Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

О веществах в шаманской практике и о том, как практиковать без них

В комментариях к моему недавнему постингу о том, как начать шаманскую практику, выяснилось, что я упустила одну тему, которую люди очень тесто связывают с шаманизмом. Тему веществ. Упустила я её потому, что она начисто отсутствует в моей практике. Из тех, кто практикует шаманизм, я знаю только тех, кто учился этому в Шаманском Фонде Харнера, а в нём принята политика абсолютного неприятия любых наркотиков. Да, сам Харнер изучал шаманизм где-то в Амазонии и наверняка приобщился к тамошним растениям. Но в Амазонии одни законы, а в Америке, где находится штаб-квартира его Фонда, - другие, и есть определённые требования для того, чтобы зваться Фондом.

Однако я думаю, что не требования закона вынудили Харнера построить свою учебную программу без веществ, а нацеленность на широкую публику, а не на избранных. Плюс, мне кажется, есть определённое рациональное зерно в том, чтобы начинать на собственных ресурсах, а не на веществах. Тот же Кастанеда, написав свои первые 2 книги книги "Учение дона Хуана" и "Отдельная реальность", где "мескалито" является одним из главных персонажей, в третьей книге уделяет отдельную главу разъяснениям, согласно которым для полноценной шаманской практики никакие вещества не нужны, а нужно менять себе точку сборки, то есть восприятие мира. Да, они в некоторых случаях могут дать пинок, если у человека конкретно так внутри всё заасфальтировано, но во многих случаях, особенно в начале практики и при отсутствии учителя, они рискуют стать преградой для самостоятельного развития.

Из свыше сотни практиков неошаманизма, что я знаю, мне известно только о двоих людях, которых прошли церемонию айяхуаски. Одна женщина сделала это после 15 лет практики без веществ. Она специально для этого поехала в Перу. Особого восторга в её рассказе слышно не было. Она лишь сказала "я получила то, что хотела". И с той своей поездки она продолжила успешно практиковать без веществ, как и раньше.

Другая женщина из моего шаманского круга решила попробовать айяхуаску спустя 3 года трезвой практики. Но нашла она для себя при этом очень неправильное место - место для тех, кому нужны только глюки и не нужны никакие духи и церемонии. Проходило это где-то в соседнем регионе, то есть никакое не Перу, и место нелегальное. Поскольку ведущему было начхать на духовную сторону процедуры, - он только поставлял наркоту в достаточных для глюков, но в безопасных для жизни дозах, - то процесс приёма вообще не содержал в себе шаманского контекста. Он почему-то даже не объяснил присутствующим, что рвота при этом вполне нормальное явление. В результате она провела время, пытаясь сдержать тошноту, и большинство видений, которые у неё шли, показывали именно символику сдерживания, а не какие-нибудь полезные внутренние процессы в свободном развёртывании. Неконтролируемые глюки она себе поимела, но осталась в сильной фрустрации от их содержания и всего процесса, т.к. ей была скорее нужна правильно обставленная шаманская церемония, которая бы поспособствовала генерированию шаманских видений, а не тупой наркотический опыт.

И вот здесь мы подходим к тому, почему вещества крайне нежелательны в неошаманизме на первых годах практики, если присутствует цель стать шаманом.

Есть два типа людей - слабаки, которые хотят плыть по течению и получать удовольствие, всё более и более красивое и сильное; и те, кто способны стать шаманами, открыв в себе внутреннюю силу. Первые безвольны, подчиняются сидящим в них духам и имеют тенденцию скармливать себя им полностью. Вторые способны волевым усилием выстраивать по струнке сидящих в себе духов и подчинять внешних.

Дело в том, что вещества в шаманизме - это как допинг в спорте.

Какой-нибудь задохлик хочет получить красивый результат, принимает допинг и на нём делает нечто, что ему недоступно в его естественном состоянии. Например, пробегает 10 км за 20 минут, не запыхавшись, хотя обычно он и 1 км не может пробежать, не схватившись за бок. Значит ли результат под допингом, что ему доступна сила, которая может помочь ему стать профессиональным атлетом? Что нужно в первую очередь, чтобы стать профессиональным атлетом? Думаю, здравый смысл всем подскажет, что нужно без всяких веществ развивать себе тело, чтобы в идеале быть способным достичь результата без веществ. Развивать силу, выносливость, волю, дух. И только на самых продвинутых уровнях, когда в политических целях требуется схитрить, обвести кого-то несравнимо более могущественного вокруг пальца, наверное, имеет хоть какой-то смысл прибегать к допингу. Но опять же, как показывает опыт из профессионального спорта, всегда есть риск попасться. Так и в шаманизме всегда есть риск, что этот большой и могущественный обнаружит морок или подмену и вдарит так, что мало не покажется.

Данный пример, перенесённый в шаманизм, показывает, что как в спорте первично физическое развитие, так в шаманизме первичны развитие отношений с духами изначально без веществ, организация всей своей жизни вокруг работы с духами, построение и укрепление личной мифологии (мир устроен так-то, там живут те-то, люди устроены так-то, связи между духами и людьми такие-то), тренировка трансовых состояний более доступными средствами (звуком, танцем, песнями, мантрами, голодом, неподвижностью и т.п.). И всё это в качестве доминанты своей жизни, фона восприятия, неотъемлемой части быта. Если мир духов не станет доминантой, то ею останется встроенный в наше восприятие по умолчанию мир материи, и такой практик будет просто топтаться на месте.

Кто-то мне возразит, мол, а как же целые шаманские традиции, построенные на приёме лиан, кактусов, грибов и водки. На что я отвечу, а как же целые духовные традиции, построенные исключительно на дисциплине и трансовых практиках.

Таких традиций намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Шаманизм - это лишь один из терминов для духовного пути. А опыт религиозных традиций, где люди устанавливали связь с миром духов и богов и достигали сиддх за счёт транса и тренировки воли, значительно превышает опыт традиций с веществами. Это и индейцы с их аскетическим "поиском видений", и буддисты, и даосы, и йоги, и суфии, и христианские монахи, и всяческие ближневосточные аскеты. А также те случаи спонтанного попадания внутрь личного мифа, которые случались у людей вне всякой практики и без веществ, но в условиях транса: например, "похищения инопланетянами", или ехал по дороге одной страны, а приехал в город, находящийся за тысячи километров от того места, где ехал. Это либо "дорожный транс", либо просоночное состояние с выходом в астрал, либо клиническая смерть с тем же самым - всё это транс разных уровней глубины, который потенциально можно эффективно использовать, если развивать в себе волю и личный миф.

Как говорится в лекции Ивана Негреева о шаманизме, даже современные сибирские шаманы, которые реально что-то умеют делать, считают, что грибы и водка - это для слабаков. А слабость - это лишь уступки нашим внутренним духам стабильности и инертности, которые говорят тебе "пойди полежи, это же так приятно!" или "прими грибы, и сразу увидишь духов!" Одни духи таким влиянием на тело и мороком просто не впускают других. И человек сам делает выбор между одними духами (которые составляют его психическую основу) и другими (которые могут открыть ему доступ к более широким ресурсам), или уже сделал такие выборы в прошлом, что в настоящем он им полностью подконтролен.

Но что делать тем начинающим, которым до сибирских шаманов, как до неба, и которые просто хотят практиковать шаманизм, как-то развиваться самостоятельно, но по незнанию первым делом приобщились к веществам, поимели красочный опыт и с тех пор хотят такой же?



Я лишь могу догадываться, насколько красочно и глубоко шаманское путешествие под веществами, но знаю, что в лёгком трансе, с которого начинает большинство, лично у меня оно не часто бывает впечатляюще, и уж вовсе не красочно и не психоделично. Порой не отличается от моих собственных мыслей и фантазий, которые я привыкла считать настолько частью меня, что редко получается почувствовать настоящее волшебство от контакта с миром духов. Временами, когда практикую трансовые состояния регулярно, по несколько раз в неделю (или из-за каких-то других неведомых факторов), транс бывает поглубже, и картинка уже не кажется моим воображением. Однако волшебство несомненно видно, если смотреть не на отдельные путешествия, а на более глобальный паттерн получаемых озарений, на проделанный путь.

Я иногда ищу ссылки у себя в блоге, зависаю на моих старых текстах с описанием шаманских путешествий или с медитациями на какие-то темы, и понимаю, что читаемый мной текст был записан определённо не мной.

Да, духи не бегают вокруг меня впечатляющими галлюцинациями, и не дают мне возможность получить не зависимый от осязаемых контуров моего "Я" опыт. Пока что духи растворены в окружающем пространстве и проявляются в потоке озарений, в событиях, в синхрониях, в подслушанных фразах, в прочитанных книгах, в наборе случайных незначительных событий, которые приобретают смысл в моём личном мифе, когда оттенками смысла и крупными потоками складываются в красивый узор невидимого присутствия. Хотя всё чаще духи проявляются в иных явлениях окружающего мира, которые я 2-3 года назад не замечала.

Да, мне хотелось бы более осязаемого присутствия, как некоторым попробовавшим айяхуаски или мухоморов хотелось бы таких же психоделических видений и без них. Но спортсмену на тренировках тоже, наверное, мечтается о золотой медали и всеобщем почёте. Но он осознаёт, что одними мечтами без работы он даже на миллиметр к ней не продвигается и что, если он прибегнет к допингу, то золотая медаль и почёт будут полагаться допингу, а не ему самому - отсюда видно, кто в этой ситуации обладает реальной Силой. Более того, как бы предупреждая мои размышления на эту тему (типа, может, уже настало время попробовать), пару месяцев назад мои духи послали мне явный месседж, что "айяхуаска мне не поможет" - ещё тогда, когда эта тема вообще не фигурировала в моём поле.

На днях, когда я писала мои медитации об одержимости духами на примере масти мечей колоды Dark Grimoire tarot разных способах привлечь к шаманско-магической работе духов, то я вдруг явно увидела, что употребление галлюциногенов начинающими или середнячками для приобщения к шаманизму - аналогично жертве, которую приносит слабый маг сильному духу, чью Силу он хочет получить. В этом случае начинающий шаман приносит в жертву духу свою потенциальную Силу, равную той, что позволяет общаться с духами под веществами. Ты как бы обмениваешь уже имеющуюся у тебя в будущем Силу на её досрочное проживание в настоящем, получая её в концентрированной дозе посредством внешнего источника, в котором она отныне для тебя и остаётся. Это попытка слабака с карт с пятёрки по десятку оседлать монстра с карты Рыцаря мечей. Может, на время ты его и оседлаешь, но свою голову потом у него будет забрать очень трудно.

Это огромный кусок Силы, который ты берёшь в кредит и тут же растрачиваешь. И отсюда ведут несколько дорог:

1. Будучи одержимым красочностью пережитого под веществами опыта и не видя в себе сил практиковать без них, "объявить себя банкротом", то есть полным ничтожеством в плане шаманского пути и оставить эту идею.

2. Подсесть на вещества на всю продолжительность шаманского пути. Продать себя в рабство духу растения, потому что без него человек будет бесправным и бессильным в мире духов. Не говоря уже о том, что "хозяин" может в любой момент избавиться от слабого "раба", организовав ему проблемы со здоровьем, "поехавшую крышу", перекрытие канала поставки вещества или встречу с властями.

3. После первого приёма так зажечься, что сразу поставить себе цель далеко за пределами выплаты кредита и идти к ней, посчитав возврат кредита одним из пунктов намеченного плана. В процессе ещё добирать кредитов на новые проекты внутри всё того же плана, то есть время от времени употреблять.

В этом последнем случае срабатывает "зов", и события в жизни человека выстраиваются так, что прежняя жизнь заканчивается, приоритеты и планы на будущее меняются. Если после приёма веществ у начинающих такой жгучей мотивации не возникло, в жизни ещё слишком много инерции, но шаманизм интересен, то только за счёт волевого генерирования мотивации и интереса можно как-то продвигаться. Без воли вообще никак. В этом пункте дух растения как бы нанимает на работу такого шамана на контракт со взаимными обязательствами. Шаман может уйти в любой момент, но при нём останется только его прошлое, знание "внутренней кухни" мира духов, но реальной Силы воздействия на мир у него одного не будет. И смысл тогда тратить время на такие контракты, когда можно его потратить на собственное развитие?

Я чувствую, что по этому пути пошёл, в частности, Пелевин. То, что он принимал всякие вещества, это ни для кого не секрет, но, судя по его книгам, он провёл шикарную самостоятельную работу и в какой-то степени отработал для духа того, что он принимал, полученные видения. Однако помимо вынесенной им из мира духов необычайно логичной мистической картины мироустройства (моя картина почти во всём повторяет его с поправкой на отсутствие у меня художественного таланта), за кадром остаётся вопрос его способностей видеть мир духов, проникать в него и влиять на него без веществ после стольких лет "практики".

4. Впрячься и работать на возврат кредита без употребления вообще. В этом случае в момент возврата будет хороший задел для продолжения, которое опять же будет зависеть от личной мотивации и "зова", от готовности человека перенести важность с материального мира, привычной картины мира и быта на духовное измерение.

Итак, что же делать тем, кто решает стать на путь "честных тренировок"? Первым делом забыть о красочных неконтролируемых глюках и совершать шаманские путешествия у себя внутри головы тем же способом, как мечтаешь, фантазируешь, воображаешь. Волевым усилием создать себе запас восторга от получаемых в таких путешествиях образов, чтобы кормить им себя и поддерживать мотивацию идти дальше. Эмоций вокруг получаемых озарений должно быть много. Яркая положительная обратная связь самому себе очень важна, т.к. является цементом в строительстве личного мифа (собственного облика мира духов) и его осязаемого облика. Приготовиться к тому, что пока не сформировался личный миф, - восприятие мира, основанное не на социальных интроектах, а на собственном сенсорно-эмоциональном опыте, - и пока не оттренирована способность к глубокому трансу, то никаких красочных глюков не будет.

Параллельно интенсивно заниматься техниками визуализации, развивая у себя ту часть мозга, которая ответственна за их качество. Можно по методике создания тибетских тульп, коих сейчас в интернете полно.

Параллельно интенсивно заниматься техниками развития кинестетико-тактильного чувства. Техники есть в "Астральной динамике" Роберта Брюса, в ДЭИРе, в цигуне (нейдане). У Михаила Радуги тоже должно быть. Это помогает создать и укрепить астральное тело - то, которым достигается эффект личного присутствия в мире духов.

Можно ещё попробовать научиться астральным выходам (они же внетелесные выходы, фаза, осознанные сновидения и т.д.) - в них можно прокачивать спецэффекты и закреплять эффект присутствия. Сон и астрал - это уровни глубокого транса, а значит, шаманские путешествия. Привнесение осознанности в сон - это углубление качества шаманских путешествий.

Приготовиться к тому, что работать придётся очень долго без положительной обратной связи от мира. Год, два, три или больше. Спортсменом за одну неделю не становятся.
Tags: шаманизм, шаманские путешествия
Subscribe

  • "Что случается с душой"

    Недавно в ленте прошёл необычайно красивый перевод песни-черновика Леонарда Коэна "Что случается в душой". От чтения мурашки идут по коже. Пошла я…

  • Дверь в подсознание. Манифестация духа

    (продолжение) Ещё увидела то, что я могу назвать только манифестацией духа. Это примерно как сильный ветер, который несёт за собой то, что…

  • Дверь в подсознание. Древние обитатели планеты

    Решила сделать себе ещё один сеанс, но в этот раз с помощью одних из самых древних обитателей планеты. Опыт качественно отличался от предыдущего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • "Что случается с душой"

    Недавно в ленте прошёл необычайно красивый перевод песни-черновика Леонарда Коэна "Что случается в душой". От чтения мурашки идут по коже. Пошла я…

  • Дверь в подсознание. Манифестация духа

    (продолжение) Ещё увидела то, что я могу назвать только манифестацией духа. Это примерно как сильный ветер, который несёт за собой то, что…

  • Дверь в подсознание. Древние обитатели планеты

    Решила сделать себе ещё один сеанс, но в этот раз с помощью одних из самых древних обитателей планеты. Опыт качественно отличался от предыдущего…