Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Объяснение шаманской болезни через психоанализ

На ПостНауке случайно нашла пару небольших видео антрополога Валентины Харитоновой, очень дельно рассказывающей о шаманизме: в первом видео о шаманской болезни и во втором - о неошаманизме.





По вопросу шаманской болезни её научное мнение подтверждает мои собственные мысли о традиционном понимании шаманской болезни, а также мои наблюдения о том, что часто считают шаманской болезнью на Западе те, кому не терпится начать называть себя шаманами. Она приводит забавный пример женщины, которая болела хроническим насморком 3 года, обратилась к целителю, который и сказал ей, что это у неё шаманская болезнь и что типа теперь ей надо учиться на шамана. Я же встречала людей, которые заболели раком, вылечились при помощи последних достижений современной медицины и после этого на волне своих страданий по поводу своей судьбы в процессе лечения сделали переоценку всех жизненных ценностей и обратились к шаманизму.

Я сама обратилась к шаманизму на пустом месте. Захотелось странного, что называется. Вот всё было стабильно. Стабильно никак. Стабильно уныло. Стабильно без искры. И стабильно любой удар судьбы погружал меня всё глубже в мой личный ад. Но на момент начала увлечения виккой, а через неё и шаманизмом всё было именно что хорошо-стабильно. Кто ж знал тогда, что меня так понесёт...

Возможно, какие-то предпосылки к этому были. Валентина Харитонова говорит о том, что в процессе болезни человек очень сильно психологически страдал от галлюцинаций, вызванных, в понимании его сообщества, атаками духов. К нему приходил настоящий шаман и смотрел, имеет ли шансы больной стать шаманом или же это просто одержимость и его можно вылечить и вернуть к нормальной жизни.

На базе моих нынешних знаний о душе-в-мире и в первую очередь благодаря терминологии психоанализа я стала лучше понимать, что такое шаманская болезнь и какие состояния, через которые проходят очень многие люди, можно считать её проявлениями в иной форме, слабо выраженной, и которые в современной науке считаются психозами, неврозами или пост-травматическим синдромом.

Так очень синхронично получилось, что в день просмотра этого видео я ещё прочитала у evo-lutio совершенно постороннюю статью о разновидностях мужчин, где она привлекла моё внимание к термину супер-эго. Она в частности описывает тип казановы, который в попытке разрешить свой Эдипов комплекс, то есть побороть авторитетную, запрещающую и указывающую фигуру отца в своей душе, полностью выходит из социальной модели мужского соперничества и становится способным искренне влюбляться в большое число женщин одновременно и при этом не испытывать ревности.

Супер-эго в психоанализе описывается следующим образом:

Родители в процессе воспитания своего ребенка выполняют ту функцию, которую в дальнейшем будет исполнять супер-эго: требуют следовать некоторым принципам, несмотря на то, что они могут идти в разрез инстинктивным желаниям ребенка, аппелируют к общепринятым нормам социума, стыдят и грозят наказанием, вызывая тревогу. (...) С годами большинство требований родителей оказываются внутренними принципами ребенка - внешнее супер-эго интернализуется. Этот процесс - не просто глубокое "восприятие" родительских запретов и повелений, не просто результат перевода внешнего во внутрипсихическое, а следствие преодоления эдипова конфликта. От того, насколько этот конфликт преодолен и разрешен - зависит завершенность формирования супер-сго и его интеграция в систему мировосприятия и сознательных убеждений личности.

То есть это созданная родительскими фигурами и прочими авторитетами часть нашей души, которую мы не контролируем, но которая заставляет нас испытывать страдания и чувство вины, которая ограничивает нас, говорит, какие мы неспособные, неловкие, глупые, нескромные и т.п.. Эта фигура не злая сама по себе. Она просто такой выглядит из-за своего ограничивающего действия, которое она оказывает на животные порывы нашего Id ("Оно"). Хочется нам заорать от восторга и броситься обнимать нравящегося нам человека и говорить ему, как мы его любим, а супер-эго говорит нам не вести себя глупо, не выставлять себя посмешищем, не открывать свои чувства окружающим, и всё такое прочее, чтобы держать нас физически в своих границах. И потом мы завистливо копипейстим разные "мудрые сентенции", типа "Танцуй так, будто на тебя никто не смотрит. Пой так, будто тебя никто не слышит. Любит так, будто тебя никогда не предавали...", зная, что, если стоит блок на какое-то самовыражение, то никогда нам не достичь такого состояния, о котором говорится в сентенции. Под этим "никто" подразумевается супер-эго, которое мы по умолчанию проецируем на всех людей. Без кардинальной перестройки характера и мировосприятия оно никуда не денется.

Второй синхронией, которая помогла пониманию шаманской болезни, стал случай Аннелизе Михель (Anneliese Michel), который я сейчас изучаю и по которому и по некоторым другим, если дойдут руки, хочу написать отдельный постинг об одержимости. Это девушка, жившая в 70-х в очень религиозной среде с очень авторитарными родителями. Её супер-эго было создано совместно родителями и католической религией. На последних годах школы у неё стали наблюдаться галлюцинации дьявола. И чем больше она уходила в религию и искала убежища в своей семье, тем это, на первый взгляд парадоксально, но на самом деле очень логично, усиливало давление супер-эго, что внешне выразилось в крайне тяжёлом случае одержимости. Многократные сеансы экзорцизма только усилили терзающую её дьявольскую сущность (кристаллизацию её супер-эго), и она решила пойти по пути религиозного мученичества, отказалась от еды и воды и умерла от истощения и нанесённых самой себе ран. Её родителей и священника потом ещё судили и признали виновными в её смерти, но это уже другая история.

Evo-lutio пишет: Конфликт решается либо победой (эго должно стать больше супер-эго и сильнее) либо тремя разными способами защит: избеганием, конфронтацией и компромиссом.

Это стандартные модели, которые определяют один из векторов развития личности. Такой конфликт присутствует в жизни абсолютно всех людей. Даже те, кто вырос без родителей, имеют в своей душе некую авторитарную фигуру - воспитателя, родственника, наставника или собирательную фигуру социума, - которая и регулирует его поведение, награждая чувством причастности и принятости и наказывая чувством вины и прочими страданиями. Трудности подросткового возраста как правило и показывают проживание подростком этого конфликта - как он устанавливает свою роль по отношению к своему супер-эго - как победитель или как побеждённый.

В семьях со здоровыми отношениями конфликт разрешается победой подростка, у него появляются прочные внутренние опоры, естественная уверенность в себе во всех жизненных ситуациях и сравнительно маленькая склонность к стандартным человеческим страданиям. В семьях, где родители имеют тенденцию воспринимать детей как часть своего тела и ограничивать их или защищать от внешнего мира в соответствии со своим пониманием о том, что надо и что хорошо, подросток начинает идти на конфликт. Если у родителей достаточно власти, чтобы его задавить, - то есть они утверждением своей власти постоянно подкармливают энергией супер-эго подростка, оставляя его в роли жертвы, тогда для выживания он в самых разных областях жизни и самых разных ситуациях избирает одну из стратегий: избегание, конфронтацию или компромисс. Разные стратегии, оказавшиеся выигрышными в разных ситуациях, создают поведенческий паттерн человека, который потом ещё дальше развивается по своим законам.

Таким образом, мы видим, что родители, которые хотят "как лучше" и хотят быть правы, которые настаивают на своём мнении, на своих ценностях, на выполнении своих правил, фактически разрушают здоровые психологические защиты своего ребёнка, корёжат егот психику и отправляют его в самостоятельную жизнь в роли жертвы и хронического проигравшего.

У традиционных шаманов и у Аннелизе конфликт был необычайной силы. С одной стороны у них были авторитарные фигуры, своим весом задавливающие все энергетические порывы ребёнка по утверждению своего места в этом мире, по осознанию ценности своих желаний и своей личности вообще. У Аннелизе - родители и католический бог, у шаманов - скорее всего тоже родители, но и племенная власть вообще. С другой стороны, у них шёл сильный энергетический поток стремления или отторжения.

Стремление - это, например, любовь к богу у Аннелизе и огромное желание во всём следовать канону её церкви. Отторжение - это её необычайно сильный страх перед тёмной стороной религии, то есть перед грехом, адом, дьяволом и т.п. Также её нормальное детское стремление к родителям в поисках любви и ласки и огромный же страх эту любовь не получить, т.к. по описаниям её мать была очень нервной, авторитарной и скупой на эмоции и щедрой на запреты женщиной.

У шаманов ситуация должна быть схожей в отношениях с родительскими фигурами, а вместо религии в них культивировался сильный страх перед духами, перед природой. Потусторонний мир - это такое своеобразное супер-эго, населённое духами и предками, которое требует от тебя, чтобы ты следовал определённым правилам твоего социума, и которое нужно постоянно задабривать дарами, молитвами и иногда жертвами, чтобы чувствовать себя принятым в лоне природы, то есть иметь еду, здоровье и хорошую погоду.

Аннелизе видела дьявольские рожи, которые её преследовали в реальности и в астрале (ей никто не рассказал про сонный паралич). Её собственная задавленная энергия Id, не находя себе выхода из тела, довольно рано стала бить по её здоровью, поразила мозг, приведя к эпилепсии, и прокачала визуальный, ольфакторный, кинестетический и речевой каналы. По визуальному она видела дьявола. По ольфакторному она периодически ощущала отвратительную вонь и даже стала способной её неосознанно генерировать в присутствии других людей (одно из проявлений полтергейста). По кинестетическому каналу она кидалась на людей, выясняла отношения с религиозной атрибутикой и наносила себе увечья. А по речевому она в периоды приступов одержимости говорила низким почти мужским голосом и даже вроде бы двумя голосами одновременно.

Страдающие от шаманской болезни практически так же, но с использованием их местной мифологии, боролись с осаждающими их злыми духами или духами предков, которые якобы пришли, чтобы сделать из них шамана.

Таким образом, получается, что традиционная шаманская болезнь как её описывают этнологи, это всего лишь очень ярко выраженный конфликт человека со своим супер-эго. Повторю, что этот конфликт так или иначе проживают абсолютно все, но у большинства он просто в силу гармоничного развития в тепличных условиях слабо выражен. Зато потом у таких гармоничных есть эффективные инструменты для жизни в этом мире. А вот у негармоничных с этим проблемы. И вот когда в разгар конфликта к такому больному приходил Большой шаман, он, наверное, во время камлания смотрел в его энергетику. Если есть у человека опоры, чтобы победить этих духов или наладить с ними выгодное для себя взаимодействие, тогда шаман изымал этого человека из его социума и уводил учиться, давая ему во время учёбы инструменты, усиливающие его личные опоры, или же стратегии налаживания отношений с духами. Если же больной был совсем задавлен родичами и племенем так, что ему грозило полное поражение в этой схватке, то тогда лучшее, что можно было для него сделать, это изгнать самых мучающих духов и оставить его в племени в виде вечного омеги.

Аннелизе была на пути становления шаманом, но не прошла эту инициацию из-за полной задавленности своей личности и из-за примера разных святых мученников, которыми она восторгалась и на путь которых она и решилась встать как на единственный дарящий награду и доступный ей в условиях отсутствия помощи извне. На месте наблюдающих её священников её надо было забрать в монастырь и погрузить в интенсивную монастическую практику, исключив все контакты с семьёй на несколько лет. Она была бы только за, т.к. на начальных стадиях одержимости молитвы со священником ей очень помогали. Я уверена, что, сделай они так, она бы за несколько лет стала настоящей святой и сейчас в Баварию к ней ездили бы миллионы паломников. А учитывая её педагогические наклонности, она бы сильно поспособствовала укреплению позиций католицизма в Европе.

О степени выраженности данного конфликта у практически всех людей можно судить по психозам и неврозам, появляющимся с половой зрелостью. Примечательно, что в этом же возрасте и где-то до 25 лет возникает шизофрения. Говорят, если до 25 лет она не появилась, то позже уже не появится, и все схожие симптомы в более позднем возрасте будут рассматриваться в рамках других диагнозов. Человек к этому возрасту, видимо, заканчивает конфликт с супер-эго. У него в душе либо окончательно закрепляется основной энергетический паттерн из вышеупомянутых стратегий, либо, будучи не в силах найти компромисс и снизить давление своей энергии, зажатой между Id и супер-эго, он диссоциируется, то есть создаёт себе новую чистенькую личность, в которую периодически переходит, чтобы дать своей душе отдохнуть. Эта личность, как правило, обладает нужными в породившей её ситуации качествами (агрессивность, искренность, спонтанность, способность говорить злые вещи, свободная сексуальность и т.п.). которые запрещены супер-эго в основной личности.

Некоторые люди имеют такие слабые личные опоры на самом базовом уровне, что наловчаются создавать себе новые личности в довольно больших количествах. Это в их энергетике у них получается легче, чем выстоять и утвердить своё ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ в разных жизненных ситуациях.



И вот этот вот вывод показывает мне, что у меня тоже этот конфликт был довольно интенсивным в возрасте 19-20 лет. До галлюцинаций, правда, дело не дошло. Но вот моменты глубокого отчаяния, когда просто сидишь в яме с туннельным зрением и тупо ревёшь без причины, это было. Я так понимаю, что это было столкновение на самых высших энергетических уровнях с виртуальной копией моей матери, воспитателей, учителей и чего-то ещё неидентифицируемого, что выразилось в осознании разных прогрышных для меня психологических установок и в виде реальных психосоматических проблем, которые на какой-то момент даже исключили меня из социума. А это на уровне инстинктов между прочим не шутки, т.к. в традиционных сообществах исключение из группы означало верную смерть. Полтора года психологов и всяких медикаментов не просто не помогли, а утвердили меня тогда в мысли, что со мной определённо что-то не так и что мне никто не может помочь. Вышла я из этого состояния самостоятельно, когда чисто случайно стала читать всякие книги по популярной эзотерике, которые что-то сдвинули у меня в голове на очень глобальном уровне, не относящемся напрямую ни к конкретной проблеме со здоровьем, ни к конкретным жизненным ситуациям. Как-будто сместился один очень важный вектор, в достаточной степени, чтобы обрести себя. Как-будто на поле сражения в процессе проигрывания битвы пришла помощь высших сил, которая позволила усилить мои позиции для победы в том бою.

Я однако не забываю об изначальной слабости моих собственных позиций и о присутствии супер-эго. Мне кажется, всевозможные духовные практики, которые начинают выполнять люди уже во взрослом возрасте, направлены на начальном этапе именно на победу с супер-эго на тех фронтах жизни, где ранее была принята одна из непобедных стратегий (избегание, конфронтация, компромисс). Когда на всяких таких семинарах говорят об исцелении, то имеют в виду именно освобождение от оков супер-эго и утверждение своего права свободно без парализующего эффекта следовать своим энергетическим порывам. Не зря кстати основная мантра всех этих практик - это любовь. В процессе высвободиться могут и вполне естественные желания свернуть не нравящемуся Другому шею или пойти по головам в достижении своих целей, и только базовая установка на любовь и сострадание (самостоятельно созданное супер-эго) может помешать это сделать.
Tags: видео, духи, психоанализ, шаманизм, энергия
Subscribe

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Анатомия тела и духа в китайской медицине. Часть 2

    ( Часть 1) 15-17 - мочевой пузырь Теория ТКМ тут не оригинальна и схожа с западной: мочевой пузырь хранит жидкости тела, предназначенные на…

  • Туман над Янцзы

    Чёт я в последнее время так утомилась из-за учёбы, что обнаружила в себе чувство, что обстановка вокруг уже не питает. Чувствую, что прохожу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments