Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

О религии как шизофрении и личности как сфере влияния

Короткий постинг у Варсонофия с цитатами о религии и шизофрении, которые не столько являются Истиной, сколько вводят в заблуждение, породил интересное обсуждение о важности личной религии перед публичной, а также о том, что у всех нас вне зависимости от физических владений есть обширное внутреннее государство, обозначающее нашу сферу влияния. Мы всю жизнь часто тратим на то, чтобы расширить его границы или обрасти колониями в виде поддерживающих нашу точку зрения.

***

napoli
Разве не нужно и собственное усилие в утверждении своей религиозности? А так, если вечно искать внешнюю поддержку в своей вере, так всю жизнь и будешь жить в стаде.

У Ницше тут интересную мысль по этому поводу прочитала. Он говорит про человеческое "величие", но я в этом вижу характеристику Человека вообще, в том числе Человека, свободно выбирающего себе веру, а значит и смысл жизни, и фундаментальную структуру интерпретации мира и самоорганизации.

Современный вкус и добродетель ослабляют и разжижают волю; ничто не является до такой степени сообразным времени, как слабость воли: стало быть, в идеале философа в состав понятия «величия» должна входить именно сила воли, суровость и способность к продолжительной решимости; на том же основании, как обратное учение и идеал робкой, самоотверженной, кроткой, бескорыстной человечности подходили к противоположному по характеру веку, к такому, который, подобно шестнадцатому столетию, страдал от запруженной энергии воли, от свирепого потока и бурных волн эгоизма.

Во времена Сократа среди людей, поголовно зараженных усталостью инстинкта, среди консервативных старых афинян, которые давали волю своим чувствам – «к счастью», по их словам, на деле же к удовольствиям – и у которых все еще не сходили с уст старые великолепные слова, хотя их жизнь уже давно не давала им права на это, – тогда для величия души, быть может, была нужна ирония, та сократическая злобная уверенность старого врача и плебея, который беспощадно вонзался в собственное тело так же, как в тело и сердце «знатных», – вонзался взором, довольно ясно говорившим: «не притворяйтесь предо мной! здесь – мы равны!»

Напротив, нынче, когда в Европе одно лишь стадное животное достигает почета и раздает почести, когда «равенство прав» легко может обернуться равенством в бесправии, т.е. всеобщим враждебным отношением ко всему редкому, властному, привилегированному, к высшему человеку, к высшей душе, к высшей обязанности, к высшей ответственности, к творческому избытку мощи и властности, – нынче в состав понятия «величия» входят знатность, желание жить для себя, способность быть отличным от прочих, самостоятельность, необходимость жить на свой страх и риск; и философ выдаст кое-что из собственного идеала, если выставит правило: «самый великий тот, кто может быть самым одиноким, самым скрытным, самым непохожим на всех, – человек, стоящий по ту сторону добра и зла, господин своих добродетелей, обладатель огромного запаса воли.


bar_sunuf
Разве не нужно и собственное усилие в утверждении своей религиозности? А так, если вечно искать внешнюю поддержку в своей вере, так всю жизнь и будешь жить в стаде.
Ну, в массе так и происходит. "Быть как все" - одна из современных добродетелей. Некоторые шансы "быть другим", впрочем, дает нормальная страна и большой город. Что до Ницше... Не знаю. Мне он не близок по многим причинам. Относительно приведенного отрывка, могу сказать, что я против огульности и ярлыков. 16-й век был такой-то, а древняя Греция - такая-то... Думаю, это ущербный подход. Историю, действительно делает меньшинство, а массовка в сущности, никому не интересна.

napoli
Так а всё наше мышление и есть наложение ярлыков по нашей персональной модели.

Мне тут нравится у Ницше призыв к смелости поверить самому себе, что бог говорит с тобой. Смелость убедить в этом окружающих - это уже следующий этап интеграции юберменша в социальную структуру, которая движет людьми. Многие сразу метят на этот уровень с их действительного уровня постельного клопа (на котором мы все находимся по умолчанию). Но вот довериться продукту собственного внутреннего мира для управления нашими решениями, моралью и жизнью - это первый важный этап на пути роста.

Ну, знаете, как в шаманских путешествиях поначалу преследует мысль "я всё это выдумал, это - ничего не значащие фантазии"... Вот с этого уровня надо перейти к тотальному доверию себе. Вам, наверное, это не актуально с вашим опытом, я просто тут размышляю вслух.

bar_sunuf
Вам, наверное, это не актуально с вашим опытом, я просто тут размышляю вслух.
Это - всегда актуально, я думаю. Человек, лишенный сомнений, я думаю, либо лжец, либо просто вообще ничего не понимает. Грандиозность потустороннего всегда пугает, особенно поначалу. Осознание своего ничтожества, с другой стороны, является препятствием для веры в то, что бог может снизойти до тебя. Я не до конца понимаю, почему выбран именно такой "дизайн" человека, но все эти сомнения, иллюзии желания и страсти, забиты в одном пакете с инструментами для их "проработки".
Одним из таких инструменотов является сила воли, тут я с Ницше полностью солидарен.
поверить самому себе, что бог говорит с тобой - это страшно важный момент. А вот убеждать окружающих в этом - это на любителя. Я таковым не являюсь. Пробовал как-то. Поначалу даже понравилось, а потом еле отделался.

napoli
>> А вот убеждать окружающих в этом - это на любителя. Я таковым не являюсь.

Это воля к власти. Вы просто сейчас чувствуете, что габаритами не дотягиваете до такой ответственности. Реалистичный взгляд на себя - это необходимый инь для внутреннего яна, толкающего нас к величию и распространению своего влияния. :-) Если бы у вас не было толчков внутреннего яна, вы бы со мной не общались, защищая своё мнение или даже просто излагая свою позицию. Вы бы тогда вообще ни с кем не общались и были бы каплей, полностью растворившейся в Океане. Приобретённая нами форма и личность - это эволюционно закрепившаяся за нашим видом сфера нашего влияния.

bar_sunuf
Вы просто сейчас чувствуете, что габаритами не дотягиваете до такой ответственности.
Не совсем. Я отношусь к той категории людей, которым проще убить, чем объясняить два раза одно и тоже :) Мне проще сделать самому, чем уговаривать кого-то, а это самый критический недостаток для менаджера. Я это знаю и в менаджеры не лезу.

(...)
Вы бы тогда вообще ни с кем не общались и были бы каплей, полностью растворившейся в Океане
Да я практически ни с кем и не общаюсь. У меня и так было немного друзей, а нынче их и вовсе не стало. Кто-то безнадежно постарел, кто-то обрел новый смысл жизни в виде "крымнаш" и теперь медитирует на свое величие. А кое кто просто умер. Да, признаться, я вообще заметил, что чем дальше, тем больше общение в тягость. Ну вот как-то не о чем говорить с подавляющим большинством людей, ну не насиловать же себя.

Приобретённая нами форма и личность - это эволюционно закрепившаяся за нашим видом сфера нашего влияния.
Личность - это сфера влияния? Как это? Тут я не сумел постичь всю глубину вашей мысли :)

napoli
>> Мне проще сделать самому, чем уговаривать кого-то, а это самый критический недостаток для менаджера. Я это знаю и в менаджеры не лезу.

У Виногродского кстати целая теория есть о мудром управителе, который умеет управлять своим отсутствием. Правда Виногродский это формулирует не так пафосно, как Ницше
(...)

>> Личность - это сфера влияния? Как это?

Если бы у вас не было своего мнения на что-то, - ну, например, на то, как лучше жарить жаркое в духовке, - то на его месте было бы чужое мнение, то есть у вас внутри головы была бы чужая сфера влияния. Личность - это то пространство, куда вы как потенциальный бог дотянулись и сказали "Да будет ТАК, а не как там кто-то говорит!"

И тут прихожу я и начинаю говорить, что, мол, вы жарите неправильно. Я вот тут заченнелила Бога Жаркого, который сказал, что надо жарить вот только ТАК. Это типа я распространяю свою сферу влияния. Или же, как вариант, я тоже прихожу и говорю, что так, как вы жарите, уже никто не жарит, это прошлый век, это уже не модно, сейчас вы должны делать вот ТАК, потому что так жарят лучшие повара мира. И тут я распространяю сферу влияния тех поваров, которых я увидела по телеку и продала им свою душу ради небольшого кванта удовольствия, чтобы идти распространять их сферу влияния. И вы тут такой - а я жарю ТАК и ТАК и буду жарить - это вы типа обозначаете то пространство ноосферы, где вы воцарились и которое вы никому не уступите, если, конечно, к вам не применят пыточных инструментов.

Хотя осаждаемые пространства имеют разный запас стойкости. Одни сразу сдают ключи от города, другие сами одерживают победу над осаждающими своей неприступностью, подкупая их своей силой воли.
Tags: философия
Subscribe

  • Маска

    С начала карантина я использовала только 4 маски. И то 2 из них мне насильно всучили на входе в магазин и на пересадке в метро. А 2 первых были из…

  • На встрече кришнаитов

    Не знаю, какими ветрами пронесло у меня в ФБ-ленте анонс онлайн-встречи в Зуме некоего российского гуру ведической мысли, Пшонко. В анонсе обещали…

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments