Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Уроки психологии в начальных классах и почему в школах следует отменить оценки

Одна знакомая недавно у себя в фейсбуке поделилась заданием по психологии своей дочери-первоклашки. Детям дали утверждения с установкой на отсутствие изменений (fixed mindset) и просили написать утверждение с установкой на рост (growth mindset).

Примеры:
установка на отсутствие изменений - установка на рост

я не могу это сделать - я смогу, если постараюсь
я уже всё умею - я могу помогать другим
мой план не сработал - я придумаю другой

и далее в таком же духе.

По-моему, отличная идея развивать здоровую психологию с самых первых лет школы. Там у неё ещё много всего хорошего в школе, но я сейчас не об этом. В предложенном ребёнку списке утверждений было одно, которое, на мой взгляд, выбивалось из ряда:

"Она намного умнее меня".

Ребёнок знакомой написал свой вариант установки на рост: "А я стану ещё умнее, если буду прилежно учиться." Получается, ребёнок пляшет от других, а не от себя, в принятии решений о самом себе и своём росте. Закрепление власти других над своими решениями - это принижение себя и лишение себя силы. Причём логически напрашивается именно тот ответ, что дал ребёнок. Вряд ли следует ожидать, что в их возрасте кто-то всерьёз напишет "А мне насрать!" в качестве утверждения для собственного роста. Запускается именно конкуренция на тему, которую ребёнок даже осознать пока не может: "Ах она умная? Да я тут щас себя построю, все стены снесу, лишь бы стать умнее её!" То есть импульс исходит не изнутри человека, а, во-первых, от внешней фигуры, которая незаслуженно объявляется моделью, и во-вторых, идеализируется, и практически деифицируется некое среднее социальное понятие ума, к которому настоятельно следует стремиться.

Это прямой путь в состояние "чего хочу, не знаю" и разочарование в середине жизни о принятых за счёт вышеупомянутого азарта, а не за счёт собственного внутреннего импульса, решений.

Но само упражнение мне в принципе понравилось. Радует, что хоть где-то образование развивается вместе с общечеловеческим сознанием, хоть и с небольшим опозданием. Ещё бы оценки отменили - совсем хорошо было бы.

Оценки в начальной и средней школе, на мой взгляд, являются причиной огромного количества детских и взрослых неврозов. Современные дети крайне инфантильны и взрослеют в основном только после университета, после 23 лет, хотя физиологически должны взрослеть с половым созреванием - с 13-15 лет. Основные подростковые ритуалы перехода в древних культурах проводятся именно в этом возрасте, когда молодой человек или девушка готовы завести свою семью и нести ответственность за все свои поступки. Мы же начинаем возлагать на нынешних детей ответственность за качество их учебы, за усвоенные знания, уже с 6-7 лет. Оценки - это именно оценка того, насколько хорошо ребёнок ввинчивается в слой знаний общества, ведёт "интеллектуальную" жизнь (как аналог самостоятельной жизни в древности). Это совсем не сочетается с хронической инфантильностью, в которой они воспитываются. С одной стороны ты ни на что не имеешь права, мал ещё, слушай взрослых и всё в таком духе, а с другой - вот тебе по несколько ярлыков в день, показывающих, на сколько ты не дотягиваешь до того, кто достоен энергетических и социальных благ.

Оценки усвоенных знаний следовало бы устранить в школе вообще. Кто-то возразит, мол, а что вместо них? А вместо них - динамическая адаптация дальнейшей программы под непонятое учениками. На то учителя и учатся в универе, чтобы такое уметь.

Я только сейчас после длительного самоанализа понимаю, как крепко засело во мне со школы ожидание положительной оценки. Когда ты каждый день (!) на протяжении 10 лет делаешь психопрактику ожидания одобрения от могущественного Другого, то это становится частью твоей натуры. Это мощнее любого спортзала и аддикции. Потом под этого Другого просто подставляешь других персонажей, которые немного выше тебя в чём-то - начальников, врачей, адвокатов или вообще просто солидно выглядящих персонажей (то есть только видимость высокого статуса)...

И не страшно, если с исчезновением оценок нечем больше будет мотивировать детей. Мотивировать должен интерес к предмету и осознание собственного пути. Этому тоже педагогов учат. Если бы мы во взрослом возрасте ориентировались только на оценки окружающих наших решений о семейной жизни, профессиональном выборе или собственной внешности, то мы были бы значительно менее успешными и менее счастливыми. Мы, конечно, во взрослом возрасте выращиваем себе другие мускулы принятия решений, но всех детей, которыми мы были, мы постоянно носим с собой, и они к нам из глубин время от времени стучатся со всем их эмоциональным багажом, со всеми двойками, тройками и непопаданием в топ класса.

И когда на очередном собрании ты сидишь такой весь из себя топ-менеджер, а твою идею критикуют или не принимают, то где-то в глубине тебя наполняется энергией тот ребёнок, что перед классом получил тройку. Или когда ты такой топ-блоггер жадно заглядываешь в комментарии и смотришь количество лайков, то в этот самый момент где-то в глубине тебя ты 10-летний жадно листаешь тетрадь с проверенной контрольной, спеша увидеть оценку. Не думаешь, как результаты контрольной применить в практической жизни или для решения других задач, а рвёшься к красной оценке, как наркоман. То есть не за знаниями рвёшься, не за собственным развитием, а за одобрением и принятием внешнего могущественного Другого, от которого зависит твоё выживание.

Так что, на мой взгляд, оценки знаний, выдаваемые ученикам, начинать ставить следует не ранее 18 лет, т.к. в этом возрасте человек должен быть уже относительно зрелым, умеющим принимать решения и реализовывать их. В этом возрасте уже нормально воспринимаешь суждения окружающих о тебе и обладаешь достаточно прочной самооценкой для правильного принятия критики.
Tags: психология
Subscribe

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Анатомия тела и духа в китайской медицине. Часть 2

    ( Часть 1) 15-17 - мочевой пузырь Теория ТКМ тут не оригинальна и схожа с западной: мочевой пузырь хранит жидкости тела, предназначенные на…

  • Туман над Янцзы

    Чёт я в последнее время так утомилась из-за учёбы, что обнаружила в себе чувство, что обстановка вокруг уже не питает. Чувствую, что прохожу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments