Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Саммит "Психология и духовность". Часть 1

Известное издательство книг и аудиоматериалов по нью-эйджу, медитациям и психологии, Sounds True, на днях устроило аукцион щедрости - условно бесплатный 10-дневный он-лайн-саммит с 30 лекциями признанных и не очень авторов в этой области. То есть почти то, за чем люди ездят на конференции и тратят на них сотни и тысячи долларов, только бесплатно и не вставая с дивана. "Почти" - потому что лекторы скорее представляли синтез разрабатываемых ими тем, о которых можно прочитать в их книгах, нежели нечто новое и академически ценное. Но даже если после этого саммита кто-то из посмотревших его обычных "недуховных" психологов захотел поглубже покопать представленные лекторами "духовные" подходы, если у кого-то немного сдвинулась "точка сборки" и видение клиента и мира, - в этом уже есть огромная ценность для психологии как науки и как услуги населению.

Бесплатными лекции были только в первые сутки после выхода. Сейчас всё удовольствие стоит 200 баксов. Ну, или можно самостоятельно ознакомиться с творчеством всех авторов, где-нибудь позаимствовав их книги. Практически все, кого я прослушала, были опытными психотерапевтами или врачами, включающими в свою работу медитации на присутствие здесь и сейчас, которые они называли разными словами - наверное, чтобы поставить на своей терапии копирайт. Так, для описания всей известной медитации, интегрированной в психотерапию, были использованы термины awareness, mindfullness, non-duality, being present, stepping through, presence, equanimity, interoception, realization... Нюансы у разных лекторов были, но не настолько значительные, чтобы можно было говорить об отдельной технике. Некоторые высказывались более ясно, разрабатывая феномен углубления в ощущения своего тела (embodiment), чтобы играть в нём более активную роль, чем это происходит у большинства людей в автоматическом режиме. Кто-то хорошо сформулировал тот же самый феномен как расширение сознания за пределы своего тела. Пара лекторов рассказали о психоделиках, один - о современном варианте шаманских поисков видений (vision quests), и один рассказал о своей авторской программе "внутренней семьи", которая является чем-то вроде расстановок, только без участия посторонних людей, и практически во всём мне напомнила феномен одержимости и шаманской работы с ней, о которой я уже писала в прошлом году.

Я о саммите узнала слишком поздно, и начала смотреть только с 5-го дня, так что о первых лекциях практически ничего не знаю кроме того, что была бы не прочь посмотреть пропущенную лекцию Кена Уилбера о новой религии вместо того, чтобы читать его 800-страничный кирпич. Напишу то, что запомнилось.

14. Билл Плоткин (Bill Plotkin). Именно он рассказывал о поисках видений, которые он организует для обращающихся к нему людей. Свою программу он называет soulcraft (лепка/ковка/формирование души). Он отвозит отобранных под данную программу людей в дикую природу и оставляет там на несколько дней без еды и с заранее разработанным планом по проживанию каких-то состояний. На эту программу он берёт не всех. Сказал, что из тех, кто к нему обращается, только 20% достаточно зрелы и готовы пройти такую инициацию. Учитывая, что к ему звонит заведомо интересующаяся данными материями публика, в среднем по населению коэффициент зрелости получается ещё ниже - максимум 15%.

Пара его книг даже переведены на русский. Скорее всего не самый лучший перевод, т.к. в названии одной из них soulcraft перевели как "искусство души".

15. Джеймс Холлис (James Hollis). Этот юнгианский аналитик рассказывал о зрелой духовности: важно не то, во что ты веришь, а то, почему ты в это веришь. Такая постановка проблемы подразумевает самостоятельный духовный поиск и получение личного гнозиса. С необходимостью из этого следует отметание существующих религиозных институтов и прочих проявлений коллективного супер-эго в их нынешней форме. Для западного христианского мира это очень актуально. Для России это будет актуально лет через 40-50, если православная церковь продолжит свой крестовый поход в школах и СМИ.

Холлис неплохо представлен на русском языке. Вышло немало его книг. Я в этом году прочитала его "Почему хорошие люди совершают плохие поступки. Понимание темных сторон нашей души" и решила для себя, что этот автор однозначно мой. Доступность изложения у него сочетается со здравым смыслом высшей пробы.

16. Станислав Гроф. Этого гранда трансперсональной психологии знают практически все. Одна из ключевых фигур психологии 20-21 в.в. Как бы следуя тенденции вывода сознания из тела в поле вокруг тела, он вывел психологию из отдельного человека на трансперсональный уровень. Его вклад в науку, на мой взгляд, недооценён. Он фактически изучал анатомию и процессы в теле Великого Духа, что объединяет всех нас, - организм, клетками которого мы являемся.

Гроф рассказывал о духовных кризисах, которые он назвал трансперсональными кризисами и которые в странах, сильно отстающих в плане духовности, принято считать психозами и душевными заболеваниями. Он убедительно рассказывает об анатомии подобных "психозов", которые по сути являются эпизодами прорывания бессознательного содержания в дневное сознание и не имеют органических причин. А бессознательное содержание в таких случаях чаще всего выражается в галлюцинациях, паранойе, навязчивых состояниях и прочих психически сложных и неприятных вещах. При интеграции данного содержания человек полностью выздоравливает. Даже слово "выздоравливать" не очень уместно тут, т.к. мне трудно считать это болезнью в общепринятом понимании. Я бы сказала, что это слишком большой кусок, поступивший в наше сознание из мира духов и не успевший разделиться на фракции, размазанные по воспринимаемому нами миру для более гармоничного и медленного усвоения в ритме обычного дневного восприятия.

Гроф был бы не Грофом, если бы не рассказал в очередной раз о роли психоделиков в излечении травм и о том, как было бы хорошо, если бы клиническим психологам разрешили это делать.

17. Пэт Огден (Pat Ogden). Эта психологиня, специалист по излечению от травм, рассказывала о подходе в психотерапии, когда психолог играет роль всепринимающего и всепонимающего присутствия, пока пациент проживает в сеансе интроспекции какой-то болезненный опыт прошлого, где, возможно, он был не принят и не понят. То есть тут смысл не в том, чтобы применять какие-то конкретные методики, техники, ставить цели и добиваться результатов, а в том, чтобы воспроизвести практически ритуально ту психологическую модель, которая дала сбой в прошлом и вызвала формирование и эволюцию души "с багами". Подразумевается, что в такой ситуации душа пациента, получив от психолога то, что ей недоставало, и прожив с этим недостающим элементом какой-то опыт, дальше начнёт выравниваться и исцелять себя сама.

Её книги у меня уже давно стояли в виш-листе после чтения другого гранда в области исцеления травм, Бессела ван дер Колка (Bessel van der Kolk), который на неё постоянно ссылался. На русском её, к сожалению, нет.

18. Томас Мур (Thomas Moore). Ещё один юнгианец, мудрый психолог и человек с большим духовным опытом. В юности он ушёл в монахи, но потом прошёл определённый этап и решил, что в монастыре ему больше нет смысла оставаться. Наверное, та самая "зрелая духовность" по Холлису. Он написал немало книг, объединяющих в себе как психологию, так и духовное развитие, и одним из основных его произведений является "Забота о душе". В своей лекции он развивал тему "заботы о душе" как поиска психологического комфорта, и в некотором роде противопоставляя её "заботе о духе". Даже не столько противопоставляя, сколько привлекая внимание - "эй, ребята, в последние 2000 лет мы заботились о духе, давай уже позаботимся о душе, из которой дух вырастает и которая его питает".

Это очень ценная мысль, которая почти отсутствует в древних духовных традициях и начисто отсутствует в христианстве. Забота о духе - это религиозная практика, избавление от привязанностей, аскезы, молитвы, ритуалы и всё такое прочее. Оно всё имеет смысл, если у тебя цели - прорасти как можно дальше в тело духа, очиститься как можно больше от мирского, избавление от всего человеческого и перенос себя максимально в духовное. Забота о душе - это обретение счастья и комфорта в своём теле, в своём окружении, в своей жизненной истории, с сохранением привязок, со сбереганием межличностных связей, это поиски способов проживать с полным погружением не только приятное, но и боль, печаль и потери как неотъемлемые явления жизни.

На мой взгляд, такой подход приведёт туда же, куда ведут и монастические и прочие аскетические практики, только в его случае человек "практикует" в миру, а не в отшельничестве. Он становится сильнее, не принимая никакую религию, не ставя над собой никакую древнюю мифологию, не вставая в 3 часа ночи на очередную молитву и не ограничивая себя в еде, а проживая с таким же стоицизмом реалии обычной жизни и обычного земного существования.

Потому что когда у тебя двое маленьких детей, нет мужа, получаемый заочно диплом, хронический цистит, начальник-мудак и социальное осуждение, или когда тебя отправляют в концлагерь, где всячески унижают и пытают, или когда просто-напросто от тебя ушёл муж к молодой и красивой, забрав у тебя все сбережения и отжав бизнес, - то надо проявить силу воли не меньше, чем у монаха, чтобы в этом хаосе и разрывающем тебя мире сохранить себя, душевное здоровье и любовь к миру.

(продолжение следует)
Tags: книги, психоделики, психология, религия, шаманизм
Subscribe

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Анатомия тела и духа в китайской медицине. Часть 2

    ( Часть 1) 15-17 - мочевой пузырь Теория ТКМ тут не оригинальна и схожа с западной: мочевой пузырь хранит жидкости тела, предназначенные на…

  • Сон об отрезанных ногах

    Ещё один сон, некоторым образом воплотившийся в реальности. Засыпала глубокой ночью, несколько расстроенная, что никак не удаётся заснуть после…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments