Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Встреча с Кристофером Пензаком. Часть 4. Рогатый Бог в европейской культуре

1, 2, 3, 4, 5

*** Одно из древнейших изображений Рогатого Бога в ипостаси козла - это греческий бог Пан. По одной из версий, его имя означает "весь, всё", что позволяет фантазировать о том, какое место Бог-Козёл вообще занимает в мироздании. Так он даже круче Зевса выходит. Правда, по другой из версий, более логичной для скотоводческого общества, его имя восходит к глаголу "пасти", т.о. он пастух или пастырь.

*** Версия "Пан = Всё" является общепринятой в ведовской традиции. Те, кто включает в свою практику Каббалу, помещают Пана на самый верх дерева сфирот, на сфиру Хокма (Мудрость), являющуюся венцом столпа строгости, мужских энергий.

*** Вот тут есть прекрасный текст о мистицизме данной ипостаси рогатого бога в контексте викканской теологии.



*** Якобы на самых старых изображениях Гермеса у него на ногах не крылатые сандали, а копыта. Я пошла гуглить эдакую диковинку. Нашла только множество пикантных изображений Пана, сына Гермеса, но не самого Гермеса. Кристофер подал такую мысль, что в истории уже не раз было такое, когда какой-то бог определённым образом изживает себя, становится неактуальным в своём текущем виде, и тогда его разделяют на двух богов. Что, вероятно, произошло с Гермесом, которого, возможно, разделили на известного нам олимпийца и парнокопытного Пана.

*** В старинных ведовских культах помимо Гекаты, богини перекрёстков, был ещё невидимый бог ветров, дующих на перекрёстках. В попытке притянуть образ Рогатого Бога Пана к ведовским культам Кристофер проводит параллель с его флейтами.

*** В качестве схожего примера разделения богов он приводит пример Афины, которая в какой-то момент разделилась с Медузой.

*** Рассказывая о Боге-Овне, он упомянул распространение этого образа в Египте. Овен был одной из ипостасей бога Ра. Также там встречаются статуи-сфинксы с головой овна. В греко-римской Александрии также находили статуи Зевса с головой или рогами овна.

*** Старейший известный Бог-Бык - шумерский бог небес Гугаланна, муж богини подземного мира Эрешкигаль. Он был убит Гильгамешем. После этого следует известный мифологический сюжет спуска Инанны в подземный мир к своей сестре Эрешкигаль, чтобы оплакать Гугаланну.

*** В Египте бог плодородия Мин, который везде изображается с эрегированным фаллосом, носит на голове разделённую надвое шапку, похожую на кроличьи уши. Но Кристофер утверждает, что это бычьи рога. Также на некоторых изображениях Осириса, Диониса и Зевса эти боги имеют бычьи рога.

*** Самое известное быкоголовое существо в мифологии - Минотавр. Символично, что его "отца" (мужа его матери) зовут Минос, что созвучно с египетским Мином. Хотя, конечно, созвучие египетского и греческого - та ещё засада. Я прошлой весной узнала, что Тот - это греческая транскрипция Джехути, и что, возможно, именно от этого Джехути происходят слова Zeus и Deus. Но что ещё интересно для исследователей Рогатого Бога, это то, что настоящее имя Минотавра - Астерий, что значит "звёздный", и на греческих вазах он часто изображался усеянным звёздами, что позволяет отнести его к семантическому полю небесного Бога-Быка.

*** Кристофер упомянул периоды моды на разных богов в ведовстве. Например, люди, которые обучались ведовству в 60-70-х, даже не думали о Боге-Олене. Они работали с Богом-Козлом. Только в 80-х после выхода какой-то книги по магии начал просыпаться интерес к Кернунну.

*** Имя Кернунн(ос) - на самом деле предположение учёных. Рогатый кельтский бог изображён много где, однако его имя записано только в одном месте - на одном из рельефов "Столпа корабельщиков", причём первая буква не сохранилась. Там написано "ernunnos". Логически предположили, что первая буква - С, что давало бы слово, означающее "Рогатый" (Horned one) или, по другой версии, "Избранный". Однако это всё лишь догадки. Настоящее имя кельтского Рогатого Бога нам не известно. "Рогатый" - это могло быть не имя, а обращение. Например, известно, что Фрей и Фрейя на скандинавских языках - это не имена, а обращения "господин" (Lord) и "госпожа" (Lady).

*** Имя Херн (Herne) применительно к Рогатому Богу выдвинулось британцами, которые утверждают, что они происходят из старинной невикканской ведовской традиции, где этого бога звали именно так. Но никаких исторических подтверждений о Рогатом Боге с таким именем, нет. Есть однако локальный дух с таким именем - дух одного из лесов в Британии. Учитывая роль охоты в британском обществе и упомянутую ранее мистерию Охотника, возможно, культ Херна-Охотника слился с культом Рогатого Бога.

Upd: В вики в статье Херн-Охотник цитируются шекспировские "Виндзорские насмешницы", где фигурирует дух умершего Херна-Охотника, поселившегося в своём любимом лесу.

*** Среди всех 4 рассмотренных рогатых ипостасей бога Бог-Олень единственный не ассоциируется с дьяволом в европейской культуре. Возможно, поэтому оленьи рога попадаются в некоторых алхимических трактатах, когда необходимо ввести символ рогов для передачи смысла полярностей и пустоты между ними.

*** Современная мода на Бога-Оленя, возможно, пошла именно из алхимических трактатов и магических книг, которые использовали символику этих трактатов. Викка сильно подпиталась от того, что в Англии понималось под магуйством вообще (witch или разг. woowoo), а в 19-20 веках под ним понималось всё подряд: само ведовство, теософы, Золотая Заря, телемиты, медиумы, маги и т.п. Поскольку книг по магии в то время было немного, то часто одни и те же элементы повторялись из книги в книгу. Так что Бог-Олень мог прийти не из реальной исторической практики ведовства, а из уловки алхимиков, старающихся делать свои книги выглядящими менее "дьявольскими", и тех, кто их находки потом цитировал в своих книгах по магии.

*** Образ дьявола как рогатого существа скорее всего был взят именно с Пана как самого популярного весёлого, безбашенного и неразборчивого в связях языческого бога. В Ветхом Завете дьявола вообще нет, есть только противник в споре, тот, кто возражает, оппонент, прокурор, тот, из-за кого твоя жизнь не складывается так, как хочется тебе. Типа моих субличностей-троллей. Фигура дьявола с рогами появляется в Тёмные века Средневековья (6-10 в.в.), когда на фоне постоянных эпидемий чумы, постоянных войн, насильственного обращения в христианство, феодального рабства людям в качестве решения проблемы предложили фигуру "козла отпущения". Типа вот он повинен во всех ваших несчастьях. А то, что "он" был как бы "случайно" похож на Пана, одну из немногих радостей в жизни людей, дарящего им языческие праздники и прочие телесные увеселения, - ну, это да, "случайно".

*** Упоминаемое в одном из заветов имя Люцифера, который "пал, как утренняя звезда", может означать вообще кого угодно, т.к. Люцифер, то есть "светоносный", было обращением к царям и к некоторых богам. Например, одним из обращений к богине Диане было "Светоносная" (Люциферия). Несмотря на схожесть мифологемы, скорее всего связи с Прометеем нет, т.к. Кристоферу не удалось обнаружить её историческое подтверждение.

*** В Новом Завете фигура дьявола уже появляется, но он не делает ничего против людей. Он скорее испытывает людей, чтобы они имели возможность сделать выбор в пользу бога. Т.о. новозаветный дьявол - это антропоморфный дух свободы выбора человека. Сейчас так подумалось, что это - один в один Союзник у дона Хуана - то есть нечто враждебное по отношению к тебе, что ты побеждаешь, выходя из самого бинера противодействия, и таким образом, подчиняешь себе, обретая его силу.

*** Охотник - это и добыча, мы охотимся сами на себя. Когда мы ненавидим кого-то, то мы ненавидим частичку нас самих в тех, кого мы ненавидим. Когда мы любим кого-то, мы любим ту их часть, которая является схожей с нами. По сути в лице других людей мы влюбляемся в самих себя. В лице врагов мы боремся со своими внутренним демонами.

*** Процесс отзеркаливания самого себя происходит постоянно. Если ты в отвратительном настроении заходишь в помещение с другими людьми, то будешь замечать в них только то, что резонирует с твоим плохим настроением. Если ты весь мир и любовь, то в окружающих людях не будешь замечать злости, если она есть, а будешь видеть только присущие тебе самому качества. Люди с сильной энергетикой позитива или негатива по принципу магнита за какое-то время выстроят окружающих в резонансе со своими доминирующими энергиями. В конце концов всё, что мы узнаём и формулируем о людях вокруг нас, - это лишь версия того, чем являемся мы сами.

*** Кристофер вернулся к своим размышлениям о "моде на богов". В 70-х была очень популярна Диана. Когда он начинал в магии (я думаю, это где-то середина 90-х), постепенно угасала мода на Изиду, и сейчас о ней мало кто говорит. Какое-то время вообще весь египетский пантеон был в топе, а сейчас он сдал позиции. Сейчас миновал самый пик моды на Гекату. А Морриган наоборот набирает обороты. Относительно недавно к ведовскому язычеству плотно подключился скандинавский пантеон, который нашёл себе армию благодарных почитателей и вместе с ней тут же стал отпочковываться от неоязычества в самостоятельную религию. Одна из участниц заметила, что в своём кругу, особенно в разных женских коллективах она наблюдает повышающийся интерес к Софии.

*** Одна участница задала вопрос, почему в наше время в ведовских кругах повышается интерес к Рогатому Богу. Кристофер считает, что это, возможно, напрямую завязано на активизации современных реконструкционистских движений. Те боги, по которым есть хоть какая-то информация в исторических источниках, живут в рамках этой отрывочной информации, тщательно оберегаемой реконструкционистами. Всё полученное мистическим путём, что ей не соответствует, активно опротестовывается ими. Те же боги, о ком ничего не известно, кроме имени и нескольких изображений, дают большую свободу в построении своего образа. Тут включаются в работу мистики. И эти ребята в своём НЛГ (непроверяемом личном гнозисе) получают довольно детальную информацию о том, каким мог бы быть данный бог. Получают много, и никто им не указывает, что вот в этом обрубке документа 4 века ничего такого не говорится. А живой опыт в познании бога связывает его и людей на личном уровне крепче исторических документов.

*** Я спросила, если бы Кристофер был Кернунном, по каким причинам он захотел бы войти в моду именно в наше время. Он ответил, что с точки зрения Бога (с заглавной буквы, как единого божества) он послал бы фигуру Кернунна на Землю именно сейчас, т.к. людям именно сейчас не хватает здравого взгляда на бога-мужчину.

*** Были упомянуты забавные термины soft polytheist и hard polytheist, которые рассмешили аудиторию некой скрытой сексуально коннотацией.

Мягкие политеисты считают, что все боги - грани одного бога, а все богини - грани одной богини. Индусы, например, мягкие политеисты по умолчанию.

Жёсткие политеисты убеждены, что все боги и богини - независимые персонажи. Гермес - это не Меркурий, Зевс - не Юпитер и не Тор, Афродита - ни в коем случае не Венера, и Пан - совсем не Кернунн. Все совпадения случайны, и не надо их смешивать. Реконструкционисты - это жёсткие политеисты. Они считают, что боги - такие же независимые существа, как люди. Но если так подумать, а такие уж ли люди независимые друг от друга существа?
Tags: викка, мистицизм, мифология, о боги!, язычество
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…