Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Китайская система стихий/элементов

С тех пор, как я сама для себя разобралась со стихиями в европейском их понимании, я точно так же пыталась понять ту же систему у китайцев: Дерево - Огонь - Земля - Металл - Вода. Я была уверена, что древние китайцы просто не могут быть глупее европейцев в плане мистицизма, когда они с успехом доказали обратное по всем другим фронтам.

И вот читая книжку одного французского акупунктурщика, который делает обширный экскурс в китайскую систему строения мира, прежде чем перейти к описанию холистического понимания человеческого организма, я наконец-то поняла. Только поняла именно потому, что этот француз написал откровенный бред.

Как он подаёт эту систему, которую он нифига не понял:

- Дерево питает огонь, потому что огню нужно дерево, чтобы гореть.
- Огонь питает землю, потому что землю удобряют углём.
- Земля питает металл, потому что железную руду добывают из земли.
- Металл питает воду, потому что при окислении металла выделяется водород, который является частью воды, а также потому что для создания воды из водорода и кислорода путём катализа нужен металлический электрод. Ну, и, наверное, потому что при плавлении металл становится жидким. Плюс, если металл питает воду, то вода питается металлом, что наглядно видно по ржавчине, когда вода разъедает железо.
- Вода питает дерево, потому что ... ну, тут очевидно.

Я как представила древних китайцев, рассуждающих о молекулах водорода и катализе с электродами, чтобы описать мистическую структуру мира, так и просветлилась. И сформулировала для себя китайское "дерево сфирот" следующим образом (все названия закавычила, т.к. их нельзя понимать буквально):

"Дерево" - это символ жизни и возрождения. Забудем о картинке дерева, если оно так сильно нас отвлекает. Оставим лишь идею жизни и возрождения, некая сила, которая "рвётся" жить и максимально эффективно развиваться, чтобы прожить как можно дольше и оставить после себя как можно больше жизни.

"Огонь" - это символ процесса трансформации материи, который обеспечивает её обновление для новой жизни. Я даже думаю, что это идея смерти. "Огонь" метафорически содержится и в "дереве". Горя, оно живёт, но и неизменно трансформирует себя и ведёт к увяданию и смерти, и только благодаря убивающей и трансформирующей силе "огня" становится возможной постоянно обновляющаяся сила жизни.

"Земля" - это метафорическая материя. То, что служит конкретным проявленным в материальном мире суппортом для процессов жизни и смерти, "дерева" и "огня".

"Металл" - эта активно стимулирующая фантазию авторов категория мне видится логичным продолжением стихии "земли". Только "земля" - это чистая материя в философском смысле, а "металл" - проявленная в конкретных "вещах" - в камнях, растениях, животных. То, что можно назвать. То есть "земля", которая имеет форму.

"Вода" - это сила физического движения, процессы метаболизма внутри "металла". Она логически связана с "деревом", т.к. если есть в существе идея движения, то оно живёт. Хотя это не всегда очевидно, например, в случае камней, скал, территорий. Во всяком случае, мельчайшие части внутри любого порождённого из "земли" и выделенного из окружения некоей формой предмета двигаются, обеспечивая ту самую жизнь.

Даже камень живёт и реагирует в своём ритме на окружающий мир. Когда-нибудь, когда процессы "огня" в его теле приведут его к распаду, он распадётся на пыль, из которой в своё время родятся другие камни, потому что "земля" существует даже вне формы, вне "металла". "Металл" - это лишь конкретные потенции, которые появляются за счёт постоянной энергии "дерева-"огня", жизни-смерти, в результате действия силы "воды".

Такое понимание системы стихий делает очевидным, что стихии внутри неё не последовательно питают друг друга, а существуют все вместе сразу и в динамике, обеспечивая существование проявленного мира.
Tags: природа, стихии, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments