Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Встреча шаманов. Ноябрь. 2. Искусство бардов. Часть 1

1, 2, 3

Вообще в этот вечер мы говорили не о кельтских бардах, а об искусстве рассказывания историй. Наша ведущая накануне нашего вечера попала на встречу американского индейца, где он с большим мастерством рассказывал разные истории из индейского фольклора.

Сейчас сказкотерапия активно используется в официальной психологии для симптоматического воздействия на разные состояния, или в психоанализе - для расширения границ сознания. В древние же времена барды и сказители обладали магической властью. Сам Мерлин был бардом. Подобранная при помощи духов история способна энергетически воздействовать на пациента, облегчать многие болезненные состояния, выводить из депрессий и влиять на событийность. Не исключено также, что игрой на музыкальном инструменте и монотонной манерой пения они были способны вводить клиента в транс. То есть гипнотический элемент тоже присутствовал.



Я не уверена, обладает ли подобной магической силой аналитический подход сказкотерапии, т.к. символы там довольно очевидные. А раз символы на поверхности, то они легко забиваются основными демонами клиента, которые фильтруют для него реальность. По крайней мере, у меня лично в большинстве случаев происходил эффект отфильтровывания того, что мне говорили на целительских сеансах наши шаманы, если это не сопровождалось сдвигом событийности, который задавливал моих демонов своей грандиозностью (пример). Магической властью обладают истории, которые двигают энергетические потоки, не доступные сознанию или ломающие логику и рациональный материалистический взгляд на вещи. И которые захватывают клиента и заставляют его вместе с персонажем принимать выигрышные для него лично решения. А уж какие решения нужно принять клиенту, и должны подсказать духи барду.

Наши шаманские учителя в целительских ритуалах рассказывают клиентам сюжеты, которые они увидели в связи с проблемой клиента, что якобы должно вынести клиента на новый уровень понимания, а значит и повернуть русло его реки. Думаю, по тому же самому принципу работают регрессии в прошлые жизни, когда на сформулированную проблему подсознание клиента показывает некую историю, в которую клиент верит как в реально произошедшую, и, плывя в этом потоке веры, активно участвует в сюжете и принимает решения, на которые не способен в сюжете своей реальной жизни из-за активного вмешательства в сознание разных демонов (блоки, ограничения, зависимости и т.п.).

Так вот, возвращаясь к шаманской встрече... Ведущая для зачина прочитала нам одну из своих любимых историй - 21-ю главу из "Маленького принца", где Маленький принц встречается с Лисом.

[21-я глава]Вот тут-то и появился Лис.
— Здравствуй, — сказал он.
— Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
— Я здесь, — послышался голос. — Под яблоней…
— Кто ты? — спросил Маленький принц. — Какой ты красивый!
— Я — Лис, — сказал Лис.
— Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен.
— Ах, извини, — сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
— А как это — приручить?
— Ты не здешний, — заметил Лис. — Что ты здесь ищешь?
— Людей ищу, — сказал Маленький принц. — А как это — приручить?
— У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
— Нет, — сказал Маленький принц. — Я ищу друзей. А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.
— Узы?
— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…
— Очень возможно, — согласился Лис. — На Земле чего только не бывает.
— Это было не на Земле, — сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
— На другой планете?
— Да.
— А на той планете есть охотники?
— Нет.
— Как интересно! А куры есть?
— Нет.
— Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.

Но потом он вновь заговорил о том же:
— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.

— А что такое обряды? — спросил Маленький принц.
— Это тоже нечто давно забытое, — объяснил Лис. — Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.




В слову, я когда-то давно, ещё в "прошлой жизни", заслушивалась этой историей на французском в исполнении Жерара Филиппа. И эта глава была моей самой любимой. Я выучила наизусть неподражаемые интонации Лиса. К сожалению, ведущая читала без них, и слушать было не так приятно.

***

После этого приступили к шаманским путешествиям. В первом путешествии надо было встретиться с духом Истории и спросить у него, что вообще есть История.

Духа я не увидела. Первой сценой я увидела отряд празднично одетых солдат в странной одежде с помпонами (как греческие эвзоны). Выстроившись в ряд, они поклонились месту... на котором было пусто. Но не будут же солдаты кланяться пустому месту. Они безусловно знали что-то об этом месте. Таким образом, История - это не то, что существует само по себе, но то, что разворачивается в сознании слушающего.

Далее я получала информацию уже не в виде картинок и сюжетов, а в виде блоков знания, которые оставалось только облачить в слова.

История - это бусы. На нить, сплетённую из горестей и радостей, нанизываются персонажи и события в индивидуальном для каждого человека порядке.

История - это лошадь. Она везёт всадника туда, куда влечёт его сердце, через города, страны, времена.

История - это ветер, рождающийся из-за разницы атмосферного давления. Это вихрь, порождённый вечным противодействием связанных полюсов эмоций, комплексами антиномий. Вечным противостоянием добра и зла, любви и ненависти, зависти и непривязанности, мести и прощения, субъекта и мира.

История - это облака, возникающие на пустом месте, потому что влага какой-то эмоции стала сливаться в визуально осязаемую субстанцию.

Далее я спросила у духов, как шаманская История должна начинаться.

И я увидела толстенный канат, скрученный из двух толстых нитей - горестей и радостей. Нити непрестанно продолжали закручиваться, бесконечно удлинняя канат, так что уже было не различить, которая из них - нить горестей, и которая - нить радостей. Таким образом, чтобы начать рассказывать шаманскую Историю, надо взять все горести и радости, сформулированные клиентом, и скрутить из них одну нить без выделения хорошего и плохого, добра и зла. Ведь то в рассказе клиента, что он считает злом, может в сюжете оказаться для его блага, а то, что он считал благом, в сюжете предстанет с неприглядной стороны, полностью изменив его взгляд на свою жизнь.

Среди того, что рассказали после путешествия другие участники, мне понравились следующие формулировки:

История - это создатель и преобразователь ума и духа.

История - это Вселенная, которая рассказывает себе себя саму (universe that is revealing to itself).
Tags: регрессии, шаманизм, шаманские путешествия
Subscribe

  • О происхождении и сущности вируса

    Подтянулись "ясновидящие", чтобы сообщить миру поведанное своей "чуйкой" о том, что вирус американцы создали в лабораториях. Эта…

  • Записки из клиники

    *** Молоденькая девушка, 23 года. Внезапно обнаружила, что страдает от эпилепсии. В ужасе от этого. До этого несколько лет у неё были "приступы…

  • Записки из клиники

    За первые 4 месяца практики в клинике набралось несколько наблюдений за пациентами и за самими студентами. Сначала была просто наблюдателем, изредка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments