Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Фильм "Змей и радуга"

"Змей и радуга" (1988)

Из этого фильма можно было бы сделать шикарную шаманскую историю, потому что он начался очень по-шамански. А в результате оказался триллером среднего пошиба.

"Змей и радуга" начинается тем, что главный герой, антрополог Деннис, по заказу крупной фармацевтической компании, приезжает вглубь амазонской сельвы, чтобы встретиться в самым сильным шаманом Южной Америки и попросить у него лекарство из местных трав, которое потом его спонсоры изучат, выведут формулу и станут на этом ещё богаче. Но шаман настаивает, чтобы он немного выпил "на дорожку" его специальной настойки, от чего у Денниса идут глюки, и он за пару минут в сельве обретает себе тотема-ягуара. Те, кто сами через такую процедуру проходили или хотя бы читали о ней, уже удивлены тем, как неправдоподобно реализован данный сюжет с технической точки зрения.

Но тут фильм переходит на тот уровень, где всё портится. На месте шамана-индейца оказывается какой-то посторонний негр с чумовым взглядом и гнилыми зубами, все в этой деревне куда-то исчезают, а пилот вертолёта, сопровождающий Денниса, выглядит мёртвым и покрывается опарышами, как-будто прошло уже дня три. Деннис хватает сумку и идёт вглубь сельвы, откуда чудесным образом выходит якобы спустя 3 недели и возвращается к себе в Штаты, где заказчики его хвалят за доставку свежих амазонских растений.

Эти события и все последующие вплоть до конечных титров я с самого начала воспринимала чисто как иллюзию, шаманское путешествие Денниса, в котором он должен пройти какой-то квест, победить злодея, который на самом деле является его антиподом, его супер-эго, и всё такое. Но в самом конце фильма, к сожалению, Деннис остался, где был, и не проснулся в амазонской сельве под добрым взглядом шамана. Возможно, эта идея и была реализована, но в финальную версию фильма не вошла. Без неё слишком странно смотрятся несколько кадров на Гаити, где Деннис после возврата своей украденной души ни с того ни с сего на время обретает магические способности. Основное же действие на Гаити концентрируется вокруг его якобы реальных приключений по добыванию зомби-порошка для фармацевтической компании.

Этот фильм стал синхронией с гаитянской темой, которая у меня в жизни обычно отсутствует напрочь. Но сейчас так вышло, что я читаю сразу две книжки по феномену одержимости на Гаити, и тут вот неожиданно фильм в очереди на просмотр оказался почти о том же самом.

Гаитянский квест Денниса оказался смесью химии и магии. С точки зрения химии есть вполне реально существующий яд (его добывают в частности из рыбы фугу и кожи какой-то ядовитой лягушки), который проникает через кожу и так эффективно блокирует нервную систему, что у человека запросто могут констатировать смерть, если не сделают ему скан мозга (что на Гаити нереально), который бы показал, что сознание у него вполне себе присутствует и он осознаёт всё, что происходит вокруг него - как его объявляют мёртвым, хоронят и потом делают что-то, что находится пока за гранью понимания науки. Вот здесь начинается магия.

Главным злодеем там является мощный колдун, по совместительству также глава местной секретной полиции. Он умеет извлекать души из таких искусственно умерщвлённых людей и использовать эти души, чтобы посылать их в сны тем, кого он хочет помучать. Если бы не рычаги политического воздействия, которые дают такие способности, можно было бы подумать, что это классический жанр средневековой страшилки о ведьмах.

Тема зомби для меня осталась нераскрытой, т.к. я не поняла, что происходит с телами. Если души (что-то типа готовых тульп) колдун забирает, связывает и использует в своих целях, то регулярно бродящие в фильме живые мертвецы, люди с остаточным сознанием тела, как-то не встраиваются в общую картину. Если ему нужна душа, то зачем хоронить живьём? Почему нельзя сразу убить? Если же нужно непременно сохранить живым, то отправить такого полуживого в психушку, там о нём позаботятся.

В общем, главному герою в результате удаётся и достать зомби-порошок, и колдуна победить, и даже косвенно поспособствовать народным волнениям, в результате которых свергли тирана Дювалье.

Несмотря на то, что светлую сторону религии вуду в фильме тоже показали, эмоциональный акцент был сделан на её тёмной стороне, которая запомнилась гораздо больше и, думаю, со времени выхода фильма (1988) значительно обогатила мировые стереотипы о Гаити и о вуду. Причём авторитетности фильму, к сожалению, добавляет то, что сценарий написан по книге известного антрополога Уэйда Дэвиса, который там был, многое видел своими глазами и написал потом одноимённую книгу через призму своего западного научного взгляда, а в начальных титра фильма указано, что он "основан на реальных событиях".

Если он всего лишь основан на поездке Дэвиса на Гаити и его наблюдение за публичными вудуистскими ритуалами, то это, конечно, реальные события, но честно ли так писать в фильме, напичканном жестокостью, кровью, убийствами и чёрной магией? Две книги по одержимости на Гаити, которые я сейчас читаю, написаны другим известным антропологом, Эрикой Бургиньон. Так от чтения её описаний ритуалов вуду и её "родительских" африканских религий остаётся гораздо более светлое ощущение.

***

Проиллюстрирую этот постинг скриншотом одного из видео из только начавшегося курсеровского курса De-mystifying Mindfulness. Я, оказывается, на него записалась задолго до того, как решила больше на Курсере ничего не брать. Так давно, что забыла уже.



После первых нескольких видео пока интересно. Используя нарисованных персонажей сумасшедшего учёного, буддийского монаха, хиппи, зомби и ниндзя, они пытаются соединить воедино научное, эзотерическое, боевое и прочие подходы к медитациям, параллельно пытаясь избавиться от всех налипших на эти подходы предрассудков, включая кстати остановку внутреннего монолога, если кому интересно. Не могу пока судить, хороший курс или плохой.

Первый урок выглядит нормально. Да и Курсера поменяла движок, и технически более симпатично всё стало.

Кстати, чёрный фон и чёрная одежда лектора не вызывали бы навязчивых мистических ассоциаций, если бы создатели видео в углу не поставили герб университета, который выглядит как герб магического ордена, или, там, масонской ложи...
Tags: coursera, антропология, вуду, кино, медитация, тульпа, шаманизм
Subscribe

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Анатомия тела и духа в китайской медицине. Часть 2

    ( Часть 1) 15-17 - мочевой пузырь Теория ТКМ тут не оригинальна и схожа с западной: мочевой пузырь хранит жидкости тела, предназначенные на…

  • Туман над Янцзы

    Чёт я в последнее время так утомилась из-за учёбы, что обнаружила в себе чувство, что обстановка вокруг уже не питает. Чувствую, что прохожу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments