Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Фильмы о прощении и искуплении: "Остров" (2006)

Начало: фильм "Экстрасенсы" (2014)

***

В "Острове" рассказывается история предателя родины и убийцы, ставшего монахом и старцем, прокачавшимся до "прозорливости". Если современным языком, то домолился мужик до экстрасенсорных способностей и целительского дара. И вот к нему едут люди с малыми и большими бедами. А отец Анатолий этот, в перерывах между помощью людям, всё кается-кается-кается. Не может самому себе простить, что во время Второй Мировой трусливо сдал капитана своей баржи, Тихона, немцам, а потом, когда они потребовали от него пристрелить капитана, он, нечаянно выстрелил, и Тихон раненый упал за борт. Сам Анатолий после взрыва немцами его баржи тоже чуть не умирает, но его прибивает к берегу, где его подбирают и выхаживают местные монахи. Он проводит в монастыре всю жизнь, уверенный, что Тихон погиб, и никому не рассказывает о своём предательстве. Не в силах простить сам себя, продолжает каяться и ожидать от мира хоть какого-то знака, что бог (то есть его Высшее Я) его простил, что развязался в нём самом, вывернутом наизнанку во внешний мир, этот узел.

Однажды к нему приезжает один адмирал со своей бесноватой дочкой Настей. У той от потери в военных учениях мужа помутился рассудок. Анатолий увозит девушку на необитаемый остров и изгоняет из неё беса, тем самым излечивая. Потом в процессе беседы с её отцом узнаёт в нём Тихона - главный узёл своих страданий.

В этом фильме главному герою так же, как и в "Экстрасенсах", помогает обрести прощение и возвращение в мир Анима, которую он спасает. В юнгианской теории Анима - это принцип гармоничного единения мужчины с миром. Любой антагонизм в душе мужчины создаёт для него образ врага вовне и организует его быт на борьбу со всеми его проявлениями. Анима же успокаивает, снимает противостояния и дарит мир.

Если бы Анатолий с самого начала не мучился и простил себя, не образовалось бы в его поле никакого Тихона, и Анима бы проявлялась в жизни как-нибудь по-другому, а не в виде нуждающейся в исцелении от одержимости девушки. Тихона, возможно, не было бы вообще в той реальности, где Анатолий живёт, и сценарий с его смертью был бы истинным. Или же, если он действительно выжил, жизнь Анатолия просто сложилось бы таким образом, что он никогда не узнал бы о существовании такого адмирала. Своими молитвами и уничтожением той субличности, что совершила непростительное преступление, Анатолий утверждается на той линии жизни, где Тихон выжил и за счёт пережитых испытаний сделал головокружительную военную карьеру. И их воссоединением и долгожданным прощением становится женский образ, восстанавливающий связь Анатолия с миром и дарующий мир его душе.

В отличие от режиссёра "Экстрасенсов", у Лунгина не вышло виртуозно наделить дополнительными смыслами второстепенных персонажей вокруг Анатолия, чтобы сделать их полноценными участниками его психодрамы. Я даже думаю, Лунгин такой цели не ставил и любые совпадения по смыслам случайны.

Так, завидующий сиддхам Анатолия отец Иов и нерадивый в вере отец Филарет могут играть роли Тени Анатолия - то, в чём Анатолий сам себе не признаётся в своих отношениях с Богом, но что составляет фундамент его покаяния. Изнутри своей вины он неосознанно завидует тем, кто живёт спокойно без мук совести (проекция на отца Иова), и запертый в клетке своего покаяния он постоянно себя подхлёстывает в практиках веры, т.к. без них не верит во всемогущество и всепрощение своего Бога (проекция на отца Филарета). Однако Анатолий после периода подколок обоих монахов показывает терпение и великодушие к ним и активно им помогает в духовном росте, что говорит о том, что со своей Тенью он работает нормально.

Среди тех, кто к нему приезжает, неплохо вписывается в его психодраму только пожилая женщина, у которой пропавший на войне муж оказывается живым и к тому же живущим во Франции, а сама она внезапно имеет хорошие шансы уехать к нему из Советского Союза, что в 70-х, когда разворачиваются события фильма, кажется нереальным. Ситуация этой женщины могла быть вестью для Анатолия, что тот, кого он считал умершим, жив, добился высокого положения и скоро выйдет с ним на контакт. Анатолий убеждает женщину оставить своё хозяйство и продать любимого хряка, что отдалённо намекает на грядущий для него самого экзорцизм для Насти (как Иисус перенёс злых духов из одержимого в стадо свиней). Другие персонажи, приехавшие за исцелением или благословением к Анатолию, относятся к его субличностям лишь с большой натяжкой. Так, можно притянуть к попыткам спасения Тихона в прошлом спасение Анатолием двух мальчиков - одного, уже большого, от ампутации ноги, а другого, ещё неродившегося, от аборта случайно залетевшей молодухи. Но это уже мои фантазии и поиски скрытых смыслов в фильме.

Печально, что фильм заканчивается добровольной смертью Анатолия после того, как его гештальт оказался развязанным. Как-будто вся его жизнь свелась именно к проработке только этой одной ситуации, искуплению греха молодости, и всё, что могло наполнить его жизнь за её пределами, оказалось отброшено. Да, он типа стал святым, освободился, но какой-то это немного эгоистичный путь. Как-будто человек был не канатом, который мог бы дальше виться и виться, а простым узлом без начала и конца.


Продолжение:
"Песнь тьмы" (2016)
"Запретное царство"
Tags: кино, психоанализ, религия, экзорцизм
Subscribe

  • Сон о концлагере

    30 декабря приснился мне сон редкого качества. В год таких снов 1-2 штуки бывает. Традиционно это только самый конец, так что часть символизма…

  • Общение с Иным

    Иногда совершенно случайно в моём пространстве происходят вещи, которые я могу объяснить только текущим семантическим наполнением моего пространства.…

  • Оголённая грудь и воплощение сна в реальности

    До конца семестра месяц... Считаю дни... Через две недели начинаются финальные экзамены, и тогда целый месяц отдыха! Никаких заданий! А пока о снах.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments