Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Встреча с Кристофером Пензаком. Часть 1. Трёхликие и двуликие бог и богиня

1, 2, 3, 4, 5

Недавно я побывала на закрытой лекции известного в магуйско-викканских кругах Кристофера Пензака (я так и не поняла, почему его называют Пензаком, а не Пенчаком), который приехал в наш город в гости к друзьям. Лекция была на тему Рогатого Бога, и в ней он излагал свою мистическую картину мира с участием Богини и Бога, а также говорил о Рогатом Боге. Картина, надо сказать, довольно проработанная. Материала вокруг основных викканских божеств им собрано немало, как в академических источниках, так и в личном гнозисе. Подозреваю, что у него готовится очередная книга или курс в его личной магической школе конкретно по Рогатому Богу, и в лекциях магуйских коммьюнити он обкатывал тему на публике, имеющей некоторую языческо-мистическую базу.

Вообще он оказался замечательным учителем. Подаёт материал в разложенном по полочкам, но подходящем для адаптации под себя виде. К тому же столько здравого смысла в области магии я не видела уже давно. А в спорных темах, типа Атлантиды, он сразу говорил, что вот лично он принял для себя такую-то версию, но есть ещё вот такая-то и такая-то. То есть к аудитории относится бережно и с большим уважением. Не знаю, какой он маг, шаман и целитель, но бесспорно он сейчас один из самых известных персоналий на Западе в популяризаторстве викки, языческого мистицизма и магии (как в смысле духовного пути, так и в смысле практики). Также как человек он оказался намного симпатичнее, чем я ожидала. От него исходило что-то такое необъяснимо приятное. Просто хотелось его обнять и расцеловать в обе щёки - столько позитива он излучал и столько полезной информации очень доходчиво нам давал. Это реально человек аджны (которого я описываю вот тут как мой идеал мужчины). Если б я не знала, что он гей и живёт в брачном союзе одновременно с двумя мужьями, я б, наверное, начала строить ему глазки, несмотря на его объективно посредственную, с т.з. стандартных канонов мужской красоты, внешность.

Далее тезисно его лекция на память по моим записям и мои комментарии.

*** В язычестве богиня понимается как извечная. Вся Вселенная - это её тело. На нашей планете она меняется на протяжении года, но не умирает. Мифы жизни и смерти крутятся в основном вокруг фигуры бога. Даже в мифе Персефоны речь не идёт о её смерти. Она уходит в подземный мир, потом возвращается, но не умирает. В то время как в мифе о боге-охотнике новый бог убивает старого.

*** В его мистериях он представляет бога как двуликое существо - с ликом жизни и смерти. Один лик смотрит назад, в прошлое, другой - вперёд, в будущее. Это не викканская система, а гнозис современного реконструкционистского кельтского ордена ADF (Ár nDraíocht Féin). О его мистико-магической системе много пишет один из лидеров этого движения, Иэн Корриган. В этом ордене бога представляют в виде двуликого бога (two-faced, dual god), а богиню - как трёхликую богиню (triple goddess).

*** У современных кельтских ведунов есть своя книга пророчеств - Prophecies of Merlin. Я погуглила и нашла как минимум 2 исторических источника с таким названием. Не уверена, какой имел в виду Кристофер. Лично я думаю, можно использовать оба. "Когда душа научилась читать, каждый лист на дереве становится Священным Писанием", сказал безымянный мистик. И это значит, что историческая аутентичность не важна. Важно состояние, в котором ты приходишь к выбранному тобой источнику. С этим, конечно же, не согласятся реконструкционисты и любители запятых.

*** В частности в Prophecies of Merlin бог представлен в таком виде, в каком его можно понимать двуликим богом. А богиня-прядильщица Ариадна может пониматься как трёхликая богиня, т.к. она прядёт прошлое, настоящее и будущее. Она - матрица, в которой существует наш мир. А жизненная сила в ней, которая приходит и уходит, - это двуликий бог.

*** Отсюда - мифология двух богов - молодого бога и старого, Oak King и Holy King.

*** Девушка из аудитории задала вопрос. В этой системе богиня присутствует в прошлом, настоящем и будущем, а бог - только в прошлом и будущем. А почему его нет в настоящем? Кристофер ответил, что тут как раз весь цимес мистерии. Настоящее - в рогах бога. Прошлое и будущее представлено как две точки и пространство между ними. Накладываем на точки рога, и видим прошлое и будущее. А пространство между ними - настоящее, то место, где вершится магия.

*** С равным успехом можно повернуть схему и наравне с двуликим богом и трёхликой богиней использовать образы трёхликого бога и двуликой богини. В этом случае две ипостаси богини будут соответствовать земле и небесам, а три ипостаси бога - периодам жизни: Дитя Света, Зелёный Человек и Подземный Бог (child of light, green man, underworld god). Кому какая система больше нравится, тот такую и использует в своей практике.

*** Двойственность и тройственность - базовые сакральные понятия, которые находят своё отражение в нумерологии и музыке. В философии музыки Вселенную можно описать и изучать в понятиях, кратных двум и трём. А уж к чему и как эти понятия применять - к богу или богине, или к обоим по очереди, - каждый свободный мистик решает для себя.

*** Трёхликий бог/богиня могут соответствовать трём шаманским мирам.

*** В знаменитой викканской поэме "Наказ богини" (Charge of the goddess) богиня представлена в двойной ипостаси - богиня земли и богиня звёздного неба; богиня того, что здесь (goddess of the here), и богиня того, что везде (goddess of the everywhere). То есть вопреки распространённому мнению в викке вовсе не обязательно использовать образ трёхликой богини. От себя добавлю, что для меня лично это прекрасное отражение вечного феномена отношения частицы к волне, одной ветви фрактала к целому, одной точки голограммы к целой голограмме, человека к богу.

*** В схеме с двуликим богом первая ипостась соответствует молодому богу, Oak King, всему прирастающему (waxing, как растущая Луна), жизни и свету. Это период от зимнего до летнего солнцестояния, период взросления ребёнка. Это бог зелени и золота.

*** Вторая ипостась соответствует старому богу, Holy King, смерти, темноте. Это период убывающей длины солнечного дня, от летнего до зимнего солнцестояния. Это бог алого и чёрного, мистерия ухода под землю, мистерия трансформации плоти и жертвы (как, например, в известной английской народной песне "Джон ячменное зерно"). Это также Рогатый Бог. Вся мифология зимы (winter lore) построена на энергии старого бога.

*** В этой схеме можно спутать молодого бога и Мать-Землю. Отличие их в том, что Мать-Земля остаётся живой, даже когда из-за смены сезонов растительность умирает или засыпает. Вот то, что умирает и потом возрождается вновь, это и есть бог.

(продолжение следует)

P.S.: Чего-то я запуталась в заглавных буквах для бога и богини... Хотелось подчеркнуть сакральность наравне с христианском Богом, который уже давно застолбил за собой право на заглавную букву, но в то же время, вспоминаются какие-то правила, что боги, когда их много, или что-то типа того, пишутся со строчной. Какой сейчас бонтон в академическом язычестве?
Tags: викка, кельтятина, мистицизм, о боги!, язычество
Subscribe

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Анатомия тела и духа в китайской медицине. Часть 2

    ( Часть 1) 15-17 - мочевой пузырь Теория ТКМ тут не оригинальна и схожа с западной: мочевой пузырь хранит жидкости тела, предназначенные на…

  • Туман над Янцзы

    Чёт я в последнее время так утомилась из-за учёбы, что обнаружила в себе чувство, что обстановка вокруг уже не питает. Чувствую, что прохожу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments