Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Матрица, Хроники Нарнии и Эрго-Прокси

Несколько разочарований в последнее время. Хочется понять, чем же меня задели эти "шедевры".

"Матрицу" я до недавнего времени видела лишь урывками, да в общих чертах знала сюжет - всё-таки целый культурный феномен. Но целиком посмотрела только недавно. Ожидала увидеть глубокое философское кино, как о нём отзывались абсолютно все. Ну, первая часть на троечку философична. Но боже, как она одновременно параноидальна и инфантильна!

В конце 90-х, возможно, красивое и наглядное представление идеи того, что мы живём в мире-иллюзии и не задумываемся над механизмами, им управляющими, и расширяет сознание обывателя, но этот же обыватель тут же приучается к нормальности идеи того, что им управляют такие же люди, как и он сам, только очень могущественные. Привычная патриархальная фигура христианского бога, поданная в красивом в техно-фантике. Обывателю скормили иллюзию того, что у него расширилось сознание и спали оковы иллюзий. Прямо по Пелевину.

В этом же и инфантилизм "Матрицы": в том, что мы такие лохи, виноваты не мы, а тот большой дядя. А мы бедные овечки. Потому что "избранный" - всего один и наверняка не я, а кто-то другой, потому что Морфеус мне так и не принёс красную таблетку на ладошке. А я, прожевав скормленную мне иллюзию того, что я ни на что не влияю, буду продолжать кушать траву, которую сеют для меня Мистеры Смиты, которые держат меня, чтобы стричь, доить и кушать. Этот тот самый "внешний локус", против которого идёт в Крестовый поход Эво-люция. Что зритель вынесет из этого фильма? Для личного роста ничего. Только новую удачную фигуру где-то в районе правительства, которая стала новым козлом отпущения.

Вторую часть "Матрицы" я бросила на 20-й минуте, так и не обнаружив в ней ни капли смысла. Я понимаю, экшен, но хотя бы подобие сюжета! Такое ощущение, что её снимали исключительно в качестве портфолио команды, создающей спецэффекты, а потом добавили чуть-чуть диалогов и титры и решили подсунуть просветлённой после первой части публике в виде полноценного фильма. По факту это постоянно дерущийся с Мистерами Смитами Нео, погони, взрывы, опять дерущийся Нео, ещё погони и взрывы, и снова дерущийся Нео. Если представить этот второй фильм как сознание психически больного человека, то это паранойя, психоз, мания величия и депрессивно-маниакальный синдром на крайне запущенной стадии в период обострения.

***

Второе крупное разочарование - "Хроники Нарнии". Я всё продолжаю давать себе шанс полюбить Тильду Суинтон не только на фотографиях, где она бесспорно шикарна, но и в фильмах, но так до сих пор и не нашла нормального фильма с её участием. Хотя, конечно, посмотрела ещё не все.

Когда пару лет назад я читала Льюиса, я обплевалась на его протестантско-христианскую мораль в слащаво-патриархальной версии для детей, и после первых пары книг "Хроник" зареклась продолжать знакомство с его творчеством. Но на фильм у меня были надежды, что режиссёр применил свой талант и из убогого тошнотворно-христианского сюжета вытянул историю хотя бы среднего пошиба, которую можно нормально подать с красивыми спецэффектами.

Спецэффекты бесспорно получились красивыми. Вообще вся картинка фильма для глаз сладка, как тот самый рахат-лукум, ради которого Эдмунд продаёт душу Колдунье. Но сюжет... Надо быть либо не умеющим думать тупым христианином, либо очень циничным человеком, чтобы в 21-м веке продолжать распространять подобную гниль. Успех книги и фильма несомненно указывает на то, что в мире много людей, кто искренне готов платить деньги за мораль психически неполноценного человека в красивой обёртке. Так что если режиссёр относится не к тупым, а к циничным, я понимаю, зачем он снял такой красивый фильм, и в этом случае даже поддерживаю. Если же он искренне любит Льюиса и снял фильм под вдохновением, то это печально.

Сама идея с попаданием в Нарнию через шкаф весьма неплоха и психо-мистически корректна, т.к. отражает общечеловеческий феномен попадания в страну духов, страну фейри. Тот факт, что это происходит у детей, да к тому же в момент большой печали, да к тому же длится в реальном мире всего мгновение, тогда как в Нарнии проходит довольно много времени - годно с точки зрения очень многих культур, в фольклоре которых присутствуют рассказы о таких попаданцах. Но разворачивающиеся уже там события - это фантазии человека больного протестантизмом головного мозга, которые никак не соответствуют психическим процессам человека, даже травмированного войной. Даже "Алиса в стране чудес" на ту же самую тему была более последовательна.

Мораль, которую автор хочет вывести из сюжета, насквозь извращена. Из 4 детей козлом отпущения делают бедного Эдмунда, который виноват лишь в том, что взрослеет. Когда он из бомбоубежища бежит в дом забрать фотографию своего отца, никто не думает о его душевной боли из-за того, что отец на войне. Единственное, что он получает за свои чувства, это ругань и тычки всех остальных, и преподносится это так, как-будто он плохой мальчик и не слушается старших. Когда он соглашается следовать за Колдуньей, - и это типа должно всячески порицаться публикой, - никто не думает о том, что он это делает потому, что она дала ему иллюзорную надежду стать взрослым и самостоятельным, получить уважение, когда его старшие брат и сестра постоянно им командовали да срывались на нём. Прояви они к нему уважение, стал бы он бежать из их компании и соглашаться непонятно на что?

Фигура Льва а-ля Иисуса вообще феерично тупа. Только из-за одного его я болела за Колдунью, хотя и её особо не за что любить. Она слишком миловидна, слишком мелочна для царицы и недостаточно зла, чтобы быть достойной злодейкой. Ну и коронование детей в конце с предоставлением им кучи всяких дорогих материальных благ - это яркая мания величия и вещизм автора. Непонятно, какой месседж здесь хотят донести до детей.

Вторую часть "Хроник" про принца Каспиана я, как и в случае "Матрицы", бросила через полчаса, т.к. сил не было смотреть, как губастые малолетки в чистых золотых костюмах в компании с гномами и мышами мочат закованных в доспехи суровых мужиков, как у автора обостряется мания величия, как продолжают чмырить бедного Эдмунда, как из каждой щели дует пуританским морализаторством, как воспевается вещизм главных героев и всех спасает пошло-сентиментальный боголев. Хотя качество картинки и спецэффекты были весьма на уровне.

В общем, Льюис с его психоделическими "Хрониками" теперь у меня в одном баке с бездарным, но таким же распиаренным, Гейманом. Если вы тащитесь от них обоих, мы определённо мыслим в разных направлениях.

***

Из раздела мной не понятых - мульт-сериал "Эрго-Прокси". Помнится, увидела восторженные о нём отзывы то ли у Телемского, то ли в паблике Касталии. Там плохое обычно не советуют, так что я сразу поставила его себе в список для просмотра. Дожевав через силу последнюю серию, я так и не поняла "шо это было".

Нет, безусловно, это сериал с претензией на духовность, гностичность, философию и глубину. Там вполне узнаваемы элементы из "Матрицы", чуточку буддизма, чуточку гностицизма, немного мифологии и философии и много современного дискурса о бездуховности и потребительстве для американцев. Однако все эти куски не сложились у меня в логичную общую картину, чтобы создать оргазмическое "вау", которым был наполнен вышеупомянутый отзыв на этот сериал. Хотя пара интересных моментов по общению главного героя Винсента со своим альтер-эго запомнились. Если их полностью вырвать из контекста сериала, я могла бы их частично использовать для иллюстрации каких-то моих мыслей из других областей

Может, сериал и задумывался таким, чтобы взять отовсюду понемногу и преподнести широкой публике в качестве "закуски" из полупереваренных великих идей, чтобы зрители потом дальше шли и додумывали в уже более близком им контексте.

Помимо этого, мне лично было его крайне неприятно смотреть из-за унылой растянутости и депрессивности цветовой гаммы. Он снят в стиле неспешного пост-апокалиптик индастриал, и какой-то цвет кроме серого, там присутствует только несколько минут всего в одной серии. Экшена особого тоже нет - действие раскачивается только к серии десятой.
Tags: кино, эво-люция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments