Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Сериал "Американские боги"

Сериал из серии "все побежали, и я побежал". В соцсетях столько слюней пускали на тему "Американских богов", что я, изначально даже не собиравшаяся смотреть, решила уступить любопытству. Книги Геймана мне не пошли от слова "совсем". Я редко в моей жизни читала что-то настолько бездарное и нестройное, да к тому же написанное простым языком для широкой публики, что начисто лишает его книги шанса быть поднятыми до уровня элитной литературы "не для всех" (на случай, если я всё-таки по темноте моей не поняла его). До сих пор теряюсь в загадках, в чём секрет его успеха. Конкретно "Американских богов" я не читала, мне хватило 4 других книги. Когда приступала к просмотру, почитала о сериале в вики, увидела там такой отзыв, что, мол, Гейман давно хотел "богов" экранизировать, но никто не знал, как подступиться к сценарию. Я поняла, что я не одинока в моём непонимании его книг и что в "богах" Гейман остался верен своему бестолковому стилю построения сюжета, и можно даже и не читать книгу.

Сам сериал пошёл на удивление неплохо. По отзывам, он сильно отличается от книги, что, на мой взгляд, несомненно пошло на пользу сюжету, с которым у Геймана обычно основные проблемы. Сценаристу и режиссёру удалось слепить картинку в несколько авангардном стиле, практически как музыкальный клип. Мы же не предъявляем требование к клипу, чтобы в нём был логичный сюжет и последовательные персонажи с адекватной психологией. Клип - это просто видеоряд на музычку, обычно вообще никак не связанный с тектом песни.В результате недостатки писательского стиля Геймана режиссёру удалось сделать достоинствами художественного стиля сериала. Разные бредовые сюжетные линии и шизофренические персонажи выглядят как разномастные мазки на картинке абстрактной живописи или как вспышки сознания у вконец обкурившегося галлюциногенной лягушкой нарика. Тут уже как-то критиковать классические элементы картины неудобно, т.к. тем самым ты покажешь, что нихрена ты не разбираешься в современном искусстве.

Было интересно кстати наложить теорию психической болезни на историю Шедоу. Чувак попадает в тюрьму из-за подружки, которая плохо спланировала для него ограбление. Отсиживает сколько положено и за несколько дней до его выхода она умирает в автомобильной аварии, отсасывая у его лучшего друга. У Шедоу от пребывания в тюрьме, активного чтения книжек там (весьма непривычная для него деятельность) и от такой неожиданности от подружки и друга едет крыша, и он начинает глючить. В точности как главный герой "Бойцовского клуба". Там даже совпадение в том, что главный герой со своей галлюцинацией встречается в самолёте, эдаком пороговом месте, не на земле и не на небе, вне пространства и времени. Потом он начинает глючить свою вернувшуюся с того света понемногу разлагающуюся подружку, - которая якобы любит его больше всего на свете, - эльфов, всяких богов и тому подобную нечисть.

И вот он в одиночку путешествует по стране, думая, что работает охранником у Одина, и встречается с разными вышедшими на пенсию и иммигрировавшими в штаты богами, которых Один якобы подговаривает идти на войну против современных богов. А на самом деле Шедоу просто в одиночку проживает своё личное чистилище, свой собственный психотический бред и кризис несоответствия божественного образа себя в своей голове тому, кем он стал для общества после тюрьмы.

Я долго пыталась хоть как-то притянуть его одиссею к архетипу "путешествия героя" и к постепенному проживанию им собственного исцеления через столкновение с персонажами своего подсознания, но у меня ничего не вышло. Здесь режиссёр со сценаристом оказались бессильны, и сюжет не показывает никакого завершённого Пути, но лишь путешествие в тупик со всё большим погружением в шизофренический кризис с упором на манию величия. Когда в конце Остара лишает всю природу жизненной силы, чтобы вынудить людей вернуться к поклонению языческим богам, в душе Шедоу один из его тараканов в виде Остары обрывает связь его души с внешним миром, пока мир не соизволит открыться навстречу Шедоу поклонением его величию.

Кроме него в фильме куча отдельных зарисовок о старых богах, которые при наличии хоть капли таланта у писателя могли бы стать как минимум хорошими сюжетными линиями, а в идеале - отдельными историями, достойными экранизации.

Сцены с богиней любви Билкис, сжирающей своей вагиной мужчин, просто божественны. Они красивы как динамическая картина. Как скринсейвер между чем-то более содержательным. Но это тот случай, когда ты вроде как сцену с половым актом посмотрел во всех подробностях и со всей ракурсов, а тема осталась нераскрытой. Абсолютно никакой связи с основным сюжетом.

Эпизод с двумя занимающимися сексом мусульманами-гомосексуалистами, один из которых джинн - это шикарный пинок всему мусульманскому востоку. Это был мой первый в жизни видео-ролик с гейской порнухой, снятый в таких подробностях, что теперь у меня не осталось пробелов в знаниях о том, как у геев там всё происходит. Абсолютно никакой связи с основным сюжетом.

Сцена с Анубисом - просто красиво. О красивом переходе в иной мир доброй женщины, чьё сердце легче пёрышка. Абсолютно никакой связи с основным сюжетом.

Сцена с Вулканом любопытна чисто как метафора американской реалии владения оружием и его использования по поводу и без. Такая чистая сконцентрированная метафора, выглядящая довольно странно на фоне остального.

Сцене с Чернобогом и его сёстрами незаслуженно уделено слишком много времени да сам персонаж довольно мерзкий.

Персонаж Ананси столь же стилен, как и всё остальное. Раз снимали сериал и раз он там рассказчик, могли бы добавить его участия побольше, чтобы паутина его невидимого присутствия и знания обо всём проходила в сюжете более явно. А так почти никакой связи с основным сюжетом.

Сценка с Иисусом в пустыне - тоже отличная идея на полноценный фильм о приходе мессии и освобождении мексиканских рабочих с американских швейных фабрик, но её так и не развернули ни во что большее, чем невнятная сцена расстрела нелегальных иммигрантов. Абсолютно никакой связи с основным сюжетом, а под конец оказывается, что Иисусов у них там сильно больше одного, и смерть беззвестного Хесуса в пустыне среди кактусов пейота никак в мире не откликнулась.

Новые боги - Мир, Медиа, Техномальчик, - любопытны, и каждое их появление обставлено с большим вкусом и спецэффектами, вполне в стиле новых богов. Однако их темы также нераскрыты. Одному только Техномальчику можно посвятить целый сериал. Что, я думаю, и сделано в "Чёрном зеркале".

***

В общем, недостатки сериала принадлежат целиком источнику - книге Геймана. Режиссёр и актёры провели реально крутую работу, чтобы сделать из кучки дерьма очень стильную композицию.

Иэн МакШейн, который мне напоминает детектива Коломбо, отлично сыграл если не самого аутентичного Одина, то персонажа загадочного старика, который нанимает Шедоу.

Джиллиан Андерсон весьма эффектно сыграла в отведённых эй маленьких эпизодах, хотя она навсегда для меня оставшаяся научным противовесом мистику Малдеру, и странно было видеть её кем-то другим.

Эмили Браунинг, играющая жену Шедоу, показалась мне такой знакомой, что я долго искала по её фильмографии, где я её до этого видела. Нигде не видела. Но её образ как-то очень гармонично был мной воспринят, как родной. Она чувствуется необычайно сильной и целостной, да к тому же ещё и стерва в разумной пропорции - именно такой терапевтический рецепт мне и нужен в последнее время.

Ну и, наконец, мой любимчик, Пабло Шрайбер, сыгравший Сумасшедшего Суини, крышесносящего ирландского эльфа с баскетбольным ростом. Я б такого хотела у себя в окружении иметь, чисто чтобы с безопасной дистанции любоваться на такую хтоническую мужественную спонтанность.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments