Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Фильмы о Папессе Иоанне

Иоанна, женщина на папском престоле (2009)
Папесса Иоанна (1972)


Есть легенда, согласно которой в 9 веке некоторое время папский престол занимала женщина, выдававшая себя за мужчину. Солидных документальных свидетельств о ней не осталось. Сторонники существования Папессы утверждают, что документов нет потому, что Церковь из-за стыда уничтожила все письменные свидетельства её существования. Противники теории существования Папессы говорят, что легенда пошла из народных шуток по поводу того, что некоторые Папы не только имели любовниц, но и назначали их на государственные должности (как, например, Александр VI Борджиа, назначивший свою любовницу на должность главного казначея). Так или иначе, идея нахождения женщины на троне Святого Петра вдохновляет сценаристов. Уже 2 фильма были сняты о её возможной судьбе. Фильмы разнятся, как разнятся биографии двух совершенно разных людей. То есть любая биография этого персонажа - совершенный вымысел. Тем интереснее посмотреть, как режиссёры видят такой поворот событий.

В фильме 1972 года у Иоанны почти розовое детство. Её отец - эдакий хиппарь, разъезжающий на фольксвагене по Европе, читающий селянам Махариши Евангелие и учащий свою дочь медитировать читать. После его смерти она уходит в женский монастырь, откуда сбегает с художником и для простоты путешествий переодевается в мужскую одежду. Её страстные проповеди привлекают внимание папских осведомителей, её приглашают в Рим и назначат секретарём Папы. В этом фильме ей престол практически преподносится на блюдечке. Мэджик!

Иоанна здесь показана строго "квадратной", т.е. упирающейся всеми лучами своего ума в святое писание. По-моему, она ни разу не сказала ни одной реплики, которой не было бы в Библии. На её возможную социальную работу режиссёр сослался, но основной акцент был сделан на то, что она-таки стала главой Римской Церкви. Как-будто смысл был только в том, чтобы формально добраться до финиша.



Фильм 2009 года сюжетно интереснее. Здесь её отец - самый ретроградный ретроград, которого можно было найти в его время, да к тому же священник, а значит, тот, кто всегда прав. Короче, зрителям его хочется убить с первых же минут фильма. Наверное, это особая аура Шона Бина, играющего её отца. Он всячески противится учёбе Иоанны, но это не мешает ей схватывать всё на лету, и потом странствующему философу - обнаружить её, уловить её редкий ум и начать её обучать более серьёзным вещам. После его смерти Иоанну по его рекомендации берут в монастырскую школу - невиданное дело, т.к. учиться брали только мальчиков, а читающие девочки воспринимались такой же дикостью, как и рожающий мужчина. Как тут не вспомнить, "Творцов заклинаний" Терри Пратчетта? А если ещё учитывать, что религиозная структура - это в принципе тот же магический орден, сходство становится ещё явственнее.

Сценарий версии 2009 года качественнее во всём. Намеченная общими штрихами романтическая линия заставляет зрителя томиться совсем чуть-чуть. История неудавшейся свадьбы, навязанной Иоанне и организованной её недоброй покровительницей и в последний момент прерванной военным вторжением, идеально показывает руку бога в судьбе Иоанны, направляя её именно на путь священнослужителя ценой больших жертв. То, как ей потом удаётся годами выдавать себя за мужчину в мужском монастыре, посвящая каждую минуту свободного времени заботе о бедных и больных, - это же просто готовый задел для беатификации. А разные мелочи, типа тайных инженерных приспособлений, секрет которых известен лишь паре героев, но которые вершат историю, создают красивые сюжетные плетения.

Даже к Папе Римскому она приближается не просто так по щучьему велению, а как известный целитель, которому единственному удаётся вылечить Папу от ревматизма. В этом фильме социальные интересы Иоанны выделены значительно сильнее. Здесь она уже выглядит не карьеристкой, но человеком, который, чудом добравшись до руля управления миром, пытается максимально направить мир в гуманное русло, пока руль не отобрали.



В результате, фильмы, экранизирующие эту легенду, показывают не столько то, что удалось по крупицам наскрести в исторических хрониках, сколько наши собственные фантазии на тему того, каким было бы грядущее Средневековье, каким было бы христианство, каким был бы мир, если бы женщины были допущены к Святому Престолу. Однако фантазёры-кинематографисты здесь делают одну большую ошибку: они уравнивают жестокость и мужской половой член. Женщины в истории известны своей жестокостью и бегством по головам к власти не меньше мужчин. Святой Престол - это ещё одна гора, на вершине которой сидит царь, жестоко отпихивающий всех претендентов. То, что туда допускаются только мужчины - лишь исторический казус, а не свойство этой горы. Свойство горы в том, чтобы быть горой, и ничего более. Если бы в тех же самых условиях женщины боролись за Престол наравне с мужчинами, жертв было бы не меньше, и не факт, что они бы заботились о бедняках, сиротах и женском образовании больше мужчин.

Тут скорее уместно пофантазировать на тему, что если бы в Средневековье на Святой Престол допускались бы люди с глубокими гуманитарными и духовными ценностями. Церковь быстро потеряла бы своё влияние и стала бы чем-то типа синтоизма в Японии. Она была бы в сотни раз беднее. Культура Средневековья не была бы столь наполнена религиозными мотивами. Наука развивалась бы уже начиная с 1 тысячелетия. И поскольку тогда люди вообще ещё имели естественную склонность убивать всех несогласных, а потом уже думать, то научный прогресс скорее всего послужил бы намного более массовым бойням, чем военные конфликты 20 века.

А вот внутри самой Церкви из-за малого количества народа и небольшого социального престижа оставались бы только самые преданныеи и упоротые, что способствовало бы психо-магическому развитию адептов и развитию психо-магических практик вообще. На текущей исторической ветке этот процесс массово начался только в 20-м веке в виде распространения эзотерических учений, и то не очень организованно и не шибко концентрированно.
Tags: кино, религия, фильмы о священниках
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments