Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Манга о Нанами и Лисе. О фамильярах, тенгу и прочих духах

Так вот манга... Манга, конечно, была не обычной, а на шаманскую тему с японской спецификой. Называется "Очень приятно, Бог" (Kamisama Hajimemashita; на английский перевели "Становление бога"). Речь там идёт об обычной 17-летней школьнице Нанами, которая из-за долгов отца оказывается на улице совсем одна и в момент глубокого отчаяния встречает в парке странного доброго человека, который, узнав о её ситуации, отправляет её в свой дом на вершине горы. Дом оказывается синтоистским храмом, человек оказывается богом этого храма Микаге. Он передаёт Нанами "метку бога", а сам уходит, и она становится богиней земли, которая обязана жить в этом храме и выполнять обязанности богини вместо него.

В самом храме живёт Лис-ёкай Томоэ. Ёкай - это аналог европейских фейри, духов. Лис выглядит вполне себе человекоподобным, если не считать ушей, хвоста, слегка выдающихся клыков и слегка звериных когтей. Он необычайно силён в магическом плане. Поскольку это ёкай - дух, - то он бессмертен. Несколько веков назад он был почти непобедимым, весьма агрессивным. В компании друго ёкая он наводил ужас на целые регионы страны, уничтожая целые деревни и насилуя и убивая всех подряд. Но в то далёкое прошлое он влюбился в человеческую девушку, которая помогла ему обнаружить в себе неожиданные нежные качества. Неудавшаяся попытка стать человеком, чтобы быть с ней, и висящее над ним из-за этого проклятье привели его спустя 400 лет к храму бога Микаге, который чарами помог Лису временно забыть эту любовь и заморозить реализацию проклятия. Лис в благодарность и из-за общей пустоты в душе остался ему служить, чем и занимался последние 100 лет. В настоящее время он весьма мирный, преданный храму и его богу, и на его магической силе держится весь храм и прилегающая территория. Лис очень высокомерный и строптивый, очень высокого о себе мнения, соответственно своему могуществу. Нанами должна заключить с ним договор, после которого он станет подчиняться любому её приказу. В русском варианте его перевели словом "хранитель". В английском - фамильяр.

Выбор лексики, с одной стороны, вводит в заблуждение, но с другой, делает понимание мифологии значительно более гибким. С европейской точки зрения Нанами становится не богиней, а поступает на обучение, чтобы стать ведьмой или шаманкой. Однако в Японии аналогом шаманок являются храмовые жрицы мико, да и для ведьм есть свои названия, но эти термины к Нанами не были применены, - она названа богиней. То есть в Японии боги определяются как-то иначе, чем в Европе, т.к. она стала именно богиней с доступом в мир всех других богов, ёкаев и более мелких духов.

Лис Томоэ представлен одновременно независимым духом, фамильяром бога, и, судя, по тому, что на его Силе держится храм, он ещё и что-то типа духа территории храма.

Также довольно странно показан способ заключения контракта с фамильяром - через поцелуй. А сам фамильяр представлен необычайно красивым и притягательным, что делает тему заключения с ним контракта очень соблазнительной на любых условиях. Об этом будет отдельная ветка медитаций, которая увела меня необычайно далеко в такие материи, которые, как я думала, я затрону не скоро, если вообще когда-нибудь.

Эта манга довольно насыщена мистическими персонажами японского фольклора - богами, хранителями, тенгу, духами и т.п. Всем им найти соответствия в европейской традиции невозможно. Да и сама европейская традиция по-хорошему не должна являться онтологической базой для описания мира духов. Я использую свою систему. В качестве ядра для меня в мире духов существуют только духи. Отличаются они набором качеств, ответственностей и Силы. Самые сильные - боги, да и их даже можно отдельно не выделять, т.к., как оказалось, в Японии богом можно назвать просто управителя некоего набора энергий местности. Все же остальные - фейри, эльфы, гномы, лепреконы, фамильяры, домовые, лесовики, банники, сущности, тульпы, предки, демоны, инкубы, суккубы, привидения и пр. - просто духи.

В самой Японии тоже, видимо, не до конца определились с лексикой. Так, когда я изучала феномен тенгу, я узнала, что этим словом называли в том числе ушедших от людей в горы необычайно прокачавшихся монахов, которые стирали границу материального мира и становились в ряд с Буддами, Иисусом, сильными шаманами, магами, святыми, йогами и т.п. Но в то же время, по рассказам людей, у них была птице-подобная и иногда демоническая внешность. А вот в манге "Очень приятно, Бог" тенгу показаны как симпатичные антропоморфные фейри местности с вороньими крыльями, которые людям вовсе не равны и которые рождаются и растут внутри своего вида. В частности они являются духами горы, и на их энергии держится вся красота этой горы, жизненная сила её растительности. Т.о., тенгу являются ёкаями. И хранители богов и фамильяры являются ёкаями. Но фамильяры (в данной манге) - не тенгу. Однако все они могут принимать внешность людей и быть людям видимыми. К тому же они могут влюбляться в людей и при желании при помощи богов становиться окончательно людьми, теряя бессмертие и магическую силу.

Кстати у меня полтора года назад была серия постингов о любви и брачных союзах с фейри. Сейчас я уже многие вещи не думаю так, как думала тогда, но те тексты были довольно важным для меня этапом для понимания взаимодействия шамана с духами.

Тенгу, которые способны становиться людьми, сильно перекликаются с фейри, фольклорными мистическими персонажами с другого конца планеты. Ирландский сказитель Эдди Ленихан обожает фейри и постоянно в своих историях говорит "Будь внимателен! Любой человек рядом с тобой может оказаться фейри!" Я уверена, что в других регионах мира существуют схожие явления манифестации духа в образе обычного человека, т.к. люди везде одни и те же.

Поэтому, где бы вы ни жили и во что бы ни верили, будьте внимательны, любой встретившийся вам человек может оказаться фейри. Или тенгу.

Tags: видео, духи, мифология, синто, фамильяры, фейри, шаманизм
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Маска

    С начала карантина я использовала только 4 маски. И то 2 из них мне насильно всучили на входе в магазин и на пересадке в метро. А 2 первых были из…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments