Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Лекции Ивана Негреева о шаманизме, Скандинавии и мировых религиях

Эта зима прошла у меня под знаменем религиоведения. В декабре я случайно нашла потрясающего лектора Ивана Негреева, у которого на ВК сотни аудио-лекций по мировым религиям. Такое количество объясняется тем, что он преподаёт в университете и пользуется у студентов большой популярностью.

Изначально я слушала его лекции о шаманизме вообще и о нанайском шаманизме в частности, и пропала для мира на всё это время. В отличие от многих "диванных" антропологов, он сам ездил к ним и общался с тамошними шаманами не с позиций "умного белого человека", а с позиций того, кто понимает духовную ткань мира и просто хочет уточнить детали её видения соседами-нанайцами. Он необычайно точно, на мой взгляд, рассказывает о шаманском мировоззрении и аргументированно развеивает стереотипные заблуждения о роли веществ в деятельности шаманов.

Я тогда ещё была не в курсе, какой человечище этот Иван Негреев, и решила, что он просто очень умный и чуткий антрополог.

Потом нашла его 6 лекций по дохристианской Скандинавии, которые очень сильно расшатали для меня северную традицию. Негреев разорвал мне все шаблоны о северной религии вообще и роли Одина и валькирий в частности. Вся сложившаяся у меня картина северного шаманизма и северной магии затрещала по швам и потребовала кардинальной перестройки на основе новых данных. И там не какие-нибудь домыслы о гипербореях, драконах и атлантах. Каждый свой аргумент он подкреплял цитатами из литературы того времени и ссылками на авторитетных учёных. Мудрёные и витиевато-поэтические саги с его комментариями обретали смысл, но и одновременно окрашивали такую привычную северную традицию в весьма зловещие краски. И к современным националистским перегибам это не имеет никакого отношения.

Я одновременно была и шокирована в некоторой степени, и восхищена глубиной его знаний и стройностью теоретических построений. Причём он рассказывал обо всём этом с такой любовью и нескрываемым энтузиазмом, что я решила, что он точно асатруа. В ВК у него ещё нашлись его фотки в костюме викинга с какой-то реконструкционистской тусовки, что укрепило меня в моём мнении, что он язычник.

Позже, когда я узнала о том, что он учёный-религиовед и завкафедры истории религии какого-то университета, у меня появились немного параноидальные мысли о том, что, если православная церковь захочет когда-нибудь прищучить северную ветвь российского язычества, запретив его как опасный культ, в котором религиозная практика заключается в анархизме и человеческих жертвоприношениях, то исследования Негреева по Скандинавии могут спокойно быть использованы как авторитетное мнение учёного.

Кому страшно до такой степени ломать себе шаблон о северной традиции и хочется и дальше практиковать скандинавский шаманизм и руническую магию внутри уютного мирка, лучше эти лекции не слушать. Но вообще они чертовски интересны!

(чтобы посмотреть это видео, надо быть залогиненным на ВК)


Далее я сделала поиск на ВК по его фамилии, восхитилась количеству файлов и начала слушать всё подряд, заочно проводя целые вечера в университете вместе с его студентами. Сначала там шли лекции о буддизме и индуизме, и каждый раз я думала, что он точно буддист или индуист. Он не ограничивался историческими данными о религиях и их доктринами, а пускался в довольно глубокие рассуждения о их мистической стороне - что мне ближе всего. Именно его попытки объяснить легкомысленным студентам сложные философско-мистические понятия занимали меня больше всего. Я в такие моменты как-будто подключалась на его частоту и плыла с ним на одной волне. Такое ощущение, что я просто вспоминала то, что уже давно знала - так понятно и логично всё выходило.

Его лекции по шаманизму, Скандинавии и отдельные лекции по религии и философии можно послушать ещё на этом сайте. А всё остальное - на ВК.

Когда дошла очередь до лекций по христианству, вдруг обнаружилось, что Негреев - православный. Причём не какой-нибудь там, а завкафедры истории религий и феноменологии религии Православного института св. Иоанна Богослова, который он сам и окончил. И в православных церквях он не простой прихожанин, а даже многажды принимал участие в службах. Правда, не уточнил в какой роли. Несмотря на мою неприязнь к христианству, в его исполнении лекции даже по этому предмету были необычайно интересными, потому что там было по минимуму истории и голых фактов и по максимуму честных усилий объяснить всё с позиции здравомыслящего, думающего и, главное, доброго человека. А лекции по православной литургии даже захотелось как-нибудь переслушать, потому что там он описывает по сути магические ритуалы (естественно, из доступных публике) современного православия. Правда, магией он это не называет, и понять, что играет какую роль и откуда чего берётся, можно, только уже имея представление о том, как магия работает.

С каждой лекцией Негреева я всё больше прокачивала в себе предмет мистицизма, и заодно избавлялась от общей неграмотности в плане мировых религий. Экзамен ему я сейчас, конечно, не сдала бы, потому что имена и исторические факты даже после многих повторов не задерживаются у меня в голове без причины. Но он безусловно стал знаковой личностью для меня этой зимой. В какой-то момент мне даже показалось, что теперь благодаря ему я точно атеистка. Но на осколках традиционного религиозного знания начало расти моё личное религиозное мировоззрение, мой личный миф - который уже давно рос и расширялся, но ему мешали сорняки мировых религий.

Прослушать огромное количество лекций о большинстве крупных мировых религий, начиная от палеолита и заканчивая мормонами, - причём по 2, 3, а то и 4 раза, т.к. там выложены лекции по одному предмету за разные годы, - это сильно расшатывает заложенный с детства взгляд на религии, на бога, на мир вообще.

Ни одна религия больше не выглядит таинственной и магической: боги, духи, доктрины, молитвы, ритуалы становятся такими же обыденными, как инструкция к кофеварке. А так нужная человеку в познании божественного тайна перемещается в иное место.

Ни один из древних мудрецов больше не выглядит знающим Истину, до которой нам никогда не дотянуться. Понимание общей канвы развития религиозной мысли как психического феномена в человеке помогает проводить параллели с другими областями знаний. Слушая о религиозных и магических практиках людей тысячи лет назад, я понимала, что в последние пару лет сама в медитациях в этом блоге вывела многое из того, что практиковалось тогда, и в большинстве случаев делала исторически и логически правильные выводы. Самостоятельно добытые идеи имеют для меня бóльшую ценность, чем прочитанное о том же самом в книгах, хотя книги, несомненно, поставляют грунт, воздух и питательные вещества, на которых родятся собственные мысли.

Ни одно мироустройство не является истинным. Это внешне вроде бы понятно, но внутренне мне это знание не было доступно. А сейчас оно доступнее, чем было до того, хотя, конечно, и не в достаточной степени при новых открывшихся горизонтах. Из этой банальной, казалось бы, фразы можно сделать смелый и очень далеко идущий вывод о том, что даже нынешнее научное знание об устройстве мира не является истинным, но лишь одной из множества возможных версий описания мира. А такой вывод, особенно сделанный на глубоком уровне, меняет мышление и энергетику. Но данный вывод хоть и может быть принят как гипотеза на ментальном уровне, для большинства людей он не в состоянии разбить их уверенность в том, что известные законы материи, физики, времени и каузальности являются лишь одним из описаний бытия. Наше подчинение этим законам - это наше глубокое, неподвластное сознательному контролю, принятие данного мировоззрения как Истины.
Tags: видео, мистицизм, музычка, полезное, религия, шаманизм
Subscribe

  • Кот в чёрной дыре

    Интересная ветка у И-П про чёрные дыры: Чёрная дыра -- это один из вариантов устойчивой конфигурации пространства-времени. То есть просто такая…

  • Вирус

    В комментариям к прошлому постингу спросили про шаманское видение вируса. Я пока конкретные вирусы пристально не разглядывала, хотя это у меня в…

  • Восточная парадигма

    У Иванова-Петрова был тут вопрос, какой могла бы быть наука, если убрать из неё религиозный компонент. sv_vida_nueva А может, сначала наоборот,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments