Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Мастера иллюзий или религия с чистого листа



Книга Ильи Носырева "Мастера иллюзий" оказалась последним гвоздём в крышку гроба мировых религиозных эгрегоров в моей жизни. Первым гвоздём был в конце 90-х "Разговор с Богом" Нила Дональда Уолша.

Книга Носырева - это настоящая научная работа, где он доказывает меметическую природу всех мировых религий, включая языческие, и объясняет, чем таким обладают крупнейшие мировые религии, что им удалось вытеснить язычество и старые политеистические культы. Помимо этого он показывает развитие религий в динамике, что позволяет понять их нынешнюю природу и приблизительно предугадать вектор развития, а также оценить шансы малых религий на выживание.

Начинает он вообще с довольно обширной главы по генетике и биологии. Казалось бы, при чём тут тут биология?А при том, что законы Дарвина применимы не только к живым существам (бактериям), но и к информационным сущностям. С самого начала книги читатель надевает белый халат, шапочку, перчатки, становится перед микроскопом и коллекцией образцов "бактерий".

Чтобы взглянуть на религии так, как учёные смотрят на бактерии, нужно самоустраниться из любого религиозного эгрегора, и рассматривать его самого и его "коллег" со стороны. По-моему, мне это удалось. Книжка произвела самое приятное впечатление и не вызвала практически никаких возражений. Хочется обнять автора, расцеловать в обе щёки и сказать ему, что это ге-ни-аль-но! Чувствую себя как после прогулки на вертолёте над местностью, где прожила всю жизнь.

После того, как я дочитала последнюю страницу, я пошла на йогу, и на самой последней асане, когда мы просто 3-4 минуты лежим и расслабляемся под медитативную музычку в зале в приглушённым светом, я вдруг ни с того ни с сего почувствовала "Бога" и "Богиню" не как антропоморфных персонажей, которые у каждой культуры свои, а как Материю и Силу, которая даёт жизнь этой Материи.

В этом инсайте, конечно, на меня повлияли уже не помню где прочитанные викканские статьи о ежегодно умирающем и возрождающимся Боге как метафоре смены природных циклов на извечной Матери-Земле. Мать-Земля выступает как материя, которая существует вне зависимости от сезонов. Но жизнь всему живому на ней даёт некая Сила, которая засыпает (умирает) с наступлением зимы и просыпается (возрождается) с приходом тепла и света. Иными словами, эта Сила является модальностью материи, даёт ей смысл, проявляет её.

Свою контрибуцию в данное видение вложила и Анна Кайа, которая в своей книжке о рунах описала "путешествие героя" по футарку. Феху и Уруз как раз и символизируют у неё простую материю и необузданную силу, которая даёт этой материи жизнь.

Так вот с таким новым видением у меня возникает вопрос о самом смысле наличия какой бы то ни было религиозной обрядовости. Форму, имена, характер, историю и пр. богам даёт человек на основе условий жизни отдельно взятого социума, его культуры. Нравятся тебе атрибуты отдельно взятой культуры - используешь их: ставишь алтари, покупаешь свечки нужного цвета, празднуешь красные дни календаря, ешь кошерное. Не нравятся - не используешь (если не принуждают). Солнце вставать, ветер дуть и трава расти от этого не перестанут.

Однако есть что-то ещё помимо инь и ян, что обогащает религиозный пантеон и религиозную культуру. Какое место в природной иерархии занимают, например, многочисленные духи и демоны? Суть они порождение божественного, и тогда их следует почитать как приближенных к богу, или же они проявления человеческой энергии, и тогда их можно приручить, или создать новых, и воспользоваться их не совсем человеческой природой в каких-нибудь целях?

И вообще, я мыслю в правильном направлении или это ни на чём не основанные фантазии?
Tags: книги, религия, руны, язычество
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…