Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Стресс как буддийское страдание. Ткань жизни

Инсайт дня: страдание из теории буддизма в точности соответствует современному понятию стресса.



Разные аспекты буддийского страдания я уже неоднократно обдумывала в разных постингах. Даже в одном случае дошла до понимания невроза как хронического страдания. Ссылки по теме: 1, 2, 3, 4

Однако параллели со стрессом мне помогла провести внезапно, как всегда, начавшаяся зима. Иду я тут вечером домой, на улице где-то -3-6, я зябко ёжусь в моей лыжной зимней куртке, которую я обычно в демисезон ношу. И чем больше пытаюсь отвлечься от холода, тем больше понимаю, что тащу холод за собой туда, где хочу от него отвлечься. И думаю, что, если бы мне сейчас было 6-7 лет и передо мной была бы ледяная горка, содержание головы у меня было бы совсем другим. И не только в плане интеллектуального багажа, но и в плане распределения приоритетов на уровне вплоть до телесного. Фокус внимания был бы на горке и на том, чтобы получить удовольствие от скатывания с неё как можно большее количество раз.

А сейчас такой достойной ближней цели нет, и фокус сидит в теле и зациклен на его комфорт. Как только комфорт оказывается нарушен хотя бы минимально, фокус помещается в некомфортное место, и психическая энергия начинает течь туда, постепенно выращивая энергетическую сущность, состоящую из ощущений дискомфорта и приложенных против неё психических усилий. Эта сущность потом намного быстрее активизируется при возникновении схожих условий и продолжает расти на моей энергии.

В тот день я несколько раз порезала пальцы о бумагу, руки были очень некомфортно сухими, по дороге домой телу было холодно, и немного хотелось в туалет. Мысли крутились по очереди между всеми этими беспокоящими элементами и постепенно повышали уровень стресса. За неимением других важных энергетических точек, достойных внимания, в теле начинала выделяться энергия для избавления от беспокоящих факторов на уровне тела. Восприятие их реального веса может искажаться, чтобы стимулировать принимающую решения часть нашей личности на действия. Чем больше фокусировать внимание на совсем чуть-чуть порезанных пальцах, тем больше они болят. Чем больше думать о том, что хочешь в туалет, тем больше хочется.

Стресс дан человеку, чтобы выходить из некомфортных ситуаций. А дискомфорт имеет много степеней проявленности – от сломавшегося ногтя, поехавших колготок или случайно увиденного неприятного человека до прямой угрозы жизни и психической целостности. Если у человека в груди торчит стрела, оторвана нога и он только что увидел, как пытали и убили его семью, то испытываемые им при этом ощущения и эмоции (если он всё ещё в сознании), - это всего лишь очень высокое значение на шкале стресса.

Испытываемый при этом психологический дискомфорт призван заставить нас избавиться от психологической (энергетической) вовлечённости в ситуацию. Физический дискомфорт толкает выйти из контакта с элементом, доставляющим этот дискомфорт. Если речь идёт о боли, над которой нет прямого контроля, то все системы организма запрограммированы на то, чтобы в болеющем месте начать восстанавливать гармоничное состояние без участия сознания. Только своим психическим (энергетическим) фокусом на болящем месте мы чаще всего телу мешаем делать свою работу, хотя могли бы помогать, раз этот фокус нам дан. Например, думать не "ай, как мне больно, я самый несчастный человек на свете!", а "я установил канал с матерью-землёй, и по нему в больное место течёт дополнительная целительная энергия, которая ускоряет процесс выздоровления".

Наша вовлечённость в энергетические процессы окружающей нас проявленной реальности неизбежно влечёт за собой и реакции на эти процессы, и эти реакции формируются нашей собственной энергетической историей – всем опытом восприятия окружающего начиная с внутриутробного периода и реакций на это окружающее в никогда не прекращающейся попытке найти наиболее комфортные условия. Все пережитые малые и крупные стрессы, все компромиссы, все выигранные и проигранные битвы на войне достижения бесстрессового состояния – отсутствия страдания. Страдания из-за присутствия чего-то неприятного или из-за отсутствия чего-то очень нужного приятного. Даже само слово «приятный» этимологически означает «желанный, любимый, свой; то, что может быть принятым; то, что надлежит брать».

Не зря в наше время всё чаще говорят, что все болезни от стресса. Это так и есть. Все микро- и макро-стрессы нашей жизни создают энергетическое напряжение в разных смысловых узлах событийной ткани нашего мироздания. Как натяжение отдельных нитей в ткани, которую ткут. Неравномерное натяжение искажает поверхность ткани, направляет полотно в сторону, портит задуманный создателем рисунок. Слишком сильный стресс, слишком сильное натяжение рвёт нити. Одна нить порвётся - и ничего. А иная порвётся - добрая часть полотна распадётся.

Потому и бывают одни стрессы, которые общей картины не портят. А бывают такие, которые рушат всю жизнь человека, потому что нить их держит на себе множество узоров событийной ткани. Но также бывает, что порвётся какая-то нить, которая годами скукоживала всё полотно, не давала развернуться, не давала увидеть полный рисунок, и рисунок разглаживается, полотно обретает целостность, а на месте порванной нити норна завязывает узелок.



Если бегаешь челноком и тянешь за собой отдельные нити, то не видишь, что ещё стоит тянуть, а что надо отпустить. Не видишь всей картины. Не видишь красоты узора. Не видишь всех недостатков. Не видишь, сколько осталось до конца. Только поднявшись надо всем полотном и перестав быть челноком, можешь отцепить зацепившееся, разгладить сморщившееся, а то и одним сильным движением руки порвать пару нитей в месте максимального стресса. Где-то обрезать концы, где-то вставить новую нить, новый цвет, где-то заштопать дырку.

В наших ежедневных стрессах мы - ткацкие челноки, отягощённые детским сознанием, и не видим полной картины. К одним рисункам нашей жизни, доставляющим нам удовольствие, отчаянно тянемся. От других, доставляющих нам дискомфорт, отчаянно убегаем. И не обновляем свои эмоции с переходом на новую нить основы, не забываем свои привязанности и страхи на следующий день, а тянем их за собой, продолжая изо дня в день ткать на лицевой стороне рисунок счастья, а на изнаночной - рисунок печали.

И это главный закон нашей жизни и первая буддийская истина, которая гласит "Всё есть страдание". Всё есть стресс.
Tags: буддизм, здоровье, психосоматика, энергия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment