Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Йога и цигун как физическая тренировка и как магическая практика

В размышлениях о прокачке телесной составляющей энергии логично подошла к теме йоги, с которой у меня до настоящего момента как-то не складывалось. В основном я бросала курсы из-за того, что физически была не способна хотя бы за пару месяцев растянуться и укрепить мышцы для комфортного следования ритму группы и для правильного выполнения асан.

На Западе йога превратилась в псевдо-эзотерический способ ворк-аута. Разрабатываются именно мышцы с точки зрения силы и растяжки, а не то, что изначально должно стоять за упражнениями.

Недавно на одном эзотерическо-духовном сайте наткнулась на подборку "йоги для начинающих". Таких подборок по всему интернету столь много - хоть жопой ешь, извините мой французский. Я пробежалась по предложенным там асанам, посмотрела на фотки молодого человека с идеальной растяжкой, и созрела сформулировать это всё словами.

Во-первых, если брать йогу как физическую тренировку, то характеристика "для начинающих" должна подразумевать, что начинающий имеет слабые мышцы и более чем слабую растяжку. Поэтому все асаны, которые в идеале выполняются с прямыми ногами, должны в обязательном порядке указывать варианты выполнения асан с согнутыми ногами, если упор делается на какие-то другие мышцы. И все асаны с упором на запястья должны учитывать слабые в среднем суставы, которые долго не выдерживают веса тела, а у современных офисных работников, проводящих с компьютерной мышкой больше времени, чем с супругом, и подавно какой-нибудь вялотекущий синдром запястного канала. Это для того, чтобы не делать "основной позы отдыха" с упором на запястья, которые таким "отдыхом" можно убить. Не спорю, что развивать и укреплять надо, но не убивать постоянной нагрузкой.

Я за 2 месяца регулярной растяжки не смогла растянуться так, чтобы хотя бы при минимально согнутых коленях достать пальцами до пола. И это нормально, так как в отличие от среднего индуса тех времён, когда писалась теория йоги, я не работала с детства в поле и не мыла пол руками (для пола на Западе придумали швабры). Способность максимально согнуться с прямыми ногами у начинающих йогов в Индии - это что-то очень естественное, как нам согнуть руку.

Также ко всем медитативным асанам, выполняющимся в позе лотоса или сидя на согнутых ногах, должны быть указаны варианты простого сидения на стуле. В Индии традиционно сидят на полу, едят за очень низким столом, сидя в позе лотоса или на коленках. С самого детства мышцы, нервы, кровообращение в ногах адаптируются под такое сидение. То есть поза лотоса в тех странах соответствует стандартной позе для сидения. А какая стандартная поза для сидения на Западе? На стуле!

Поэтому после того, как я промучилась больно упирающимися в пол косточками верхней части стопы, задеревеневшими после минутного сидения коленками и нарастающими болями после позы лотоса, я решила, что пошла она куда подальше такая йога. Меня не убедили на скамеечки, ни дополнительные подушки, ни уверения якобы профессионалов, что в страдании-то и в его преодолении и есть весь смысл.

Знаком от мироздания оказалась книга Роберта Эйткина "На пути дзен", где он рассказал историю своей глупости. Этот европеец практиковал дзадзен в японских монастырях и в очень молодом возрасте полностью убил себе колени.

Доктора Сёкин Фурута и Блайт помогли мне найти жильё в Дзэнкё Ан, а также принять участие в сэссин в Энгакудзи. Это был мой первый опыт подлинного сэссин. Мне было уже тридцать три года, суставы оказались весьма тутоподвижными. Дзадзэн столь жестоко повредил мои колени, что я мог сделать только несколько шагов. Когда через три недели после окончания этого сэссин я вернулся в Энгакудзи для «рохацу сэссин», колени все еще оставались распухшими после ноябрьского опыта. Это было истинным мучением; я пребывал в полном отчаянье.

Асахина Согэн-роси и его монахи были очень добры; но в те дни европейцы были редкими особями в монастыре дзэн, и у учителей было мало опыта общения с ними. Я знал, что Сэндзаки-сэнсэй находится в приятельских отношениях с монахом Накагава Соэн в Рютакудзи, в Мисима; поэтому я написал письмо Накагава-осё, и он пригласил меня посетить его монастырь. (*) Благодаря моему интересу к хайку мы немедленно стали друзьями, и я принял участие в январском сэссин в Рютакудзи, всё ещё испытывая сильную боль в коленях; но мне было разрешено пользоваться позами агура и нихондза, что дало возможность выдержать сэссин до конца.

Он потом ещё где-то рассказывает, что был вынужден поехать в Штаты и прооперировать убитые сидением на коленях суставы. Это та ситуация, когда упор в духовной практике делается не на "поехать", а на "шашечки".

Поэтому с точки зрения физической тренировки все комплексы асан "для начинающих" должны быть представлены именно такими движениями, которые выполняются естественно человеком нашей культуры.

***

Во-вторых, если брать йогу как духовную практику, то всякие комплексы упражнений для начинающих необходимо предварять хотя бы краткой теорией того, на чём человек должен концентрироваться во время выполнения каждой (!) асаны по отдельности. Когда асана выполняется без излишних усилий, как движение танца, она становится элементом, который можно включить в магический ритуал. И вот на этом уровне различным положениям тела придаются дополнительные смыслы, которыми и предлагается оперировать в состоянии медитативного транса во время комплекса упражнений.

То есть, собака, змея, воин, лягушка, ребёнок - это духи, архетипы, в которых нужно вжиться с максимальной концентрацией. Тело тут участвует как вспомогательный инструмент для генерации "эффекта памяти тела" и закрепления тем самым нужных энергий для дальнейших магических целей.

А те, кто считает, что для эффективной йогической прокачки надо выучить санскрит, прочитать источники в оригинале и самому дойти до тайных магических знаний, могу только посоветовать почаще тренировать здравый смысл, т.к. он у них в зачаточном состоянии, видимо. Теория йоги писалась на санскрите для тех, кому это был родной язык, так что никакого смысла в том, чтобы его выучить в наше время для получения магических знаний, я не вижу. Сейчас уже доступны все переводы, а здравомысляющие люди начинают древнее индусское мышление переводить на современное западное, чтобы сделать практику более эффективной.

Если б я занималась конкретно йогой, я б написала эту часть, но вот именно индийская традиция меня не интересует, поэтому я пишу о шаманизме, в теории которого и в наше время ещё достаточно суеверий из-за неспособности большинства к переводу на язык сознания. Все думают, что вот они оденут шкуры, возьмут аутентичную перуанскую погремушку, споют в стиле американских индейцев 16 века (а чё не корейских монашек 19 века?) так Сила и придёт. Неа. Не придёт. Пока не переведёшь символику шкур на язык 21 века так, что поймёшь самыми глубокими слоями души.

***

То же, что относится к йоге, можно сказать и о цигун (qi gong). Вот в нём выполняются такие плавные и естественные движения, какие я и имела в виду. Плюс понимающие люди одновременно ещё и правильные визуализации делают.



А потом фаерболы метают...


Tags: видео, йога, цигун, энергетика, энергия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments