Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Злые и добрые

Перечитывая мифологию, написанную в разные периоды, заметила, что чем давнее книжка написана, тем свирепее и кровожаднее будут персонажи, включая богов, духов и т.п.

Вся греческая мифология, особенно первые поколения богов, - это сплошь убийцы-маньяки, насильники и людоеды. Что вполне соответствует нравам неолита или когда там эти мифы зафиксировались в той форме, в какой они до нас дошли. Скандинавская мифология чуть менее кровава в плане создания мира (хотя первых великанов там всё равно порвали), но зато персонажи всяких последующих саг задают жару, как самые настоящие беспощадные викинги. "Старшая Эдда" в этом смысле прекрасно отражает нравы скандинавов первого тысячелетия н.э.

Ветхий Завет просто кишит трупами, а редкие выжившие ходят по колено в крови. Особенно явственно это видно по комментариям Лео Таксиля в "Забавной Библии". Он там опускает всяческое благоговение и просто перессказывает тексты Ветхого Завета, сопровождая их своими комментариями, от сухих исторических до саркастических, которые камня на камне не оставляют от религиозного очарования Библии. Собственно, какой ещё ментальности можно ожидать от людей того времени?

Со славянской космогонией я пока знакома отрывочно, и там вроде сначала всё мирно, не считая "подвигов" богатырей. Только потом уже в народных сказках появляются злые духи, типа Бабы Яги, чёрта, Кикиморы, Водяного, Лешего, Кащея, Соловья-Разбойника, Змея Горыныча. Причём все исключительно злые. Добрые - только симпатичные и всячески ущемляемые в женских и общечеловеческих правах девушки на выданье и справедливые цари. Налицо белый пиар верховной власти и чёрный пиар языческих персонажей. Даже всяческие Иваны вроде как положительные, но, если с другой стороны посмотреть, то на пути к красной девице после них столько трупов остаётся, что там несколько десятков воплощений надо, чтобы карму отмыть.

К чему я это? Прочитала я тут "Кикимору и другие сказки-притчи" Александра Богаделина, и это, я вам скажу, такое мимими, что мне сразу захотелось ребёнка, чтобы его воспитывать по этой добрейшей и милой книжке. Там те же самые черти, лешие, русалки, кикиморы, банники, домовые и т.п., но они выглядят необычайно безобидными, гуманными, добрыми. Если кто читал Ольгу Громыко, тот поймёт. Стиль похожий, только Громыко всё-таки для взрослых, а "Кикимора" - для детей. Ну, или для тех взрослых, кому хочется расслабиться, улыбнуться и немного пофилософствовать. У меня почему-то ещё параллели с "Незнайкой". Такое же мини-общество котятоподобных существ, которые сталкиваются с разными жизненными и общественными проблемами и благополучно их решают.

"Кикимора" ещё хороша тем, что знакомит читателя со славянской мифологией. Я вот почему-то не знала, что у славян есть аналоги рая, ада и мирового дерева. Что ад, Пекло, может быть вполне безобидным местом, где зимуют природные духи. Что славянский ад поддерживает дипломатические отношения с Аидом и Хелем :)

Вообще современная литература с магическими и мифологическими персонажами в этом смысле отражает "добрение" людей. Даже "Гарри Поттер" несмотря на громкость звуковой дорожки и страшность спецэффектов снятых по нему фильмов, настолько же добрее сказок Андерсена и произведений Диккенса, насколько "Кикимора" добрее старых мифологий.

Если б не эпоха Просвещения, благодаря которой мы стали такими добрыми, народ точно повбивав бы друг друга.

Какие будут прогнозы на ближайшие 500 лет?
Tags: книги, люди
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…