Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Фильмы о священниках, монахах, их духовном пути и магических практиках. Часть 5

Страсти по Андрею (Андрей Рублёв) (1966)

История становления духовного человека в России 15 века. Фильм состоит из разных сценок жизни и быта людей, и Рублёв только ходит вокруг смотрит на всё это и взращивает в себе своё собственное видение бога, религии, греха и отношений между людьми. Фильм довольно тяжёлый, т.к. перенасыщен грязью, тупостью, недалёкостью и ригидным православием. Рублёв там единственный, кто не судит с позиций правил Книги, но но ищет в своей душе ответы на вопросы, что такое грех, зачем убивать людей за любовь, что плохого в непокрытой женской голове в церкви, что грешного в детской непосредственности деревенской блаженной.



***

Чудо (2009)

В этом фильме, снятом по легенде о "Каменной Зое", - девушке, впавшей на 4 месяца в кататонию из-за того, что она якобы решила станцевать с иконой, - священник играет не самую главную роль. На дворе 50-е, и у религии крайне невыгодные позиции в обществе. Основными верующими являются бабушки, в которых ещё до революции вложили основы православной мифологии. Священник в этом фильме - скорее бездушный хранитель традиции, прошлого, нежели духовный человек. Он - бумага, на которую копируются правила, написанные кем-то в прошлом, нежели тот, кто применяет эти правила, индивидуальные для каждого, ко всякому, кто приходит просить о духовном наставничестве. Не удивительно, что под давлением новых правил советской власти этот священник не выдерживает, спивается, бросает семью и уходит. Если ты - бумага, тебя порежет или сожжёт тот, кто сильнее.



***

Борджиа (2011-2013) и Тюдоры (2007-2010)

Общее у этих сериалов - не только их единая историческая основа (конец 15 - начало 16 века), но и тот факт, что они показывают процесс болезненного разделения функций между духовной практикой и властью. В "Борджиа" рассказывается история семьи Папы Римского Александра. В то время Папа ещё претендовал на то, чтобы иметь реальную политическую власть над всеми христианскими землями. А местные политические и военные лидеры этих земель хотели всю власть себе без всяких там психопрактик, личностного развития и перспектив интересного посмертия. И вот Александр разрывается между служением своему богу, принимая его на полном серьёзе, и всеми грязными приёмами политики для удержания и расширения власти, которые уже были хорошо отработаны его предшественниками.

В "Тюдорах" показывается исторический момент, как в Англии из-за политического отказа Папы позволить развестись Генриху VIII происходит откол госрелигии от Рима. Здесь основные тёрки идут не в области мистического, но в области ритуалистики, набора социальных законов и прочей мишуры. Религия как духовно-магическая практика потеряла свою силу по сравнению с тем, чем она была в "Последнем королевстве", например.





***

Карнавал (2003-2005)

Сериал о бродячем цирке, чей контингент включает в себя и уродцев, и сиамских близнецов, и ясновидящих с гадалками, и стриптизёрш, и проституток. К цирку прибивается парень по имени Бен, который тщательно скрывает свою способность воскрешать людей, т.к. мать внушила ему, что это происки сатаны. Параллельной линией идёт история странного священника и его сестры. Он обнаруживает у себя способность телепатически влиять на людей. Если поначалу он использует эту способность для воспитания паствы страхом, то впоследствии так укрепляется в своей силе, что решает создать новую религию имени себя, намекая людям, что он - новый мессия, но полностью осознавая себя новым антихристом. Только скромный Бен может противостоять священнику. В этом сериале религия - уже даже не религия, а сплошное фентези с использованием элементов христианской мифологии в том виде, как она выглядела для обывателя в начале 20 века. И священник тут - не духовный лидер и не помощник людям, но раковая опухоль в теле ноосферы, которая объявляет себя хозяином этого тела.



***

Имя розы (1986)

Монах Вильгельм приезжает в удалённый монастырь расследовать таинственную смерть одного из монахов. За время его пребывания ещё трое монахов оказываются убитыми. Все они в моменты перед своей смертью держали в руках единственный экземпляр книги Аристотеля, подрывающей основы церковной власти. В этой книге идёт речь о естественности смеха и его угодности богу, в то время как Церковь хочет продолжать править за счёт насаждения страха. Кто-то в монастыре не хочет, чтобы книга стала достоянием общественности. Вильгельм в конце концов находит и убийцу и книгу, но из-за разных событий в монастыре практически в то же самое время там проходит суд Инквизиции, и случайный пожар уничтожает всю библиотеку. Фильм довольно депрессивный. По замыслу Эко в романе "разоблачается" Церковь, но 20 веке этим никого не удивить, так что у режиссёра получилось лишь показать в энный раз самое неприглядное из средневекового христианства. Ещё раз напоминает, что среди людей, несущих якобы слово бога, большинство были на деле служителями дьявола. Монастырская система, отсутствие образования и общая социально-экономическая обстановка способствовали тому, чтобы к монастырям прибивались те, кто слишком слаб и туп, чтобы выживать своими силами, и кто достаточно нагл, чтобы стать частью коммуны, которая и обогреет, и прокормит.

Из того типажа, какой я ищу в фильмах о священниках и монахах, здесь нет никого, если не считать молоденького ученика Вильгельма, который вроде как ещё и не монах. Остальные лишь напялили фантик религии на свои худшие пороки и стали считать себя лучше и главнее всех других. Даже Вильгельм, такой весь из себя положительный, оказывается, имеет в своём резюме опыт работы в Инквизиции, а также трусость по отношению к своим убеждениям и своей вере, и предательство по отношению к одному из осуждаемых. Зато на книги он фапает, как сам Эко, с упоением. Он готов сгореть в этом монастыре вместе со всей библиотекой, лишь бы не возвращаться в мир, где не будет всех этих залежей старых пергаментов. И не особо парится из-за того, что живёт в мире, где убит невиновный и преданный им человек и где существует Инквизиция.



(продолжение следует)
Tags: кино, религия, фильмы о священниках
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments