Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

О Силе, восприятии, богатом внутреннем мире, проекциях и иллюзиях. Часть 1

Как следствие размышлений о накоплении энергии написался ещё один постинг.

"…у первобытного человека imago, психическое отображение чувственных ощущений, так сильно окрашено чувственным элементом, так ярко, что, возникая репродуктивно, то есть в виде непроизвольных образов воспоминаний, оно иногда принимает даже свойство галлюцинаций. Поэтому первобытный человек, вспоминая, например, свою умершую мать, непроизвольно воспроизводит ее образ в своей душе так ярко, что как бы видит и слышит ее дух. Мы лишь «думаем» о наших умерших, а первобытный человек воспринимает их конкретно, и это вследствие крайне чувственного свойства его духовных образов. Это и послужило источником первобытного верования в духов. Духи не что иное, как то, что мы попросту называем мыслями. «Мысли» первобытного человека, собственно говоря, претворяются в видения, реальность которых так велика, что он постоянно смешивает психическую реальность с внешней действительностью."
Карл Юнг "Психологические типы"


...разные культуры сильно отличаются в понимании, использовании и отношении к ИСС. Многие «примитивные» народы, например, считают, что практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, тот же, кто не способен на это, считается психологическим калекой. Представьте, каким несовершенным покажется американец человеку из этой культуры. Во многих восточных цивилизациях были разработаны разнообразные сложные техники для стимулирования и использования ИСС, например, такие, как йога и дзен. В некоторых случаях для более адекватного обсуждения ИСС создавался специальный язык. В этой связи мне вспоминается Фредерик Шпигельберг, известный индийский ученый, который отмечал, что существует около двадцати существительных на санскрите, которые на английский мы переводим как «сознание» или «ум», так как в нашем словаре нет слов для определения различных оттенков значений этих понятий.
Чарльз Тарт "Изменённые состояния сознания"

***

У первобытного человека вследствие отсутствия или крайне бедного внутреннего монолога больше внимания направлялось в окружающий мир, и тем самым он накачивал энергией самого себя. Его внутренние образы, мысли и визуализации, когда возникали, по этой причине были необычайно живыми и даже экстериоризировались в то, что мы называем галлюцинациями и относим к симптомам болезней, от которых обязательно надо избавиться. Не исключено даже, что у них были и коллективные галлюцинации. Таким образом, мысли = духи. Не только наши благожелательные духи-помощники, не только духи мёртвых, не только те симпатичные фольклорные природные духи с интересным характером, - но и "демоны", или, в современной терминологии, семантические поля воспринимаемого мира, с которыми у нас установилась эмоциональная / энергетическая связь.

Когда у первобытного племени смещён фокус с себя самих на мир вокруг них, то у них и иной эмоциональный паттерн. Ощущение окружающего мира как частички себя совсем по-иному расставляет видение благ и угроз, сил и процессов в окружающем мире. То, что мы сейчас считаем угрозами и на что реагируем по классической модели бей/беги (fight or flight), выглядело совсем по-иному в глазах первобытного человека. В наше время очень сильно семантическое разъединение между "Я" и "Другим", и чем длиннее между нами дистанция и толще стена, тем активнее видится угроза и проявляется реакция бей/беги. Это отражается и на событийном уровне, с которым мы всё так же остаёмся связаны, только уже не осознаём этой связи. А древние осознавали, и не строили в себе психологических стен с пиками, потому что мир виделся как часть себя, и не будешь же против самого себя воевать. И вполне логически из этого вытекало, что и окружающий мир по мере возможностей заботился о человеке, его здоровье и выживании.

В процессе эволюции человека ощущение единения с миром постепенно пропадало, и мир разделялся на всё большее количество семантических полей, между которыми уже не чувствовалось единства. Взаимодействие с этими полями по отдельности именно так и записывалось в нашей энергетике, и именно к этим отдельным воспринятым объектам выстраивалось эмоциональное отношение. Ужалила крапива - конкретно к этому растению выстраивается отношение, заставляющее его избегать или уничтожать. И крапива уже не воспринимается как часть своего тела, как поток Великой Реки, который тебя ужалил, чтобы остановить на пару мгновений и не дать пересечься с медведем, или же, как вариант, чтобы кровь прилила к конкретному участку кожи, что помогло бы исцелению от укуса паука, случившемуся через минуту, или же продлило "срок службы" суставов, уставших от долгой ходьбы.

Намного большее количество отдельных объектов "враждебного" свойства, воспринимаемых в окружающем мире, усложнило и психический аппарат, углубило его работу, потребовало дополнительные ресурсы. В психике выделилось гораздо больше потоков реакций на "враждебное" и механизмов управления ими. Если выражаться старинными категориями, в нашей душе поселились демоны, которые за счёт углубления и усложнения психических процессов стали проявляться и в других областях, весьма удалённых от их изначального места рождения. Видение "врага" в том, что делает больно, разрушает планы, лишает приятного (отсюда - буддийские "привязанности"), преграждает дорогу или хочет съесть, предсказуемо перенеслось на ближнего, и вот уже группы людей стали делиться на своих и врагов, что ещё больше усложнило наши психические процессы и прокачало наших внутренних демонов. По тому, что до нас дошло из древних магических практик, видно, что уже более 2000 лет назад в шаманских путешествиях люди первым делом встречаются со своими демонами - страхами и прочими негативными проекциями. Ветхо- и Новозаветные писания изобилуют примерами. Что говорит о том, что как минимум (!) последние 3-4 тысячи лет люди уже имели схожее с нашим дуалистичное мышление и бóльшую оторванность от природы, чем их предки, практиковавшие примитивный шаманизм 30-40 тысяч лет назад.

Так вот усложнившийся внутренний монолог и прочие фоновые ментальные процессы переваривания впечатлений об окружающем мире являются отражением бурной реки, созданной идущими через нас и тесно переплетёнными потоками отторжения и желания (буддийские дукхи), в которые мы вовлечены энергетически. Следовательно, любой автоматический поток мыслей у нас в голове указывает на отток энергии из нас самих в сторону этих потоков / духов / демонов / семантических полей. Попробовать остановить отток можно минимум двумя способами: концентрация на чём угодно и медитация пустого ума.

Но это как плыть против течения довольно бурной реки, не имея достаточно сильного тела, которое до этого только плыло по течению, как колода.

Я попробовала тут сделать микс из них: остановить внутренний бубнёж и сосредоточиться на потоке комплексного восприятия окружающего. Даже без всякой специальной обстановки для медитации: на автобусной остановке, в самом автобусе, при мытье посуды, на берегу реки в обеденный перерыв... Больше чем на 10 секунд за раз меня не хватает.

Во 2-м томе "Исповеди" Алистера Кроули он перечисляет разновидности отвлечений, из которых самыми контр-продуктивными для меня являются следующие:

"В-третьих, отвлечения, которые можно классифицировать как погружение в фантазии или грёзы наяву. Это очень коварное состояние: в нём можно провести довольно много времени, даже не осознавая, что мы отвлеклись.

В-четвёртых, отвлечения весьма тонкого свойства, представляющие собой аберрации самоконтроля как такового. К примеру вас посещает мысль: "Как хорошо у меня всё получается!" Или, допустим, вы начинаете воображать, как было бы здорово сейчас оказаться на необитаемом острове, в звуконепроницаемом доме или под струями водопада. (...)

И, наконец, последняя разновидность отвлечения - сам результат, к которому стремится практикующий."


Несколько раз я успела опомниться на самом состоянии перехода на автоматический режим, когда бурная река сознания начинает опять сносить по течению, и засекла, что вообще у нас восприятие идёт не сплошным потоком. Быстро словив визуально динамическое окружение, состоящее в основном из схожих элементов, уже хранящихся у нас в памяти, мы как бы создаём из него кэш-копию (!), которую и пополняем по мелочам, если что-то принципиально изменится. То есть на нашу внутреннюю абстрактную фигуру дома / человека / женщины / автобуса / перекрёстка / котика / бомжа / старика / врача и т.п. просто быстро "скачивается" внешний облик конкретного объекта или даже целой сцены и далее процесс выстраивается по модели взаимодействия с этой нашей внутренней моделью дома / человека / котика / бомжа и т.п., а не с реальным объектом. Большинство элементов внешнего облика воспринимаемого и отдельные особенности взаимодействия с ним тут же кэшируются в наш внутренний архив с установкой всех возможных категоризаций и связей, а также с интерпретацией этих элементов в соответствии с нашей внутренней моделью данного объекта, и далее продолжается на автомате.

В результате даже во время медитации получается, что ты вроде плывёшь против течения, активно гребёшь, а со стороны видно, что всё так же плывёшь по течению в большой массе воды, т.к. воспринимаемый извне поток быстро нашёл себе соответствия в твоей реке, окружил тебя ими и создал иллюзию, что ты плывёшь в чём-то непосредственно воспринимаемом, а на самом деле спустя несколько секунд ты плывёшь в материале своего прошлого. И более того, сама модель (!!!) медитации, остановки мыслей, плавания против течения, вытаскивается из твоего богатого архива и услужливо встраивается в поток восприятия. Получается эдакий поток в потоке, который изматывает энергетически и не даёт абсолютно никаких результатов, если не вытаскивать себя из такого состояния каждые 10-20 секунд. Так что медитация фактически состоит не в непосредственном наблюдении мира, а в постоянном вытаскивании себя из охотно создаваемой иллюзии. В процессе понемногу накачиваются мускулы воли, позволяющие реально плыть пусть на секунду дольше с каждым разом, а также наполняется энергией фигура некоего Наблюдателя за самим собой.

Из всего этого следует, что мы вообще живём не с прямым восприятием окружающего мира и людей, а в наших внутренних субъективных моделях этого мира (они же семантические / смысловые поля / проекции). Эта кэш-копия обнаруживает себя далее во внутреннем монологе и картинках при отсутствии объекта перед нами. Но на самом деле это визуальная обёртка данного объекта, натянутая на усреднённую энергетическую модель данного представителя мироздания, созданную из разных компонентов в нашем внутреннем архиве. Мы всё время плывём в нашей собственной реке, даже не выплывая на поверхность, и мир видим только по смутным образам, просматриваемым из воды, а энергетическое наполнение этих образов - наша собственная река.

***

Приведу в пример одну свою знакомую, с чьими тараканами я в своё время познакомилась довольно тесно. Из-за очень трудного детства, жестоких родителей и возможного сексуального насилия с их стороны она боялась мужчин. Первый, с кем она сошлась годам к 33-34, оказался абьюзером и, поцеплявшись за него какое-то время, она отлипла, так и не научившись общаться с мужчинами. С тех пор она стала жить в иллюзиях, где её идеальный мужчина был таким-то и таким-то. То есть в её душе выделилось место под модель мужчины и наполнилось всем самым прекрасным, что она для себя хотела. Она не знала, как к мужчинам вообще подступиться, т.к. имела опыт общения с ними почти только в виде этой внутренней модели в своих фантазиях. Влюбившись однажды в своего тренера, она стала на тренировках вести себя как полностью замороженная. Модель идеала, которую она спроецировала на него, обрела внешность, заставляя её вскипать от эмоций на каждой тренировке, но реальный тренер не спешил проявлять все те инициативы, которые её внутренний идеал проявлял по движению её мысли. Он вообще был без понятия, что она что-то к нему чувствует, и даже имени её не запомнил. И, будучи девушкой с эзотерическим складом характера, она всё время, пока по нему вздыхала, была уверена, что общается с ним, реальным человеком, телепатически (!), и интерпретировала все его нейтральные постинги в фейсбуке как зашифрованные послания для неё. Полной неожиданностью для неё однажды было увидеть смену его статуса в фейсбуке на "Женат". Пока не было этого статуса, её иллюзия компенсировала разрыв между внутренней моделью и реальным мужчиной. Телепатически она общалась только со своей внутренней моделью мужчины. Это, конечно, очевидный пример психологических глюков.

Или пример из моей жизни. Мне в своё время пару раз не повезло с шефами, которые оказались последними засранцами. Это создало у меня в психике модель шефа, которого я активно не приемлю из-за его душевных качеств, но который, тем не менее, имеет надо мной власть, т.к. даёт работу, платит деньги и имеет некоторую власть над моим будущим (хорошие рекомендации). И вот на нынешней работе у меня шефиня - милейшая женщина. Очень щедрая, расслабленная, на промахи закрывает глаза, даёт мне задания, на которые я себя считала неспособной и потом ещё хвалит. Но я поначалу своё отношение к ней выстраивала, проецируя на неё невидимую модель шефа-засранца, от которого я завишу. Каждый раз, когда я делаю что-то неидеально, шеф-засранец в этой моей модели говорит, что я некомпетентна и приближает меня к увольнению. Несмотря на то, что реальная шефиня ничего такого не говорит, но по этой модели каждый её взгляд интерпретируется как осуждение, молчание - как недоверие моим навыкам, а приближение к моему столу - как приближающийся выговор. И я физически чувствую себя хреново из-за того, что я что-то сделала неидеально. Или каждый раз, когда я опаздываю на работу на 15 минут (на что у нас вообще всем глубоко наплевать), шеф-засранец в этой моей модели очень грозно на меня смотрит, делает выговор, заносит информацию в досье и приближает к увольнению, и мне каждый раз немножко хреново из-за реализации этой модели в моём опоздании. А опаздываю я теперь часто, т.к. быстро уловила, что всем в офисе наплевать, кто когда приходит, и т.к. мне удобнее вечером остаться подольше, чем утром встать пораньше. Даже рациональное осознание мной этой проекции не мешает мне чувствовать себя не самым лучшим образом в задействованных в неё ситуациях. Избавиться от неё, по моим ощущениям, можно только, как можно чаще вытаскивая себя из автоматического восприятия и воспринимая человека и ситуацию как можно более нейтрально, а лучше - как можно более позитивно и выгодно для меня. Только спустя полгода после работы в таком коллективе я начала улавливать позитивные изменения в моей внутренней модели шефа. По-моему, это уже достижение, учитывая до этого суммарно 5 лет срока формирования образа шефа-засранца.

***

Экономия ресурсов привела нас к выработке специфического механизма восприятия, по которому все объекты одного типа, какими бы разными они ни были, хранятся в сознании в виде абстрактных моделей с некоторым набором основных и неосновных характеристик. Эти модели активно используются при восприятии, проецируясь на объекты, которые идентифицируются нами как частные примеры такой модели. На неё просто надевается быстро считанный внешний облик, и далее мы взаимодействуем именно с нашей внутренней моделью объекта, думая, что она - что-то внешнее по отношению к нам. Облик у неё внешний, а сама суть - наша.

Поскольку данный механизм универсален, он применяется и при взаимодействии с людьми, и при проживании ситуаций. Вышеупомянутая знакомая абсолютно на всех мужчин проецировала свой образ идеального мужчины. В тех, кто с ним хоть немного резонировал, она влюблялась. Остальных активно избегала и даже боялась. Несмотря на то, что я сильно младше неё, на меня она проецировала модель своей матери, т.к. искала у меня совета и утешения по разным вопросам. И когда я в воспитательных целях заблокировала её у себя в телефоне, потому что меня стала напрягать её усугубляющаяся зависимость от моего общества (звонила мне по несколько раз в день по пустякам) и несправедливые упрёки, что я слишком часто глажу её против шёрстки (тётке 43 лет, да), тогда она мне, а точнее своей матери под оболочкой моей внешности, устроила истерику, какую только 4-летки могут устроить. Отличный пример того, как мы воспринимаем мир не чистым взглядом, а как продукт нашего собственного сознания.

Я сама порой проецирую родительский архетип на моих шаманских учителей. Они изначально именно его и реализуют, когда нам преподают что-то или когда мы приходим к ним за шаманской консультацией. Однако если дело не касается чего-то очень серьёзного, типа здоровья или безопасности, они на все мои вопросы и просьбы отвечают "Спроси у своих духов", заставляя меня оставлять эту родительскую проекцию, поиски ответов у авторитетов, и начинать искать ответы об окружающем мире непосредственно в моей душе, таким образом устанавливая новую связь и утверждая мою личную самостоятельность. Утверждая наличие в моей реке кого-то, кто способен не только плыть по течению.

(продолжение следует)
Tags: антропология, буддизм, психоанализ, психология, энергия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Прошлое

    В последнее время, думая об исторической родине, всё чаще испытываю острое чувство счастья, что я не там, и острое ощущение того, что там мне ужасно…

  • Как председатель Мао пытался глистогонить Китай

    В школе сейчас пишу работу по синдрому Гу, который изначально (со 2-го тысячелетия до н.э.) считался чёрным колдовством, от которого человек чах,…

  • Китайская медицина от коронавируса 2

    Эпидемическая составляющая болезни, конечно, вносит свои коррективы в реальную практику, когда становится нереально поток пациентов тщательно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments