Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Восприятие. Зрение. Часть 1

1, 2, 3

Помедитировала на тему того, воспринимаем ли мы окружающий мир во всей его полноте или же ограничены физиологическими рамками нашего восприятия. Пока ограничилась зрением, и уже текста набралось аж на 7 вордовских страниц даже без чтения специальной литературы, а только за счёт того, что накопилось в памяти. Дальнейший текст - не энциклопедия, не учебник и не научная статья, а моя личная попытка описать для меня самой отдельные явления на карте моего мира, чтобы суметь их потом связать с другими явлениями, менее научными.

В частности меня интересует механизм духовидения (галлюцинаций), как персонального, так и коллективного. Если мы видим что-то, что видеть физически не должны, потому что оно якобы противоречит каким-то там законам, то как мы это видим? Из этого следует, что мне также интересно открывать новые уровни восприятия мира, которые лежат за пределами обычного человеческого восприятия. Обнаружение естественных границ может автоматически указать, что за этими границами мир не заканчивается, а, может, даже только начинается.

Так вот о зрении... Мало кто задумывается, что наше зрение строится из очень многих компонентов. Разные участки мозга отвечают за какой-то определённый аспект видимой нами картинки. Ниже я составила список из первого, что пришло в голову.

- формы
- цвета
- освещённость
- фактура
- чёткость контуров
- фокус взгляда
- глубина и перспектива
- корректное отображение верха и низа
- восприятие объектов справа и слева от условной вертикальной центральной оси
- восприятие объектов сверху и снизу от условной горизонтальной оси
- движение объектов
- скорость движения объектов
- объекты в статике
- распознавание лиц
- атрибуция функции и названия объектам

Наверняка список не исчерпывающий и после чтения книг Оливера Сакса я смогу его значительно пополнить.

Когда по каким-то причинам оказывается поражённой часть мозга, которая распознаёт один или несколько этих аспектов, то они перестают участвовать в формировании привычной картинки.

Форма. Когда мозг перестаёт распознавать формы, то без потери чёткости зрения распознаёт только цвета и движение. Атрибуция значения скорее всего тут будет очень ограниченной, если вообще будет. Всё-таки чайник отличается от тостера характерной формой, и если человек эту форму не распознаёт, то может налить воды в тостер.

Цвет. Важную роль в восприятии цвета играет сам глаз, который является своеобразным фильтром визуального контента для мозга. Некоторые люди, которым меняли хрусталик, начинали видеть цвета ультрафиолетового и инфракрасного спектров. То есть мозг потенциально может их распознать и идентифицировать, только глаз не даёт. Также в астральных выходах многие рассказывают о невероятной чёткости и и какой-то магической цветовой насыщенности картинки. Поскольку при этом физические глаза не участвуют, то следует понимать, мозг сам показывает это человеку, доставая "имеющиеся в наличии цвета" из той своей части, которая этими цветами заведует. Аналогично, если данный участок мозга оказывается поражённым, цвета перестают восприниматься. Думаю, в этом случае человек видит мир в оттенках серого или какого-нибудь другого случайного нейтрального цвета, типа бежевого, грязно-коричневого, хаки, - который подходит для передачи освещённости и контуров.

Освещённость. Что касается освещённости, то я не встречала пока свидетельств о том, что этот фактор участвует в построении картинки. Ведь сами цвета - это лишь отражённый от предметов свет. Жёлтый лимон может нести в себе всю гамму от белого до чёрного с пиком в жёлтом в зависимости от условий освещения. Я бы выделила освещённость в отдельный аспект, т.к. я могу представить мир в нейтральных тонах без ярко выраженной цветовой палитры. Но в то же время даже нейтральный серый при изменении освещения, при восприятии теней и фактуры, несёт в себе всю гамму от белого до чёрного. Цвета на палитре меняются не только в зависимости от угла отражения света, но и в зависимости от интенсивности проявления каждого отдельного цвета. Как-будто это две разных оси одного феномена. По идее, они должны обслуживаться разными частями мозга, пусть даже и близко расположенными.

Фактура. Сначала думала, что это отдельный аспект, но пришла к выводу, что это совместная работа зоны чёткости и освещённости. Фактуру создаёт игра светотени на негладкой поверхности. Насколько чётко мы видим границу тени определяет видение фактуры.
Tags: нейрофизиология
Subscribe

  • О происхождении и сущности вируса

    Подтянулись "ясновидящие", чтобы сообщить миру поведанное своей "чуйкой" о том, что вирус американцы создали в лабораториях. Эта…

  • Записки из клиники

    *** Молоденькая девушка, 23 года. Внезапно обнаружила, что страдает от эпилепсии. В ужасе от этого. До этого несколько лет у неё были "приступы…

  • Записки из клиники

    За первые 4 месяца практики в клинике набралось несколько наблюдений за пациентами и за самими студентами. Сначала была просто наблюдателем, изредка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments