Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Магическое мышление и объективная реальность

С подачи Абе-но-Сэймея продолжаю изучать особенности "магического" мышления людей прошлого. Даже слово "магический" тут уже не хочется употреблять, т.к., на мой взгляд, что это было просто мышление. Мышление, в котором использовались категории обыденной жизни, основные категории мировоззрения, сложившиеся на базе того, что тогда считалось объективной реальностью. И наше нынешнее мышление для человека 4 тысячелетия будет таким же "магическим" (или характеризоваться каким-нибудь другим уничижительным словом), каким для нас является мышление людей прошлого.

Считается, что в настоящее время наука максимально приблизилась к объективной реальности, т.к. зиждится на слонах объективности, конкретизации, доказательности и, дойдя до границ этого "Плоского мира", сталкивается с собственными границами - космосом иррациональности, философии.

Однако даже наука уже согласилась, что то, что мы называем объективной реальностью, существует лишь в нашем восприятии, и следовательно, вместе с человеческой эволюцией она несколько видоизменилась со временем. Изменилось, конечно же, восприятие и наша интерпретация воспринимаемого. Но мы не можем выйти за пределы воспринимаемого и рассуждать об эволюции окружающего нас мира. Следовательно, рассуждать следует лишь об эволюции нашего восприятия, но не внешнего мира. Из чего следует, что воспринимаемый нами мир мог видоизменяться как эпифеномен нашей собственной эволюции.

(После слова "эпифеномен" какая-нибудь картинка для удержания внимания не помешает)



С этой точки зрения объективно воспринимаемая реальность людей даже тысячелетней давности была несколько иной, что вполне наглядно иллюстрирует дошедшая до нас с тех времён культура. И поэтому всякие боги, духи, драконы и прочие сущности магического мышления были для них таким же абсолютом и непререкаемым авторитетом, как для нас сегодня физические законы и научные истины. А чьи-то попытки бросить вызов богам, нарушить табу и прочие противоестественные действия воспринимались ими как наши нынешние попытки бросить вызов здравому смыслу и ввести в свой дискурс эзотерические или научно пока не подтверждённые понятия.

Императив законов строения и функционирования мира в жизни и принятии решений людьми проникает так глубоко в человеческую психику, что любое нарушение известных социуму (и не обязательно известных индивиду) законов влечёт за собой заявленные последствия.

В прошлом нарушение табу или накопленная карма выражались в видениях богов, ангелов, духов, привидений, фейри и йокаев. Выражались в болезнях и голоде как каре за личные, родовые или социальные прегрешения. То, что для современного сознания является сверхъестественным, было вполне естественным для человека прошлого, т.к. реальность формируется всем антропосом.

Поехал в неблагоприятном направлении - встретил злобного духа. Не преподнёс дары предкам - получил привидения у себя дома. Ошибся в одном знаке при переписывании сутры - будешь одержим духом. Разорил соседа и забрал его земли себе - получил дождь из змей себе на поле.

Современными аналогами этим явлениям служат, например, заболевания. Охладился на улице - заболел. Ездишь в общественном транспорте - не моешь руки - подхватил микробы, вирус - заболел. Ешь слишком много жирного - поднялся холестерин - атеросклероз - инфаркт. Ведёшь не очень здоровый образ жизни и много нервничаешь - нажил себе рак. Не ешь указанное авторитетами количество волшебных витаминов, белков, жиров и углеводов - испортишь себе здоровье. А японцы, тем временем, столетиями живущие на одном рисе (и рыбе по большим праздникам), создали себе неплохую генетику и продолжительность жизни.

Катастрофы - другой пример "воздаяния" за "прегрешения" против нынешних духовных императивов, которые суть физические законы. Плохо сделал инженерные расчёты - обвалился мост. Сэкономили на разработке детали для автомобиля - куча аварий. Недообследовали рельсу или не учли скорость состава - сошёл поезд. Не учли сейсмоопасность при строительстве АЭС - Фукусима. От человеческой промышленности - плохая экология, потепление климата.

Мы сегодня даже не подвергаем сомнению, что всё это логично, что все причинно-следственные связи - именно такие, какими мы их видим и какими их выводят наши авторитеты-учёные и которые потом преподают детям в школе. В той же Японии 1-го тысячелетия аналогичная абсолютная уверенность существовала в духов, богов, приведений, магическое влияние направлений, мантр, мудр, ритуалов, карму и пр. И к своему локальному аналогу апокалипсиса (там, где он был) люди были так же близки, как мы близки к вымиранию жизни на Земле из-за нашего влияния на экологию. Близки ли мы к этому реально или же это действие одной из костей скелета нашего восприятия?

В Японии 1 тысячелетия строить город в соответствии с феншуем и результатами ритуалов по выяснению расстановки и настроения богов было так же важно, как сегодня использовать инженерные и геологические знания.

Проводить религиозные очищения - города, дворца, дома, человека, - с бонзами, каннуси, или оммёдзи в зависимости от степени тяжести случая, было так же важно, как сегодня для нас вовремя вывозить мусор, иметь рабочую канализацию и мыться.

Делать подношения богам и духам было так же важно, как нам ходить на работу, ведь за работу мы получаем благодать в виде денег, а за подношения люди прошлого ожидали получать благодать в виде личной удачи, в чём бы она не состояла для конкретного человека.

Обладать шикигами (духом-служителем) соответствует современному окружению себя супер-современными и пока недоступными широкой публике девайсами.

Использовать защитные заклинаний, мантры, магическое чтение сутр - это как в современном мире обладать научным знанием и непревзойдёнными аналитическими способностями. Уметь приготовить бомбу из обычной домашней химии, реанимировать умершего, заболтать держащего тебя на мушке преступника, вывести человека из психоза, построить дом, обеспечить чистоту воды и пищи - всё это не более и не менее ценно для современного человека, чем для древнего человека использование словесной магии.

И не только словесной. Листочки-обереги с колдовскими печатями (1, 2) на разные случаи (как ритуалы или ставы на всякое разное в более близких нам традициях) - тоже не менее ценны, чем знание для современного человека о том, как победить врага, сдать экзамен, добиться любви, победить в суде, побороть болезнь и организовать свою жизнь так, чтобы стать счастливым.



Наша нынешняя деятельность формирует антропос и воспринимаемую им среду его обитания. Тот же самый процесс происходил и 1000, и 2000 лет назад. Сейчас мы не воспринимаем духов и богов, потому что их нет в нашем корпусе знаний. Мы не проникаем в междумирье, потому что его нет на нашей ментальной карте. Магия у нас по умолчанию не работает, и обереги с рунами и ритуалами оказываются лишь пустой тратой материалов, времени и надежд. Просто потому, что нынешний человек заточен под нынешний мир, а мир - под человека.

Наше восприятие по всем физическим органам - это точка роста антропоса, всего человечества как единого организма. Время - это сам рост, наслоение впечатлений. Все ветви, выросшие на этом Мировом Древе, всё ещё живы. Они дотягиваются до нас сохранившимися свидетельствами иного строя прошлого, выжившими и набирающими силу традициями единения с Мировым Древом (духовные и магические практики), а также время от времени рождающимися людьми, у которых более развиты или развиваются при тренировке те аспекты восприятия, которые позволяют более не считать опыт людей прошлого фантастикой.

(продолжение)
Tags: магия, философия, япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments