Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Карен Армстронг и "Универсальная декларация человеческих прав в отношении мировых религий"

Часть 1

Во второй части конференции блистала, в самом хорошем смысле, британская историк религий Карен Армстронг. Я о ней до этого никогда не слышала и была приятно удивлена её стилем, юмором и преданностью своему делу. В 2008 году ей вручили премию TED за её работу по популяризации идеи сострадания в крупнейших современных религиях, используемых террористами для прикрытия своих политических целей. Фактически, изучая христианство, ислам и иудаизм, она находит истинный моральный смысл учений этих религий и отделяет его от политики.

Даже в христианстве она выявила любопытное явление. Тупая вера в христианстве установилась более-менее с 17 века. До этого времени религия означала то, что сегодня почти утеряно - приверженность определённому образу жизни и мыслей. Сначала начинаешь практиковать определённый образ жизни, и затем тебе через него начинает открываться смысл религиозный смысл того, что ты практикуешь. То есть, получается, становишься гражданином, например, одной из европейских стран, принимаешь все её законы, ценности, обычаи и быт - и за счёт этого принятия незаметно для себя становишься христианином. А ежели идёшь простив христианства, то фактически для среднего человека считаешься предателем, потому что предаёшь в первую очередь общество, в котором живёшь.

В 17 веке в Европе основной тенденцией принятия религии стало нечто совсем иное - сначала слепое принятие на веру некоего корпуса знаний, чаще всего с буквальным пониманием написанного, и потом затачивание своего образа жизни под него. С одной стороны, это выглядит как полная противоположность самого смысла религии. С другой стороны, мне лично в этом видится начало тренда современного индивидуализма, вынужденного искусственно подстраиваться под систему.

В общем, её небольшие лекции на TED определённо стоят того, чтобы их послушать (традиционно к лекциям TED прилагаются субтитры на 29 языках, включая русский). Я определённо посмотрю и другие её лекции, более длинные, для терпеливых и особо заинтересованных. Мой повышенный интерес к ней вызван ещё купленной книжкой с её мемуарами. Оказывается, она в молодости 7 лет провела в монастыре. Жизнь и карьеру ей основательно попортила возникшая тогда же эпилепсия. То есть уже 2 основных симптома шаманской болезни. Это моя любимая тема в данный момент. Согласно Википедии, она ушла из монастыря в возрасте 25 лет. Следовательно, пришла она туда в 18 лет. Тот же самый возраст, что и у Аннелизе Михель, когда у неё стала проявляться одержимость дьяволом. К сожалению, в монастыре Карен Армстронг не помогли вырасти в шаманку, не было там правильных людей, которые чувствовали бы божьего человека. Уйдя оттуда, полностью разочаровавшись в религии, она посвятила свою жизнь английской литературе.

Но её духи не дали ей уйти от своего призвания. В её карьере профессора английской литературы стали возникать препятствия одно за другим, чтобы направить её туда, где её потенциал смог бы полностью раскрыться. Случайно она нашла работу на телевидении в съёмке передач на тему религии. Её послали в Иерусалим на съёмку репортажа, и там она узнала, что после 7 лет изучения христианства в английском монастыре она имела крайне ограниченное и даже искажённое знание об авраамических религиях. И с тех пор пошло-поехало. Изначально намереваясь изучать религии у себя дома за книжками, после терактов 11 сентября она стала одним из самых востребованных мировых публичных ораторов на тему религии и политики.

Премия TED в 100 000$ позволила ей создать "Хартию сострадания". Дело, конечно, хорошее, но о ней мало кто слышал. Может, политики и специалисты по мировой юриспруденции и знают о ней, но обычные люди, которые как раз и должны применять по отношению друг к другу "Золотое правило" Конфуция - "Не делай другим того, чего не желаешь себе" - о ней понятия не имеют.

***

После Армстронг устроили подиумную дискуссию с 4 представителями и одновременно исследователями разных религий - христианства, ислама, иудаизма и сикхизма. Всё это было прологом для представления публике "Универсальной декларации человеческих прав в отношении мировых религий" (Universal Declaration of Human Rights by the World's Religions). Здесь я начала засыпать, чему очень поспособствовали невнятные рассуждения христианина и крайне медленная речь сикха, схожая с поздним Брежневым. Свежую и интересную струю внесла только иудейка Сюзанна Хешель (Susannah Heschel). Все её стоящие лекции на ютубе - по 2 часа, так что могу её советовать только особо заинтересованным в современном иудаизме, а точнее в социальной, моральной и политической стороне религии. Да и по сравнению со всеми остальными она неплохой оратор, довольно бойкая и интересная. Иудаизм мне не интересен вообще никак, но её потом захотелось послушать ещё.

Проснуться после выступления сикха мне помог период вопросов из зала, по которым я поняла, что на эту конференцию пришли не только серьёзные исследователи и специалисты по религиозным вопросам, но и те, кто себя искренне таким специалистом считает, по факту им не являясь (типа меня, только в более выраженной форме). Микрофон оказывался в руках людей, которые не были заинтересованы задать вопрос и получить от специалистов ответ. Эти люди начинали либо комментировать по пунктам то, с чем они не согласны в речах участников подиумной дискуссии (холиварчик!); либо рассказывать о своём самом правильном видении религии и морали, которое специалисты у них не спросили, когда писали свою Декларацию; либо вообще рассказывали о себе и своих достижениях. Тролль, который в прошлый раз привязался к Рави Шанкару с провокационным вопросом, возник и здесь, толкнув гневную речь, завершив её странным вопросом, почему мы тут говорим о религиях, когда голодают африканские дети и умирает мирное население в военных конфликтах. Ему вполне логично ответили, что конференция о религиях, поэтому и говорим о религиях...

Ни одного нормального вопроса, который как-то обогатил бы дискуссию, задано не было. Был сплошной фейспалм. Поэтому после пятого "вопроса" микрофоны у зала отобрали. Странно, сколько неадекватных людей, рвущихся сообщить о себе миру, заплатили 125$ за входной билет (мне продали за 50$, приняв меня за студентку :-)). Энергетический поток, питающий их неадекват, должен быть очень сильным, чтобы заплатить такую цену.

Под конец принесли доску с Декларацией длиной с Конституцию и долго её зачитывали. Очевидно, она должна иметь какую-то ценность на высших уровнях - уровне политики, ООН, высших судов, официальных переговоров. То есть уровнях, максимально удалённых от обычных людей и их обычной жизни. Будучи пока что ближе к образу мышления обычных людей и довольно удалённой от политики, я так и не смогла прочувствовать всю важность момента. Только номинально понимаю, что, раз такие вещи щедро финансируются и делаются уже много веков, значит, они для чего-то важны.

Когда с доски сняли простыню и представители основных религий и юристы встали вокруг неё в позу для фотографий, меня поразило, сколько людей прибежали из зала со своими телефонами и айпадами, чтобы сфотографировать этот момент. Это не профессиональные фотографы журналов и газет. Это какие-то обычные люди, делающие любительскую фотку, чтобы запечатлеть для себя на память момент запуска социально-информационного потока, от обычных людей очень отдалённого. Какой интерес может быть в таких любительских фотках, если ты - не тот, кто принимал непосредственное участие в создании этой Декларации? И тем не менее, десятки людей, подходившие к первым рядам, чтобы заснять неизвестных им теологов и юристов вокруг "Универсальной декларации человеческих прав в отношении мировых религий", самим своим присутствием у сцены показывали, что они - те, кому не всё равно.


Фотка из Твиттера мужика в шарфе, который был инициатором работы над этой Декларацией.

Tags: религия, социум
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments