое явление.

Тут надо сказать, что под духовным я не понимаю никакую известную религию и никакие известные эзотерические практики. Для меня духовный - это уровень владения сознанием человеком после физического, эмоционального и информационного. Духовный - это та модель, по которой человек интерпретирует мир, в котором живёт - передвигается, действует, принимает решения, взаимодействует с другими людьми и переживает на первый взгляд внешние по отношению к нему события. Чем меньше в человеке вот этих вот "гуру сказал", "как сказал один мудрец", "в библии написано", "врач сказал", "закон говорит", "науке известно", "учёные доказали", "это же все знают!", - и чем больше "я знаю", "я думаю", "я вижу", "я чувствую", "я понимаю", "я верю", которые лично для него подтверждаются его взаимодействием с миром, тем у него больше связей своего духовного (внешнего, событийного) тела со своим центром.

Так вот, Вася, имея более чем 30-летний опыт активнейшего копания в восточной, а последнее время и современной американской эзотерике, не способен представить свой мир отдельно от гур, от внешних носителей истины, определёющей его мысли и жизнь. По старой дружбе интересуясь моими делами и успехами в разных областях знаний, он неизбежно спрашивал, кто мои учителя - что по таро, что по шаманизму, что по китайской философии. В васином мире не может быть такого, чтобы человек учился сам! Должны быть гуры!

Я уже в прошлый раз имела неосторожность дать ему ссылку на одну вдохновляющую меня интернет-персоналию, которую через 5 минут чтения Вася презрительно обозвал "попсовой психологией". Надо сказать, что в анамнезе Васи есть многочисленные путешествия по Индии в поисках просветления, но он (цитирую) "слушал там много сказок, - в каждой деревне своя сказка, - и разочаровался в них." Мол, нет в вашей Индии ничего духовного. Короче, давать Васе конкретные имена умных людей бесполезно, потому что все, кто не его гуры (какие-то американские нью-эйджевские ноунэймы и несколько переехавших на Запад индусов), в его дискурсе принижаются до уровня журнала "Лиза".

Про моих шаманских учителей я ему тоже рассказала на заре моего изучения шаманизма, на что он тут же, не думая, сказал, что настоящих шаманов всех перестреляли во время советской власти, а сейчас остались одни клоуны с бубнами. Как можно видеть, чужими гурами Вася интересуется лишь для того, чтобы тут же их в своём духовном теле уничтожить и опять залюбоваться сиянием своих собственных гур. У меня ощущение, что за все годы ученичества Вася так и не понял, для чего нужны учителя.

Поэтому на его очередные вопросы я не стала ему называть никого из тех, кого я читаю, слушаю или с кем общаюсь сейчас. Вася попросил дать ему ссылку на то, что я пишу сама. Но уже зная, что на каждый мой узнанный Васей новый интерес мне в почту от него падает несколько десятков страниц лекций всяких гур, волшебных народных рецептов, видео семинаров и прочих жемчужин "древней мудрости", я не стала давать ему адрес моего блога.

О его гурах я всё равно не пишу, и кроме того, у меня философия самостоятельного мышления и развития по возможности независимого отношения к миру, а это, как станет ясно далее, для него область, вызывающая тревогу и страх тотальной аннигиляции. В общем, мой блог будет для него только красной тряпкой, а для меня - поводом забанить старую дружбу вообще по всем каналам. Я увела разговор в более безопасные бытовые темы, которые впрочем Васе обычно даются нелегко, т.к. он не привык разговаривать на темы, не относящиеся к гурам. Всё-таки больше 30 лет самокопания у него и 6 лет у меня сказались, и мы перешли на уровень идей и чувств, - мол, как относишься к этому, что чувствуешь на эту тему... И тут я заметила у Васи одну особенность, которая в принципе была всегда, но тут я поймала её в сачок и смогла рассмотреть.

Предположим, высказывает Вася некое мнение, да так уверенно, что сомнений нет, - это его мнение, и в самой лучшей формулировке, и точка! Я для развития темы высказываю своё, которое в конкретных затронутых нами ситуациях было абсолютно другим, на мой взгляд, более логичным, структурированным, более рациональным и имеющим конкретную наблюдаемую связь с реальностью. И это моё мнение в нашем совместном поле своей противоположностью или несовместимостью или весом оставляет от его мнения мокрое место. Это как-то чувствуется само без нужды это озвучивать. В ответ Вася делает уже много раз отработанный на многих людях трюк (я его давно видела в реальной жизни и помню такое, только тогда не рефлексировала этот трюк). Он одобрительно говорит: "Вооооот!" И тон его голоса, выражение его лица и довольная улыбка подразумевают, что только что сказанное мной - это на самом деле его мнение, а я только подобрала слова получше, чтобы его озвучить. И у меня сразу возникает чувство, что в нашем общем поле меня обокрали. Я формулировала своё мнение, чтобы показать часть себя, чтобы сплести с собеседником узор совместного общения, и не важно, что чья-то нить ситуативно оказалсь тоньше или толще. А он взял и тонкой манипуляцией паузой, интонацией и выражением лица присвоил себе мою часть узора. Поскольку я не настолько просветлённая, чтобы быть ему мамой, которая жертвует ребёнку любую часть себя несмотря ни на что, то такие его стратегии заставляют хотеть сократить наше общение до минимума, т.к. оно не оставляет чувства чего-то продуктивного, рождающегося из взаимодействия равных людей.

Когда я это рассмотрела, я увидела, почему Вася так любит гур. Они все выражают "его мнение", только лучше подобранными словами.

Он обожает с ними "сливаться" духовно, и даже преподносит себя в роли гуры клиентам целительско-эзотерического центра, где он работает. Лет 15 назад, на моей памяти, он выглядел и вёл себя скромнее, сейчас же он лучится пафосом и патокой. Он, правда, работает не гурой, а кем-то типа многостаночника, от шофёра до переводчика, от зазывалы клиентов с пост-советского пространства до учителя медитации для клиентов, скучающих между детокс-клизмами. Приезжают к ним ещё не оперившиеся в эзотерическом плане люди и для них кто-то с более чем 30-летней практикой - это почти бог. Скучающие богатые домохозяйки и пенсионерки смотрят ему в рот, когда он вещает о своих гурах и "древней мудрости", от него с благоговением принимают дикши, у него покупают сложные девайсы для оптимизации мозговых волн за полторы тысячи (не рублей), ему верят на слово о могуществе астролога-индуса, к которому Вася их возит на приём на несколько сотен (не рублей). Это всё наполняет его чувством, что он наконец стал одним из этих гур, которых он так любит и самозабвенно и почти бесплатно переводит. Это даёт ему ощущение, что у него есть собственная модель бытия-в-мире, собственная духовная жизнь и собственная блистательность, которую он проецирует на своих гур.

По странному совпадению, мне сейчас в руки попала книга об аутизме. Чем больше я узнавала из неё о том, в каком мире живут дети-аутисты, тем больше я понимала трагедию Васи. У аутистов из-за пока не известной причины происходит рассинхронизация или разрыв между физическим и эмоциональным развитием внутри утробы или вскоре после рождения. В моей модели человека эмоции - это чувственное сознание, способность воспринимать отдельный от себя мир, формировать к нему отношение и управлять своим телом в соответствии с этим отношением.

Аутисты рождаются физически, но не эмоционально, они не могут целостно чувствовать окружающие объекты, взаимодействовать с ними и тем самым выстраивать самоопределение как субъекта. Они живут в двухмерном мире. Однако их физическое нахождение в отдельном от них трёхмерном мире требует от них эмоциональных связей, осознанного восприятия, субъектно-объектных отношений, формирования символов и проекций. То, о чём они даже представления не имеют, как слепой не имеет представления о цвете. Они - как открытая рана на коже, которая для защиты покрывается коркой. И вот они свою открытую рану "недоношенного" эмоционального тела, образовавшуюся из-за резкого отрыва от материнского тела, покрывают непробиваемой коркой, которая в худшем случае остаётся коркой и иногда сочится кровью яростных истерик, а в лучшем случае со временем относительно заживает и становится одним сплошным шрамом с потерянной чувствительностью.

В такой ситуации ребёнок если выживает, то остаётся навсегда подвешенным в поле родителей как можно ближе к ним физически, т.к. они вынуждены выполнять для него функцию его отношения к окружающему миру и направления его тела в соответствии с этим отношением. Он растёт внутри их эмоционального тела. Если абстрагироваться от чувств, которые у нас возникают при осмыслении внутрисемейных связей, то можно сказать, что такой ребёнок паразитирует на своих родителях или опекуне. Однако во избежание демонизации таких случаев в психоаналитической литературе много разнообразных мнений генезиса аутизма, включая и то, что такое положение вещей частично проистекает от эмоциональной организации родителей до, во время и после беременности.

Это как бутон, слишком сильно сжимающий чашелистки и не дающий раскрыться цветку, который продолжает сжатым расти внутри материнского растения. Или как внематочная беременность, ставшая кистой, - система просто не выпустила из себя и так слабую яйцеклетку, - которая внутри материнского организма стала развиваться в функционирующий на материнских соках организм. Есть даже отдельное течение в психоанализе, изучающее аутизм у детей, родившихся у родителей, прошедших Холокост. Родители несут в себе духов погибших страшной смертью родных, и эти духи держат части их душ мёртвой хваткой, - механизм, который иногда переносится и на детей, родившихся от таких родителей в мирное время. Есть даже книга "Вампиризм", написанная французским психоаналитиком, как раз о неупокоенных призраках Холокоста, бродящих в душах потомков и, по всей видимости, играющие какую-то роль в аутических анклавах в душах детей, порой даже не знающих своих умерших в лагерях и на войне бабушек и дедушек.

Так вот, возвращаясь к Васе. У него похожий феномен коркообразования, видимо, в какой-то момент произошёл на духовном теле (параллель с эмоциональным у аутиста), которое у человека в идеале должно развиваться на 3-м десятке лет, когда человек, набрав некий достаточный минимум информации о мире и мнений для формирования своего жизненного пути (то есть созрев в информационной матке), начинает строить своё мнение, своё восприятие, подпитываясь в ноосфере, переваривая её соки под уникального себя, но не бездумно копируя крупные куски чужих миров, как аутисты бездумно копируют слова и фразы окружающих, не задействуя свой смыслообразовательный аппарат.

Вася же полностью слит с чужими интерпретациями мироздания, которые он принимает за свои, и не может разделиться, чтобы начать развивать своё полноценное присутствие в духовном мире и свою потенциальную способность что-то там творить. Он каждые 10 минут пафосно повторяет выученную у индусов фразу "А у меня нет эго! У меня нет Я. Тут нет никого." При этом он принимает очень умный и важный вид, как если бы транслировал что-то из древней мудрости. Я же вижу это как не осознаваемую им вербализацию его личной драмы: на духовном уровне у него никого нет. Нет никого, кто знал бы, как вести даденные ему тело и душу. Его ведут и всё для него переваривают его гуры, как аутиста ведут по жизни его родители.

Психоаналитики говорят о детях-аутистах (не аутичного спектра, а именно тяжёлых аутистах), что они живут в двухмерном мире. Их отношение ко внешнему миру, если ничего не предпринимать, заканчивается их сенсорным уровнем, в основном на тактильном и звуковом каналах, т.к. именно кожа и звук дают базовое осознание себя в пространстве. Они погружаются в персональный экстаз от ощущений на коже, собственного голоса, создаваемого своим телом ритма. Они с упоением трогают и трут приятные им на ощупь предметы, совершают ритмичные действия, дёргают или крутят волосы, кусают собственные щёки до язв, облизывают губы, так что они становятся одной большой раной, а в более старшем возрасте ещё и самозабвенно мастурбируют.

Когда Вася рассказывает о том экстазе и бесконечной любви, которые он испытывает на семинарах его очередного гуры от высказываемых им тех же самых идей, что Вася до этого слышал тысячи раз у других гур, я не могу удержаться, чтобы не провести параллель между информационным телом Васи, - комплексом идей, которые он принял как набор приятных для него мнений, - и физическим телом аутиста. Аутист просто купается в приятных для него ощущениях и истерически реагирует на неприятные, причём дальше он с ними ничего не делает, он остаётся на поверхности контакта с объектом, то есть в 2-мерном пространстве. Осознание объекта как отдельного, к которому можно вырастить некое личное отношение в третье измерение, принимать во внимание его отдельность, его субъектность, его независимую волю, его собственное прошлое, настоящее и будущее, строить с ним отношения наконец, любить, ненавидеть, воевать, - не происходит. У Васи не происходит самостоятельного использования, переваривания, переплетения, насыщения собственным соком пойманных извне идей. Он как ребёнок-аутист, который берёт маму за руку и подносит её к ручке двери, чтобы мама своей рукой её открыла. Единственное, что аутист тут сделал, это слился с телом своей мамы и ею управляет миром. Только для него гуры являются телом мамы.

Я задалась вопросом, от чего у нормального в остальных отношениях человека, у которого вроде нормальный ребёнок (знаю его дочь только по онлайну, но на вид самая обычная и нормальная) может сложиться такая конституция. Предполагаю, что он слишком рьяно искал бога, истину, или то, что он называет просветлением (что бы это ни значило), вовне себя, слушал много сказок, - в каждой деревне свою, - слишком многое отбрасывал, не углубляясь, не примеряя на себя, не проживая их в своих внутренних мистериях при помощи созданных своим внутренним творцом персонажами, которые каждым актом такого проживания выстраивали бы слой за слоем потенциал для роста в четвёртое измерение.

И такая гонка стала для него ускорением заполнения информационного тела с недоразвитием телом духовного. То ли в силу возраста, то ли в силу какого-то внутреннего лимита информационного контента духовной семантики, его душа решила, что инфо-тело "ребёнка" готово, больше не прибавить и не отнять, он всё познал, услышал все сказки про духовное, "ребёнок" набрал все доступные ресурсы и развил все нужные органы, и в какой-то момент родился. А вот то, чем бы он самостоятельно проник за поверхность идей, то, что сделало бы для него идеи функциями, а не фетишами, - в нём катастрофически недоразвилось.

Бог в нём говорит: "У меня нет Я. Тут никого нет."

***

И знаете что? Мне расхотелось его троллить...

***

Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под Луной.
Мне известно, что мне ничего не известно! –
Вот последняя правда, открытая мной.

Tags: гуру, люди, мистицизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments