Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Культурно обусловленный модус восприятия мира и адекватность шаманских практик

В начале марта я писала:

Первый фильм подарил шаманский инсайт на сцене работы африканского колдуна с деревней. Там малообразованные и близкие к природе африканцы откровенно радуются простым вещам, типа нейтрализации чёрной магии в деревне, спонтанно пускаются в пляс в той ситуации, в которой я бы испытала только лёгкое облегчение и, наверное, даже не улыбнулась бы. У них эмоция напрямую и неконтролируемо идёт в танцевальные движения, у меня едва ощутимо модулирует внутреннее состояние, чего явно недостаточно даже для того, чтобы приподнять уголок рта. Поэтому шаманский "танец души", который с упорством, достойным лучшего применения, преподают на начальных семинарах по шаманизму в странах, где большинство людей эмоции привыкли подавлять, для нас является абсолютно неактуальным. Как купальник для эскимоса.


Отрывок из статьи Антона Дорсо-Сидорова о синестезии:

Антропологические исследования К.Л.Гёртс в Гане

В период 1991-93 гг. американский профессор-антрополог Катрин Линн Гёртс (Kathryn Linn Geurts) проводила исследования этнической группы Анло народности Эвей, проживающей на юго-востоке Ганы. Ее целью было установить в рамках антропологии субъективности так называемую иерархию ощущений («сенсориум»), лежащую в основе данной культуры [9, c.5, 242].

Особенностью данного этноса является укорененность фундаментальных основ культуры (миф, мораль, язык, самоидентификация, эстетика и т.д.) в телесном модусе восприятия мира, главная эпистемологическая категория которого представлена в виде пред-сознательного синтетического чувства (ср. «до-рефлексивное сogito» Мерло-Понти [10, c.15]), соматической интуиции, называемой сеселеламе, в буквальном переводе с Анло-Эвей означающей «знание через ощущения в телесном поле» (или «ощущение ощущения в теле-плоти-и-коже» [9, c.52-55]).

Этнографический анализ К.Л.Гертс основан на четырех положениях [9, c.228-238], которые приводятся здесь с примерами из быта рассматриваемого этноса:

1. Сенсориум формируется культурной традицией: концептуализация непосредственного контакта со средой строится на культурно-исторической основе. Иллюстрацией этого является само-ориентация Анло посредством соматической интуиции, где доказательство значимости происходящего основывается не на связи визуального с логическим (европейское «мыслю-вижу-существую»)*4, а на до-сознательном синтезе в эмпирическом поле телесного восприятия. («Соматический тип внимания» по Томасу Чордасу [11, c.1-24]).

*4 Вполне логично предположить, что т.н. «рациональность» или «разум» - это самоопределение европейской цивилизации той формы взаимодействий с внешним (по отношению к охвату действия собственной воли) миром, которая отличается большей «дистантностью» или независимостью от среды в силу более дискретной и иерархичной дробности субъективного опыта западного типа. Тем ни менее, и в западном типе субъективности присутствую отголоски телесной интуиции, лежащей в основе абстрактных когнитивных схем, изучаемых, например, Лейкоффом и Джонсоном.

2. Сенсориум имеет психофизиологическое (телесное) обоснование, а обучение перцептивной схеме происходит в процессе социализации. Для примера К.Гертс приводит практику ритуального омовения и массажа новорожденного жесткой губкой и четкого правила разминания тела младенца. Кроме того, с первых месяцев жизни особое внимание уделяется умению держать равновесие и, позже, носить грузы на голове без поддержки руками. Развитие навыков управления телом постоянно сопровождается мифопоэтическим пояснением о связи выправки и «правильного» характера, баланса и гармонии взаимодействия с миром.

3. Сенсориум динамически поддерживает личностную самоидентичность, при этом индивид воспринимает это культурно индуцированное образование как максимально естественный (натуральный) процесс. Так, самоназвание этнической группы происходит от высказывания местного героя, выведшего народ из-под гнета, который после изнурительного перехода, падая произнес: «Я сгибаюсь от усталости и не могу идти дальше». Название Анло («сгибаюсь»), в произнесении которого изгиб язык повторяет движение всего корпуса (что с ритуальной регулярностью и воспроизводиться при передаче легенды), можно назвать телесной метонимией *5, в естественной форме фиксирующей социальную идентичность данного этноса, скрепляя его практически на висцеральном уровне.

*5 Интересными примерами собственно живой телесной, а не вербальной зрительно-образной метонимии в западной цивилизации являются отпечатки пальцев или ступней, бюсты-монументы, рукопожатия, «пушкинские» женские ножки или куклы-перчатки. Однако ни один из этих примеров не представляет собой равноценный Анло-Эвей модус этнической/групповой самоидентификации. Пожалуй, самым отдаленным примером была бы группа спортсменов или людей, увлеченных наращиванием мышечной массы в бодибилдинге и т.д.

4. Сенсориум синхронизирует взаимодействия личность/социум и является фундаментом для внутригруппового представления о правильном (здоровом) функционировании. Как пример можно взять понимание природы речи у Анло как физического субстрата: слово nofofo «говорение» является однокоренным лексеме fo «трогать твердый предмет, ударять». По своим физическим характеристикам речь приравнивается к чувству и носит название сесетуноме: ощущение-во-рту. Поэтому устная коммуникация среди Анло носит сакральный характер.

Стоит оговориться, что телесные синестетические комплексы Анло более фундаментальны, чем евро-американские соматические образы [11, c.614-639], так как синхронизированы с базовыми мифологемами и фундируют витальные практики: религию, познание, идентификацию и т.д. Для ясности их можно сравнить с такими категориями западной ментальности, как «истина», «совесть» и т.п. *6

*6 Компоненты сеселеламе как парадигмы этногнозиса Анло-Эвей можно сопоставить с амеро-европейскими соответствиями этики (у Анло это правильное физическое равновесие, походка, позы, гигиена) и эстетики (кинестетичность танца, сдержанность самоподачи и эмоций, подчеркнутая холодность).


Ну вот, узнала для себя ещё один заумный научный термин: "телесный модус восприятия мира". Вместо телесного тут можно подставить любой из перечисленных мной в конце вот этого постинга. Ну, не совсем любой, конечно, т.к. я сильно детализировала. Основные модусы определяются основными сенсорными каналами: визуальный, аудитивный, телесный (тактильно-кинестетический).
Tags: психология, шаманизм
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments