Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

О психологическом манипулировании и этике. Часть 2

Упомянутая в предыдущем постинге Тереза Капуто, а также огромное количество других успешных медиумов, ясновидящих и гадалок, используют следующие психологические приёмы:


1. Холодное чтение

Википедия:

Холодное чтение — набор приёмов, которые используют менталисты, экстрасенсы, гадалки, медиумы и иллюзионисты, чтобы создать видимость того, что они знают о человеке гораздо больше, чем есть на самом деле.

Человек, практикующий холодное чтение, может получить большое количество информации о субъекте, о котором он до этого ничего не знал. Это делается при помощи анализа языка тела, возраста, стиля одежды, прически, пола, сексуальной ориентации, религии, расы или этнической принадлежности, уровня образования, манеры речи, места происхождения и т. д. Практикующие холодное чтение обычно используют догадки, которые имеют статистически высокую вероятность оказаться верными, быстро корректируя свои предположения в зависимости от реакции субъекта, на котором используется эта техника. Если догадка оказалась неудачной, то внимание переносится на другую тему, тогда как на верной догадке внимание заостряется.

Перед началом чтения ведущий, как правило, пытается подготовить зрителей и обеспечить их сотрудничество. Например, он употребляет выражения вроде «Я вижу немного размытые картинки, которые могут иногда значить для вас больше, чем для меня. Если вы поможете, то вместе мы сможем узнать что-то новое». Одним из наиболее важных элементов убедительного холодного чтения является доброволец, который готов интерпретировать расплывчатые формулировки, — это помогает сделать более точные предположения.

После того как фокусник установил, что доброволец готов сотрудничать, он обычно начинает с пробных вопросов или утверждений, обращая внимание на реакцию, которая выражается как вербально, так и невербально — в выражении лица, в движениях тела. Получив подтверждение одному из своих утверждений, ведущий продолжает генерировать догадки в том же направлении. Успех подчёркивается повторением и перефразированием. Догадки, которые не оказываются успешными и не вызывают реакции, быстро отбрасываются. Цель состоит в том, чтобы создать впечатление, будто вся новая информация идёт от фокусника. Успешные попадания, которые вызывают эмоциональную реакцию, для усиления эффекта постоянно повторяются.

Комбинируя технику холодного чтения с тем, что удалось узнать о человеке до сеанса (так называемое «горячее чтение»), можно произвести очень сильное впечатление на публику.


Капуто начинает сеанс приблизительно так: "Вижу духа чьего-то отца. Белый мужчина 70 лет с ирландским акцентом. / Чувствую духа чьего-то брата. / Тут есть женщина лет 60, полненькая и кудрявая. Кто узнаёт?" В аудитории непременно найдутся значительные группы людей, которые узнáют в этом описании своего умершего.

Предположим, молодая женщина лет 30-35 поднимает руку, узнав в описании своего отца. Сам возраст женщины направляет сценарий Капуто. К 35 годам многие женщины успевают обзавестись багажом любовных и карьерных неудач и фрустраций. Внешний вид женщины, её говор, о котором можно судить о происхождении и образовании, и её реакции на предположения "медиума" будут развивать сценарий дальше. По внешнему виду человека и его ответам можно сделать заключение о наличии у него семьи, детей, болезней, о его социальном статусе и психологическом состоянии.

Далее дух, которого якобы ченнелит Капуто, начинает давать клиенту всякие советы, которые якобы должны обладать особой мудростью, имея свой источник в потустороннем мире, где всё обо всех известно. И в формулировании этих советов используется следующие психологические приёмы.

2. Эффект Барнума (Форера).

Википедия:

Психолог Бертрам Форер в 1948 году провёл психологический эксперимент. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз независимыми исследователями.

В одном из исследований, изучавшем влияние этого эффекта, студенты получали оценку своей личности по MMPI и исследователи оценили их ответы. Исследователи составили точные оценки личностей студентов, но дали студентам как точную оценку, так и оценку, использующую поддельные обобщенные описания. Затем студентов попросили выбрать, какую оценку они считают своей. Более половины студентов (59%) выбрали поддельную оценку.

Описание, которое давал студентам Форер:

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность».

Факторы, влияющие на эффект:
- Субъект убеждён, что описание применимо только к нему.
- Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание.
- В описании присутствуют преимущественно позитивные характеристики.


Таким образом, выбрав себе в аудитории "клиента", Капуто начинает ему втирать якобы от имени его умерших родственников очень общую информацию, которая применима почти к 90% людей. А учитывая, что аудитория на таких шоу изначально подбирается из легковерных и не отягощённых здравым смыслом людей, падким на зрелища, то можно утверждать, что своими общими советами Капуто заденет нужные струнки души у 98-99% аудитории.

3. Склонность к подтверждению своей точки зрения

Википедия (отрывки):

Склонность к подтверждению своей точки зрения (англ. confirmation bias) — тенденция человека искать, интерпретировать или отдавать предпочтение информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Рассматриваемое явление является разновидностью когнитивного искажения и систематической ошибки индуктивного мышления. Данное искажение наблюдается, когда люди собирают или запоминают информацию селективным образом либо когда интерпретируют её предвзято. Эффект проявляется сильнее в отношении эмоционально значимых вопросов и глубоко укоренившихся убеждений. Люди также склонны интерпретировать неоднозначные свидетельства таким образом, чтобы поддерживалась их точка зрения.

(...) противоречивые мнения об одном и том же лице могут быть подтверждены, если фокусироваться на различных аспектах его или её поведения. Поэтому поиск доказательств в подтверждение имеющейся гипотезы, скорее всего, будет успешным. Формулировка вопроса может существенно изменить ответ: в частности, люди, которым задали вопрос «Вы довольны вашей личной жизнью?», показывают больший уровень удовлетворённости, чем те, кого спросили «Вы не довольны Вашей личной жизнью?».
(...)
Мотивационные объяснения склонности к подтверждению включают влияние желания на убеждение, что иногда называют «принятием желаемого за действительное». Известно, что люди предпочитают приятные мысли неприятным многими путями. При применении к аргументам или источникам доказательств такое отношение может объяснить, почему с большей вероятностью верят желанным выводам. Согласно результатам экспериментов, которые манипулировали желательностью заключения, люди требуют высокого качества доказательств для неприятных идей и принимают низкий стандарт для идей, которым они предоставляют преимущество. Иными словами, для одних идей они спрашивают «Могу ли я этому верить?», а для других — «вынужден ли я этому верить?»
(...)
Одним из факторов привлекательности экстрасенсорных «считываний» является то, что те, кто обращается к экстрасенсам, используют склонность к подтверждению, согласовывая утверждения экстрасенса с их собственной жизнью. Когда экстрасенс говорит много неоднозначных утверждений, он даёт клиенту больше возможностей найти соответствие. Это одна из техник «холодного считывания», когда экстрасенс может предоставить субъективно впечатляющее описание клиента безо всякой первичной информации о нём. Известный канадско-американский иллюзионист и скептик Джеймс Рэнди сравнил расшифровку «считывания» и рассказ клиента о нём и отметил, что у клиента имело место выраженное селективное припоминание о «попаданиях».

Яркой иллюстрацией склонности к подтверждению в реальном мире (а не в лаборатории) Никерсон считает нумерологическую пирамидологию (практики поиска значений и знания в пропорциях египетских пирамид). Поскольку существует значительное количество обмеров, которые можно осуществить, например, в Пирамиде Хеопса, и множество путей для их комбинирования и интерпретации, то те, кто смотрит на данные выборочно, почти на 100 % найдут впечатляющую согласованность, например, с измерениями Земли.


Таким образом, что бы ни сказала Капуто или любой другой "медиум или "ясновидящий" (кавычки тут обозначают отсутствие реальных способностей), средний клиент всегда будет склонен искать в сказанном ею подтверждение уже известной ему информации или же информации, необходимой для сохранения целостности его мнения о себе и своём мировосприятии.

Если на случайно встреченном рекламном щите человек прочитает "Сына, я в аду, тут жарковато. Веди себя хорошо.", то максимум удивлённо поднимет бровь и уж наверняка не воспримет это как послание от любимой мамочки с того света. К медиуму же средний клиент, даже в меру отягощённый скептицизмом, идёт с изначальной готовностью услышать своих мёртвых. И дальше будет воспринимать подаваемый медиумом поток полностью, особо выделяя то, что соответствует его мёртвому, и делая честные попытки как-то привязать к своей жизни контент, который "медиум" не угадал. И задача "медиума" тут - обеспечить максимально соответствующий клиенту поток, чтобы он принял как можно больше и чтобы на потоке не накопилось критически много не соответствующего клиенту контента.

Тем, кому хочется почитать более детально о том, какие трюки используют "ясновидящие", "медиумы" и прочие фейковые паранормалы и оккультисты, включая гнущего ложки взглядом Ури Геллера, рекомендуют книги Джеймса Рэнди (James Randi). На английском они есть для скачивания на одном известном ресурсе.

***

При поиске информации об этих психологических приёмах мне попалась научная статья о холодном считывании и эффекте Барнума. Статья, в основном, идёт в том же ключе, что и Википедия, только с бóльшим количеством примеров исследований. Однако в конце автор даёт очень здравый комментарий, что данные приёмы не могут считаться полностью мошенническими. Они широко используются в своей работе психиатрами, которым, как известно, необходимо обладать определённой степенью креативности для выявления истинной картины болезни и для терапевтического воздействия на пациентов.

В результате всё упирается в намерение того, кто эти техники применяет. То есть банально вопрос личной этики.

Использование психологического манипулирования для откровенно мошеннических действий, как в случае Марии Дюваль, для получения личной выгоды, как в случае создателей шоу "Медиум с Лонг-Айленда" или для самоутверждения за счёт более слабого, как в случае религиозных и политических лидеров, - это примеры неэтичного использования, которое записывается во вредную карму и рано или поздно схожим сценарием прилетит обратно.

Психологическое манипулирование в целях исцеления, снятия страданий, успокоения, усиления личной веры в то, что всё будет хорошо, - это примеры этически годного и улучшающего карму использования данных техник.

На основе узнанного мной совершенно в новом свете предстают спиритические сеансы, на которых я побывала 3 года назад и полгода назад (1, 2). Второй и третий имеют однозначно терапевтическую цель и, даже несмотря на неуклюжие попытки применить эффект Барнума, местами содержат настоящую мистику, т.к. происходили в учебной группе настроенных на шаманскую прокачку людей. Первый же выглядит классическим спиритическим сеансом без спецэффектов, и его целью является скорее успокоение страданий клиентов от потери близких. Тоже в каком-то смысле терапевтический. Все три можно назвать этически корректными по производимому на человека эффекту.

Публичные сеансы "медиума" с Лонг-Айленда, если они производятся на реальных, а не подсадных, людях, и дарят им положительные эмоции и душевное спокойствие, аналогично можно охарактеризовать положительно с этической точки зрения. Однако неоднозначность этической оценки тут заключается в одной неизвестной переменной - истинном намерении Терезы Капуто. Если она придерживается того же мнения, что и сам Барнум (цирковой антрепренёр 19 века, чьё имя дало название упомянутому приёму), - "Каждую минуту в мире рождается лох", - то она, несомненно, действует из злых побуждений и тогда от мошенников действительно отличается лишь лабутенами. Если же она видит в своих клиентах людей с багажом страданий и верит, что приносит им облегчение, тогда этот фактор несомненно участвует в уравнении её жизни, слегка компенсируя грандиозный обман невовлечённой в сеансы публики постановочными сюжетами.
Tags: медиумизм, психология, шарлатаны
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Кот в чёрной дыре

    Интересная ветка у И-П про чёрные дыры: Чёрная дыра -- это один из вариантов устойчивой конфигурации пространства-времени. То есть просто такая…

  • Вирус

    В комментариям к прошлому постингу спросили про шаманское видение вируса. Я пока конкретные вирусы пристально не разглядывала, хотя это у меня в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment