Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Понятие благодати как магической силы в даосизме. Часть 1

Читая книгу Маслова о духовных практиках Китая, неожиданно для себя пришла к выводу, что то явление, которое в даосских писаниях наши переводчики обычно переводят как "благодать", по описанию похоже на магическую силу. Мне не очень нравится использование термина "благодать", сильно контаминированного христианством. При описании даосских духовных практик обычно оставляют без перевода понятия ци, инь, ян, дао, расшифровывая их в процессе. Маслов тоже, видимо, не в восторге от него, и называет его "благодать-Дэ", видимо, чтобы сохранить единообразие терминологии с уже существующими переводами.

Кстати это то самое второе Дэ из "Дао Дэ Цзин". Дао - путь, Дэ - благодать, Цзин - канон. Вики говорит, что она переводится как "Книга пути и достоинства", а одно из популярных англоязычных изданий - The Classic Book of Integrity and the Way (почти то же, что и на русском; integrity может переводиться и как достоинство, и как целостность, и как верность себе). В свете нового осмысления термина "благодать", я бы свободно перевела "Дао Де Цзин" как "Наставления для духовного и магического роста".

В исламе схожее с благодатью понятие "баракат" банализировалось в знаменитых арабских цветистых пожеланиях того-сего-пятого-десятого, даже если в глубине души желаешь собеседнику мучительной смерти. Теперь "баракат" в расхожем понимании там означает общую удачливость и милость аллаха в том, чтобы наполнить всякими удобствами жизнь того, кому это желают. Типа, чтоб у вас всё было, и вам за это ничего не было. Можно, конечно, удачливость и успешность в эзотерическом дискурсе притянуть к нахождению в потоке, что уже по смыслу ближе к магической прокачке.

Однако в том же христианстве "благодать" осталась термином религиозным, и ею не раскидываются для социальной смазки. В христианстве вместо этого ввели понятие благословения - пожелания благ, а там уж, придут блага или не придут, будет зависеть от личной кармы того, кому желают.

Вот, что написано о благодати в христианском понимании в википедии:

Дар для человека от Бога, подаваемый исключительно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения и освящения («возрастания в благодати»). Благодать понимается как действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. В традиционном представлении о благодати сочетается понимание её одновременно как деяния и как силы. (...) В документах раннего христианства, известных как произведения «мужей апостольских», благодать упоминается как дар, который Бог через Христа даёт человеку и представляется как сила («δυναμις»), благодаря которой человек может стремиться к праведности и идти по пути послушания. В этом понимании благодать даёт силы, посредством которых человек может обрести праведность и достичь спасения.

Из-за изначального концептуального разделения человека и бога в христианстве, этот текст для меня звучит как пустое балабольство, т.к. в моей системе человек уже изначально является своим персональным богом, но фокус его сознания на спектре от материи до бога (я этот спектр условно делю на 4 уровня - физический, информационный, духовный и божественный) расположен ближе к материи, на информационном уровне. И в этой системе не какой-то там внешний бог "добр и милосерден", а сам этот спектр заинтересован в том, чтобы эта точка (как частный случай - человек, но вообще что угодно во Вселенной) продвигалась по нему всё выше и выше.

В христианстве считается, что благодать снисходит сама по себе без всяких "заслуг". То есть не важно, как усердно ты читаешь молитвы, бьёшь поклоны (привет буддизму с его 10 000 простираниями для начинающих), воздерживаешься от секса и стяжательства и спасаешься от твоей локальной разновидности зла, важно что-то другое, что в тебе происходит, когда ты это делаешь.

Мне лично кажется, что "что-то другое" - это отвязка нашего фокуса сознания от окружающего мира. Эмоционально наполненные его элементы для нас должны стать не более важными, чем мазки разных цветов на картине. Нам могут нравиться или не нравиться отдельные цвета, они могут навевать на нас грусть или радость, но они находятся вне нашего пункта принятия решений. Чтобы понять масштаб проблемы, можно представить, что вот есть ваши родители, ваш ребёнок, ваш супруг, ваш любимый котик, ваш социальный статус, ваша работа, ваша квартира, ваш банковский счёт, ваша страна, ваша свобода, ваша красота и физическая целостность - и вот вам надо принять решение, которое идёт вразрез с вашими чувствами ко всему перечисленному - пожертвовать, уехать, бросить, отключить от аппарата жизнедеятельности, отказаться от мечты, всё потерять. Когда данные обстоятельства или сознательное решение принимаются без того, чтобы наши чувства на нас влияли, тогда можно сказать, что произошёл выход из энергетической подчинённости информационному уровню, что означает начало обретения над ним полного контроля и, соответственно, переход на духовный уровень.

Только вдобавок ко всему этому надо умудриться не закрыться эмоционально от любимого и нелюбимого. То есть продолжать любить и ненавидеть, но не быть уже зависимым, не бояться. Человечество с материального на информационный уровень перешло не потому, что закрылось от всего, что ему не нравилось, а потому что выработало в своём теле эффективные структуры проведения через себя внешнего потока и удаления неусвоенного (пищеварение), исторжения вредоносного (воспаления, иммунитет) или своевременного увода всего тела из опасной для него ситуации (гормоны, позволяющие убежать, атаковать или затаиться, и поведенческие паттерны, позволяющие установить сотрудничество).

Человечество с информационного на духовный уровень перейдёт не потому, что цинично защитится от эмоций и ощущений, а потому что научится эффективно в них лавировать и высвобождать свой фокус сознания, свой блок принятия решений, - в том числе решений о том, как ты выбираешь себя чувствовать в настоящий момент, - из-под эмоций.

Ницше не стал Суперчеловеком, потому что презирал сострадание. Побег от эмоций - это слабость. Слабость - это отсутствие Силы, вышеупомянутой благодати. Как только научишься эффективно переваривать любые эмоции без больших энергопотерь, как научился эффективно переваривать еду; как только научишься проявлять автоматически Волю для реализации своих интересов, как научился двигать конечностями, говорить, менять гормональный фон, ритм сердцебиения и скорость обмена веществ, - так и окажется, что Дэ-благодать у тебя уже есть. Это как участок нервной системы, к которому наша точка сознания получила доступ, который ранее не имела.


Tags: магия, мистицизм, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment