Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Мифология Санта Клауса

В одном торговом центре я тут увидела стильные статуи всяких потомков Святого Николая из разных стран. Россия была представлена сразу двумя - Dedt Moroz (!) и Russian Saint Nicholas. Первого почему-то перевели Father Ice, а не Father Frost, как принято.



От Германии было тоже двое: баварский Санта и Чёрный Пит (Black Peter). Дизайнеры инсталляции определённо вдохновлялись антикварным набором фарфоровых статуэток Duncan Royale (сейчас продаются только на аукционах по цене в несколько сотен долларов), т.к. позаимствованные ими образы больше нигде не гуглятся.

Стандартный немецкий Синтаклаас чаще всего изображается с митрой на голове как символ епископства самого Святого Николая. То есть такой откровенно католический религиозный символ. Выбор баварского коллеги Санты был, наверное, обусловлен политкорректным стремлением сохранить религиозную нейтральность. А вот выбор Чёрного Пита неизвестно чем навеян. Дизайнеры согласились, что это не сам Санта, а персонаж из его кортежа. Везде в гугле его изображение - это молодой человек с чёрным лицом и шутовской внешностью. Однако здесь он изображён эдакой смесью Хагрида, Карабаса-Барабаса и Рогатого Бога.



Средневековый Санта - тоже копия статуэтки Duncan Royale. Кстати, самый человечный персонаж инсталляции.



Был и глобалистский Санта в имидже ламберсексуала с айпадом и одетый в костюм ретро-вечеринки "Звёздных войн".



Что меня с первой же статуи покоробило в этой инсталляции - это дух средневекового христианского бога. В истории Св. Николая нигде не фигурирует эпизод слежения за хорошими и плохими деяниями людей, дабы выбирать тех, кто ведёт себя благочестивее всех, и наказывать тех, кто ведёт себя "не по заповедям". Традиция дарения подарков на Рождество якобы восходит к тому случаю, когда Св. Николай анонимно подбросил денег на приданое трёх дочерей из бедной семьи, которых отец собирался отправить на панель. То есть тут есть смысл выручения в беде, но нет проверки Св. Николаем жизни девушек - хорошо ли они себя вели, читали ли молитвы, почитали ли отца и мать их и т.п.

Мифологема дарения подарков только хорошо себя ведущим детям и в лучшем случае ничего, а в худшем - какие-нибудь мерзости плохо себя ведущим, - это такая ярко средневеково-христианская фишка. Конечно, она свойственна вообще всему роду человеческому, но с особой эффективностью использовалась и используется в воспитательной и религиозно-юридической системе христианского мира. В день Св. Николая, 6 декабря (на 25-е он был перенесён позже) детям дарили подарки. В рамках закрепления модели беспрекословного подчинения власти вокруг фигуры Св. Николая, дарящего подарки, сложилась мифология, в которой он пристально следит за всеми детьми, всё видит, у него всё записано. И потом он воздаёт в соответствии с местным религиозно-уголовно-этическим кодексом.

Как раз на тему выборочной любви к детям я писала на днях. Так что "я тебя люблю, но..." - это из той же оперы, что и "подарки получат только те, кто хорошо себя вели" и "в рай попадут только те, кто жили в соответствии с нашей религиозной доктриной".

Современные социологи, которые наверняка проходят в университете введение в психологию и теорию психоанализа, похоже, пока не торопятся переписывать мифологию Санта Клауса даже в тех регионах, где семинары "Научись любить себя таким, какой ты есть на самом деле" по численности уже превышают кружки изучения слова Христова. Запугивание всё ещё является одним из самых эффективных способов встраивания ребёнка в систему. В религиозных семьях продолжают запугивать адскими муками и вечным проклятием. В обычных семьях по мере взросления перебирают буку, дядей-полицейских, ведьм, маньяков, угрозу лишить любви ("я тебя люблю, но...") и оставить без подарков на Рождество. С последним прекрасно справляются копируемые из источника в источник тексты о том, как у Санты "всё записано".

Даже в том торговом центре, рассчитанном исключительно на взрослых, в описании большинства Сант присутствует это "но", которое тянет окружающих за крюк, сидящий во второй чакре: "меня не будут любить, меня отринут, я стану изгоем, мне Санта не принесёт подарков".

Отрывки из описания выставленных в инсталляции Сант:

Русский Святой Николай: "С начала 19 века Русский Святой Николай нёс как наказания, символизируемые берёзовыми ветками, так и вознаграждения и подарки, символизируемые ёлкой."

Дед Мороз: Здесь кратко пересказана сказка "Морозко", в которой несчастная и добрая падчерица, отосланная мачехой в лес на погибель, получает от Деда Мороза кучу драгоценностей, а злая дочка мачехи, посланная ею за такими же драгоценностями, замерзает насмерть.

Санта 21 века: "В планшете у Санты список послушных деток. Благодаря последним технологиям и в 21 веке он продолжает награждать детей во всём мире, которые хорошо себя ведут."

Чёрный Пит: "...из кортежа Санты ... бла-бла-бла ... занимался нехорошими детьми ... бла-бла-бла ... мог подобреть, если ребёнок признавал свои ошибки и соглашался изменить своё поведение..."

Баварский Санта: "Выступал в качестве простого вестника. Он относил просьбы детей в рай. Потом спускался на своём зонтике и раздавал детям подарки, посланные ангелами". То есть тут Санта вроде ни при чём, зато религия делает своё чёрное дело.

Санта с Северного полюса: "Получает письма от детей и часто следит за ними, чтобы посмотреть, как они себя ведут... бла-бла-бла... накануне Рождества он в запряжённых оленями санях, проезжает по всему миру и приносит подарки послушным детям."

Средневековый Санта: Единственный из потомков Святого Николая в этой инсталляции, в описании которого не фигурирует никакая угроза. Его мифология восходит якобы к 12 веку, где на Рождество открывали замковые ворота, чтобы все маргинальные слои общества (шуты, певцы, цыгане и т.п.) могли прийти и попировать. Санту в костюме шута и в старой одежде, сшитой из лоскутов, ждали как символ праздничного настроения.

Святой Николай, архиепископ Миры: "...спустя века он остаётся символом щедрости, хорошего настроения и радости."
Tags: мифология, психоанализ, социум
Subscribe

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Сон о концлагере

    30 декабря приснился мне сон редкого качества. В год таких снов 1-2 штуки бывает. Традиционно это только самый конец, так что часть символизма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments