Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Понятие благодати как магической силы в даосизме. Часть 2

Так вот из отрывка Википедии о благодати (см. Часть 1 этой серии постингов) только греческое слово δυναμις (dunamis > dynamic) намекает на некую движущую силу. Это та сила, что с информационного уровня позволяет эффективно управлять физическим по информационно-физическим каналам: я могу управлять своим телом, инструментально использовать камни, растения и животных в моих целях, а, например, растения не могут так же эффективно управлять камнями отдельными элементами окружающего мира, хотя и пытаются (раскалывают корнями камни, оплетают объекты, совместно создают среду эффективного долгосрочного переваривания окружающего в питание).

Это также та сила, которая с духовного уровня позволяет управлять физическим и информационным по той же самой логике и по новым эволюционно открывшимся духовно-информационным (=магическим) каналам. И ещё выше, это та сила, которая с божественного уровня позволяет самым естественным образом управлять всеми нижележащими: менять информационное наполнение ситуации, модифицируя завязанную на неё материю, но также перестраивать духовное наполнение ситуации, что значит, например, построение собственного мира под собственные интересы. Не зря кстати говорят о разных прокачавшихся до божественного уровня даосах, что они ушли в разные сказочные миры. Каждый такой "бог" строит своё собственное событийное тело, т.е. собственный мир со своим набором духовных сущностей.

В греко-английском библейском словаре δυναμις переводится "miraculous power, might, strength" (чудодейственная сила, мощь). Христианская мифология прячет данное значение благодати за бесконечными нагромождениями слов. Возможно, это сделано, дабы отвлечь от той темы тех, кто захотел бы не служения государственному богу, а чисто силы и фаерболов. В восточных эзотерических практиках (йога, буддизм) существует та же самая тенденция говорить адептам концентрироваться не на обретении сиддх, но на прокачке связи с высшими силами, что в христианстве является аналогом "служения богу ради спасения".

Я постаралась понять смысл этого с позиций моей модели гнозиса, и в этом мне помог тот же Маслов с более симпатичными мне даосами:

Еще одним началом, связанным с традицией «сокрытости» и инь, стало энергетическое начало-Дэ. Дэ чаще всего трактуется как проявление Дао в этом мире. Поскольку само Дао не видно и дано лишь как состояние предрождения, то Дэ выступает как его энергетическо-магическое проявление. Обычно этот термин принято переводить как «благодать» или «добродетель», хотя ни тот, ни другой термины не передают целиком того содержания, которое приписывалось ему в китайской культуре.

Именно обладание благодатью или энергией-Дэ отличает посвященного и мудреца от обычного человека. Человек же, который сполна сумел получить Дэ, может стать правителем, о чем мы скажем ниже.

Конфуцианцы как представители светской культуры понимали Дэ именно как набор морально-этических качеств, а в отношении правителя — как способность поддерживать связь с Небом и осенять своей благодатью всех подданных. В мистической традиции Дэ парадоксальным образом оставалось все время непроявленным, скрытым и глубоко запрятанным.


Мой комментарий: Здесь интересно отметить, что в очень многих культурах, часто никак друг с другом не связанных, фигура правителя воспринималась божественной фигурой, посланником небес, глашатаем божественной воли. Если фантазировать в рамках моей модели гнозиса, то это могло пойти от некоей изначальной фигуры бога нашего мира - т.е. кто-то где-то когда-то прокачался до божественного уровня по этой модели и создал наш мир в качестве своего событийного тела, и теперь имеет с этого большой фан, схожий с тем, какой имеет человек, развивающий собственный проект от А до Я на собственном интересе. Если же оставаться в рамках современной квазинаучной парадигмы, то можно сказать, что люди разных культур на уровне коллективного бессознательного словили эту идею и применили эту универсальную иерархическую модель в масштабах отдельных государств.

И роль "божественных" правителей в государствах в идеале как раз заключалась в том, чтобы символизировать собой верхнюю фигуру этой модели. Какой правитель - такое и государство. Чем правитель лучше и безупречнее, тем лучше жизнь в государстве. А если кому-то не нравится, то есть другие государства и наверняка другие глобусы с другими мирами. Главное - на уровне логической структуры до сих пор соблюдается правило "какой правитель - такое и государство". Во всяком случае, через духовно-магическое развитие можно спастись создать свой собственный мир и жить там как нравится.

Только это не модель "создать свою заграницу и свалить туда из этого ада", а скорее модель "прокачать себя до такой степени, что окружающий мир как-то гармонично лично для тебя также прокачается в соответствующую твоему развитию сторону". Если с тобой таким просветлённым до сих пор стучаются бэдлаки, заставляющие тебя стенать "господи, почему ты меня покинул" я же хорошо себя вёл, значит, это результат твоего персонального божественного метаболизма.

***

В мистических учениях благодать-Дэ никогда не очевидна и дана как особая энергия посвященным мудрецам. Это очень важная черта истинного Дэ — она всегда сокрыта и, по-видимому, доступна лишь посвященным, откуда и возникает постоянный мотив тайности вокруг Дэ. О ней говорится как о «темной», «потаенной» или «сокровенной» (сюань), причем обычно термин "сюань" в древности связывался с какими-то тайными культами. Все, что связано с получением энергии-Дэ, — какое-то «кажущееся», очевидно непроявленное, ускользающее: «Всеохватная Благодать кажется недостаточной. Подлинная Благодать кажется сокрытой» (§ 41). «О, сколь глубока, сколь отдалена сокровенная Благодать! Сколь противоположна она вещам! Но лишь то, что идет за ней, и есть Великое Следование» (§ 65).

Мой комментарий: Наверняка в химических анналах коллективной памяти камней и цветков есть записи об интуитивных прозрениях их собственных видовых лао-цзы о возможности свободно передвигаться в пространстве (= быть свободным от привязаностей) и иметь больший контроль над своей жизнью и окружающим миром (= познать свою истинную волю). Но поскольку, они не знают, как это вообще возможно, то даже в молекулярных постингах их единого морфегенетичекого поля такие "сиддхи" описываются в терминах непостижимого.

***

Именно с получением благодати-Дэ связывается и обращение в состояние ребенка, о котором мы говорили выше и которое, говоря современным языком, является инициацией в тайное учение. Лао-цзы говорит именно об этом: «Постигший глубину Дэ уподобляется новорожденному» (§ 55).

Мой комментарий: Тут интересная параллель со стиранием личной истории по Кастанеде, единением с Единым или с Океаном в нью-эйдже, становлением чистым аки младенец, чтобы "войти в царство божие", в христианстве, ритуалом расчленения в шаманизме, а также параллель с тем, что я описывала в одном из прошлых постингов об оборотничестве. Фигура новорождённого ребёнка также присутствует в европейской магической традиции - в алхимии, в Старших Арканах таро.


Tags: даосизм, магия, мистицизм, таро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments