Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Семинар по фейри. Часть 2. Демистификация мифа Туата де Дананн

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13

Для понимания сущности народа Дану мне показались любопытными эти фразы, которые RJ процитировал из каких-то старых ирландских письменных источников:

Люди владеют всем, что находится на земле (up the earth, on the land).
Народ Дану владеет всем, что находится внутри земли (inside the earth).

Получается, народ Дану соответствует шаманскому определению духов, которое я описывала здесь. То есть они - антропоморфная суть вещей, находятся внутри вещей. А люди являются властителями лишь материальной оболочки вещей. Упоминания в легендах этого народа как реально существовавших людей - это не описание исторического факта, а включение некоего важного мистического символа в фольклорный нарратив, в сказку, для передачи потомкам.

С другой стороны, надо ещё учесть, что у древних предки после смерти уходили в тот же мир, где живут ши/сиды/фейри. В этом случае упоминания в фольклоре каких-то реальных высадившихся в Ирландии племён богини Дану можно отнести к фольклорному элементу веры предков. То есть когда-то давно реальные люди приплыли в Ирландию, умерли и ушли в мир духов / в мир ши / в полые холмы, а их потомки написали потом о том, что их предки Туата де Дананн "ушли в полые холмы". Не потому что их прогнали христианские народности, а потому что банально умерли. Абсолютно все умершие, и свои и чужие, ушли в этот мир духов. В нарративе это можно, конечно, представить как войну эгрегоров языческо-магического народа и христианства, но опять же буквальное понимание этого нарратива, атрибуция ему исторической достоверности - это, на мой взгляд, ошибка.

Однако в фольклоре Туату де Дананн также представлены как «самые красивые, самые изысканные в одежде и вооружении, самые искусные в игре на музыкальных инструментах, самые одарённые умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию» (из википедии). По мне так это очень похоже на описание эльфов, а значит, и на описание обитателей шаманского Верхнего мира.

Ещё одна теория, непротиворечиво объясняющая феномен Туата де Дананн, состоит в том, что среди этого народа были маги 80 уровня, которые умели разные штуки и производили тем самым неизгладимое впечатление среди населения. Вообще, мог быть даже всего 1 маг. Этого достаточно. Произвёл он впечатление на одного туземца, тот рассказал своей деревне. Потом в геометрической прогрессии с поправкой на народную фантазию история разошлась по всему острову. Способности одного мага приписали всему народу противника. Если даже маг предсказал там какое-нибудь банальное затмение Солнца, то незнакомым с данным явлением простым воинам и крестьянам это могло показаться высшим шайтанством. Отсюда могла пойти и народная вера, что Туата де Дананн до прихода в Ирландию заключили союз с фоморами, тамошними демонами, гигантами, повелителями тёмных сил хаоса. По идее "союз с фоморами" означает иметь власть над стихиями, над магией проявления в материальном мире, но в умах простых жителей могло просто означать владеть любым колдунством, как, например, похищение Солнца или Луны с небосвода и потом торжественное возвращение светил в течение часа. В книге "Копи Царя Соломона" взятые в плен африканским племенем англичане проделывают над наивными туземцами именно такой трюк.

Если речь действительно идёт о магах, то к упоминанию фоморов стоит отнестись серьёзно. Как я писала вот здесь, магия - это обладание властью над 5 стихиями. Демонами и гигантами древние могли метафорически называть антропоморфных стихийных духов. А то, что они в легендах названы монстрами, ужасающими созданиями, и что с ними постоянно надо было сражаться, может говорить только о том, что те, кто ходил в мир духов (под грибами и естественным путём) и описывал потом увиденное как монстров, был всего лишь человеком своей эпохи с постоянным ожиданием опасности, повышенной бдительностью, постоянной готовностью сражаться. Врагов и смертельную опасность видели во всех, кто не свой. В таком психологическом состоянии хронической тревожности при впадении в транс (в мире духов) подсознание и показывало эти картинки первым делом, и они добросовестно выполняли ожидаемую функцию - нападали на адепта.



В первую очередь в мире духов вылезают страхи, а люди принимали их за самих стихийных духов. Символически сразившись и победив (в реальной жизни опытный воин ожидает своей победы с врагом), они думали, что покорили духа стихии, и выстраивали с ним отношения. Каким образом это делалось и как это было завязано на реальность, я пока не додумала. Додумаю в другой раз.

Так вот, если у Туата де Дананн даже кто-то и был из сильных магов, то маловероятно, что ими было всё племя. В легендах описываются их сражения с Фир Болг и поражение в битве с сыновьями Миля. Армия, целиком состоящая из магов 80 уровня, по идее должна выиграть, не вставая с дивана. Если их народ проиграл в сражениях, значит, магов у них было мало, а вот обычных людей, которым только покажи куда бежать и кого убивать, - в достатке для участия в настоящих сражениях с местными.

Когда легенды говорят о том, что в конечном итоге Туата де Дананн ушли в полые холмы, это, на мой взгляд, означает следующее (первое или оба):
- всё племя перебили другие племена и все они умерли, уйдя в мир духов
- один или несколько мощных магов, которые делали славу всему племени, самостоятельно ушли в мир духов, когда их народ перебили. Маги они такие, они могут. Перед большой вооружённой и злой армией противника лучшее оружие мага - это никому ничего не доказывать, а уйти в мир духов.
Tags: rj stewart, духи, мифология, фейри
Subscribe

  • Китайская медицина в русскоязычном пространстве

    Чем больше изучаю китайскую медицину в англоязычном мире, тем больше убеждаюсь, что в России о ней знают чуть менее чем ничего. Разве что - что…

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Маска

    С начала карантина я использовала только 4 маски. И то 2 из них мне насильно всучили на входе в магазин и на пересадке в метро. А 2 первых были из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments