Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Кристофер Пензак об искусстве рассказывания историй. Часть 1

Кристофер Пензак, о лекции которого о Рогатом Боге я недавно писала, также неожиданно объявился на йольской ярмарке с лекцией об искусстве рассказывания историй. Это было синхронно в тему моим тогдашним размышлениям об искусстве древних бардов и об историях, обладающих магической силой, ведь как раз накануне эта же самая тема прошла в нашей регулярной шаманской встрече.

Далее тезисно и сжато о его лекции по моим отрывочным записям, а также мои комментарии. Где точно его слова и мои мысли на тему сказанного им, я уже не скажу. Сказанное им очень глубоко срезонировало с тем, что уже было в моей душе. Так что ниже - скорее мои медитации тему отдельных тезисов его речи, - медитации, которые во многом могут повторить то, что говорил он.

***

История - это магический акт, который может изменить мир.

Историей является и наш внутренний диалог, наши жесты, движения. Не очень-то и отличаются такие профанные действия от слов, произносимых во время ритуала. При помощи языка мы воспринимаем и упорядочиваем нашу реальность, незаметно, понемногу изменяя её.

Жизнь - это один большой ритуал, одна длинная история. То, как мы её проживаем, показывает, из каких заклинаний строится наша жизнь.

***

Среди нео-друидов есть упоминание Oran Mór. Это Великая Песнь - песнь о сотворении мира. Она не окончилась после акта сотворения, но всё ещё продолжается. Со стороны реконструкционистов существуют возражения об исторической аутентичности этой мифологии. Они относят её к творчеству некоего Фрэнка Милла, написавшего Oran Mór в 1998. Одно из основных возражений - Oran Mór слишком нью-эйджевская и повторяет сюжеты мифов других народов о сотворении мира. Я вот честно даже не знаю, что ответить на такой аргумент, который для мистика является совершенно бессмысленным.

Мы все - часть Великой Песни и привносим в неё наши мелодии, построенные на том, кто мы, где мы, когда и как мы живём.

***

Существуют истории, которые рассказывают сознательно и неосознанно. Самоуничижительный или наполненный разрушительными элементами внутренний диалог непременно отразится на нашем отношении к окружающим и станет нашей Историей.

Но кроме этого неосознанные отрывки истории внедряются в нас обществом. Нам навязывают личность, модели поведения, жизненный путь, этикет, вкусы, культуру. Часто не мы пишем себе сценарий своей жизни, а события неконтролируемо наводняют нашу сцену, и мы ничего не можем с этим поделать. Это становится частью неосознанных историй.

***

В мифологиях и фольклоре драконы и монстры представлены для описания характера, личности людей или событий. Я уже видела, что драконы зачастую описывают страшные исторические события. Для необразованного и ничего не знающего о внешнем мире человека древности порой прошедшую через его селение неясно чью армию, направляющуюся на неясно чью войну, проще всего описать метафорично как дракона, т.к. факты могут быть попросту неизвестны либо противоречивы.

А вот для описания особо жестоких или просто мерзких реально существовавших персоналий как известных нам по фольклору монстров я пока не додумалась. По-моему, это замечательная идея, которая к тому же на поверхности.

***

Мы незаметно можем магически влиять на нашу жизнь простым изменением содержания внутреннего диалога. Где-то заменить негатив на позитив. Где-то дать себе обет во всех ситуациях вместо "он/она/они" говорить "я" и изменять перспективу. Где-то поставить себе табу на мысли о каком-то человеке или на какую-то тему. Или какое-то время внутренне общаться с как можно большим количеством неодушевлённых предметов, встречающихся на пути. Контроль внутреннего диалога на протяжении хотя бы одного дня может стать довольно непростой, но эффективной психопрактикой, которую даже не требуется выносить в отдельный ритуал и отдельное время для медитаций.

***

Эго и ярлыки необходимы для функционирования в обществе. Мы не можем от них избавиться, но мы можем выбирать те, что помогают нам писать нашу собственную историю.

Кто я в глазах окружающих меня людей? Размышляя над этим вопросом, мы понимаем, что самим себе и окружающим мы рассказываем разные истории. С другими мы надеваем разные маски. Однако отождествление себя с какой-то конкретной маской или с небольшим набором масок - это запирание себя в слишком узких границах. А когда границы слишком малы, у нас мало поля для манёвра. И вот тут и становится ясно, что при отсутствии широкого выбора инструментов взаимодействия с миром событийность нам навязывает себя, не спрашивая нашего мнения.

***

В идеале мы должны уметь говорить своё мнение, не ожидая, что мир его примет, и быть готовыми защищать своё мнение, если мир решит возразить.

***

В групповой магической практике происходит столкновение историй сразу нескольких людей. Кристофер наблюдал это в динамике отношений в ковене. Абсолютно все - и жрец/жрица и участники - приносят каждый свой набор проекций. Самые распространённые - проекции родителей и детей. Некоторые участники воспринимают жрицу как мамку и со временем начинают неосознанно проигрывать свои семейные сценарии с незакрытыми гештальтами. Ждут, что она поможет им решить их психологические проблемы, постоянно будет иметь полезные советы, выслушает, отнесётся снисходительно к промахам, возьмёт всю ответственность на себя. Но большинство жриц не собирается становиться курицей-наседкой, решающей личные проблемы своего курятника, и отказывает в психологической поддержке тем, кто ещё живёт в родительской энергетике как ребёнок.

А ещё у многих жриц может развиться мания величия из-за одного того, что после инициации они называются жрицами, и они рискуют начать вещатьтолкать свои мнения от имени богов и ожидать послушания и смотрения в рот от других членов ковена. Вот тоже, история слабой жрицы может стать преградой на пути развития сразу многих людей.

***

Есть 3 уровня развёртывания историй - персональный (1-3), межперсональный (4-5) и трансперсональный (6-7). Цифры в скобках - это моё личное мнение о чакрах, которые можно до определённой степени притянуть к этим уровням.

На уровне нашего мироздания проходят трансперсональные истории. Группы людей, города, страны, континенты и весь мир - каждая отдельная сущность рассказывает свой набор историй. В магической практике прови́дения (seership) можно получать информацию с этих слоёв мироздания и использовать её в своей практике.

Известный провидец Мерлин именно это и делал. В книге "Prophecies of Merlin" (много книг с таким названием, я так и не знаю, какую именно имел в виду Кристофер, но, думаю, нужный текст найдётся вот в этой книге моего любимого RJ Stewart'а) собраны полученные им с трансперсонального уровня человечества истории, которые в своём законченном виде затрагивают и будущее.

***

Как отражение контроля внутреннего диалога в современном обществе в масс медиа можно наблюдать контроль общественного нарратива. Однако надо здраво смотреть на вещи и понимать, какая ветка сюжета полезна, а какая разрушительна.

***

В создании нашего собственного нарратива можно использовать категории, которые обычно используются для крупных мифов. Ведь известно, что "каждый мужчина и каждая женщина - звезда" и "что наверху, то и внизу", так что наша личная история может отражать структуру истории возникновения мира.

Например, для построения личной космологии можно проанализировать, где моё место в отношениях с другими людьми, кто я рядом с ними, какие качества я с ними реализую, какую роль играю, рыба я или рыбак, я контролирую или меня контролируют, вынужден ли я носить маску, счастлив ли я, уважаю ли я себя в этих отношениях.

***

Историю также можно представить как путешествие. А в путешествии нужно владеть инструментами навигации: иметь компас, знать созвездия, знать сезонный путь Луны и Солнца.

Иметь компас - это по сути знать о местонахождении севера, Полярной звезды, а значит, постоянно помнить о самом главном в своей жизни, о своих целях, ценностях, предназначении.

Знать созвездия - это понимать диспозиции сил в окружающем мире, чтобы занимать наиболее выгодную для себя позицию.

Знать сезонный путь Луны и Солнца - это помнить, что всё течёт и меняется, всё проходит, у всего есть свой жизненный цикл. Уметь извлекать пользу на пике жизненного цикла ситуаций. Учитывать закономерности реакций людей, толпы, моды. Учитывать их, но не цепляться за них, не делать их своей целью.

Таким образом, наша личная космология - это способ описания нашей вселенной.

Одними из главных вопросов должны быть следующие: Что меня ведёт в моём развитии? Что мне помогает? Что мне мешает?

***

Кристофер использовал метафору, которую я тоже для себя нашла за пару месяцев до этого. Он сказал, что чувствует себя клеточкой тела богини. Это очень легко сказать, с этим легко согласиться, но непросто почувствовать.

Можно развить метафору: люди - это шестерёнки или клетки тела Богини?

Если все люди на Земле - это клетки тела Богини, то чем является человечество для Земли - раковой опухолью или иммунной системой? И то и другое суть клетки. Похоже, наша миссия в этом воплощении - определиться, какая мы клетка в теле Богини, и затем писать нашу историю, жить нашу жизнь в соответствии с этим решением.

***

Вселенная - это разговор. Магия - процесс говорения и слушания.
Вселенная - это танец. Магия - это движения танца.
Вселенная - это пьеса. Магия - это сюжет и персонажи.

Богиня ткёт реальность. Бог поёт песню, формирует Логос.
Реальность - это полотно, в котором мы - отдельные нити и паттерны. Всё, что мы говорим, думаем и в особенности делаем, - это история.

(продолжение)
Tags: кельтятина, магия, психоанализ, философия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments