Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Галлюцинации, синестезия и парейдолия

Принципы психологии - Уильям Джеймс

Галлюцинация и иллюзия. Галлюцинации легко вызываются словесным внушением у лиц, подверженных гипнозу. Покажите такому человеку пятно на листе бумаги и скажите, что это фотографический портрет генерала Гранта, и испытуемый увидит на месте пятна фотографию. Пятно придает объективный характер образу, а внушенное понятие о генерале сообщает пятну определенную форму. Заставьте испытуемого рассматривать пятно сквозь увеличительное стекло; удвойте изображение пятна при помощи призмы или надавливая на глазное яблоко, отразите пятно в зеркале, переверните вверх ногами, наконец, сотрите его, и пациент скажет, что «портрет» увеличился в размерах, удвоился, отразился в зеркале, был перевернут и, наконец, исчез.

Согласно психологической терминологии Бинэ, пятно на бумаге есть внешнее point de repère (опорная точка), которое необходимо для того, чтобы придать внушенному образу характер объективной реальности, и без которого испытуемый получит только мысленный образ предмета. Бинэ показал, что подобные периферические points de repère играют роль в огромном количестве не только гипнотических галлюцинаций, но и галлюцинаций душевнобольных. У последних галлюцинации бывают нередко односторонними, т.е. пациент слышит «голоса» только с одной стороны или видит какую-нибудь фигуру, только когда один его глаз открыт. В подобных случаях весьма часто удавалось вполне точно доказать, что болезненный процесс во внутреннем ухе или помутнение преломляющих свет жидкостей в глазу были начальным стимулом для того нервного тока, который, проникнув в пораженные слуховые или зрительные центры, вызвал своеобразные психические явления в виде известных идей. Галлюцинации, полученные таким путем, суть иллюзии, и теория Бинэ, утверждающего, что всякая галлюцинация имеет первоначальным стимулом периферическое раздражение, может быть названа попыткой свести галлюцинации и иллюзии к общему типу, именно к тому, к которому принадлежит нормальное восприятие. Согласно Бинэ, и в восприятии, и в галлюцинации, и в иллюзии мы получаем отличающееся большой живостью ощущение при посредстве тока, идущего от периферических нервов. Ток может быть крайне слаб, но все-таки может оказаться достаточно сильным, чтобы возбудить максимальный процесс дезинтеграции в нервных клетках и придать воспринимаемому объекту характер вовне существующей реальности. Природа воспринимаемого объекта всецело обусловлена системой возбужденных нервных путей. Во всяком случае известная сторона объекта создается под влиянием органа чувств, остальное конструируется возбуждением центральных частей. Но путем самонаблюдения мы не можем вскрыть, что именно в воспринимаемом объекте периферического и что центрального происхождения, и характеризуем этот объект просто как результат реакции мозга на внешнее раздражение, не разлагая этот результат на составляющие элементы.

Теория Бинэ дает объяснение огромного количества случаев, но, конечно, не всех. Призма не всегда удваивает призрачный образ, и последний не всегда исчезает при закрывании глаз. С точки зрения Бинэ, ненормально, сильно возбужденная часть мозговой коры порождает природу возникающего перед сознанием объекта, а периферический орган чувств сам по себе может сообщить образу достаточно сильную интенсивность, благодаря которой образ кажется спроектированным в реальное пространство. Но ведь интенсивность есть только известная степень напряжения ощущения. Почему же, спрашивается, в исключительных случаях эта степень напряжения не может быть вызвана причинами только центрального происхождения? Тогда мы имели бы известные галлюцинации, вызываемые центральным возбуждением, наряду с галлюцинациями, получаемыми посредством периферического возбуждения, которые только и допускаются, согласно теории Бинэ. Но, вообще говоря, не лишено вероятия, что галлюцинации чисто центрального происхождения действительно существуют. Другой вопрос, как часто они встречаются. Существование галлюцинаций, поражающих сразу несколько органов чувств, уже служит доводом в пользу нашего соображения. Ибо если мы допустим, что образ человека, видимый нами в галлюцинации, имеет для себя point de repère во внешнем мире, то голос этого человека, слышимый нами, должен иметь своим источником центральное возбуждение.

Спорадические случаи галлюцинации, испытываемой раз в жизни (случаи, по-видимому, весьма обыкновенные), трудно вполне уяснить при помощи какой бы то ни было из существующих теорий. Нередко эти галлюцинации бывают весьма сложны, и тот факт, что многие из них подтвердились в опыте (т.е. галлюцинаторные явления совпали с реальными событиями, каковы несчастья, смерть и т.д., которые постигали лиц, увиденных в галлюцинации), дополнительно осложняет это явление. Первое строго научное исследование явлений галлюцинации во всех возможных ее видах, исследование, опирающееся на массу эмпирических данных, было предпринято Гэрнеем и продолжается другими членами Общества психологических изысканий (Society for Psychical Research) (...)

***

Ещё одно научное подтверждение моим догадкам. Эксперимент с зеркалом (1, 2) является самым ярким примером. Наше лицо в зеркале служит визуальным points de repère, а остальное достраивается подсознанием в полном соответствии с его наполнением. Если имеешь много сильных демонов и страхов, они начнут визуально проявляться. Если же сам себе хозяин и перед входом в транс очистил голову, то есть шансы дотянуться до интуитивного контента. У Джеймса этого нет, но англоязычная Википедия говорит, что это называется гипнагогия.

Менее очевидный вид галлюцинаций - звуковые. Их я тоже испытала (симфоническая музыка в шуме поезда), хотя по своей природе именно к такому типу галлюцинаций не склонна. На сайте исследователя синестезии Антона Сидорова-Дорсо есть перевод постинга одной американской синестетки Марсии Смилак, которая аналогичным образом услышала музыку в шуме посудомоечной машины. Сидоров-Дорсо, сам не будучи синестетом, ошибочно записывает такие галлюцинации с "опорными точками" в разновидности синестезии, хотя очевидно, что это явление совсем другого порядка.

Синестезия - это первичная ассоциация элементов окружающего мира, принадлежащих к разным смысловым категориям, и в большинстве случаев вообще полученным по разным сенсорным каналам (звук + цвет, графема + цвет, графема + свойство материи и т.п.). Изначально смысловое наполнение элементов в синестезии не принимает участия в создании синестетических связей. Тогда как галлюцинация с "опорными точками" - это выделение семантически значимых элементов в потоке одного канала.

Тут я возвращаюсь к визуальному каналу, чтобы упомянуть явление апофении (она же парейдолия), т.е. способности видеть, например, человеческие лица и фигуры в окружающем ландшафте. Самыми яркими примерами парейдолии являются всякие там лики Христа и Богоматери на стенах, поджареных тостах, пицце и туринской палащанице. Туда же лица и прочие семантически значимые изображения на поверхности Марса, рентгеновских снимках, скалах, древесной коре, облаках, кофейной гуще, чаинках, линиях руки, расположении звёзд, раскладах таро и других в достаточной степени хаотических паттернах, будь то визуальный, звуковой или даже тактильный.

Если ещё больше расширить взгляд на проблему, то сюда же относятся автоматическое письмо и глоссолалия, где в создаваемом письменном и голосовом хаотическом потоке могут проявляться слова и фразы, имеющие смысл. И тут мне вспомнился "принцип сумасшедшего программиста", на который намекал northern_witch полтора года назад в комментариях к одному из моих первых постингов о шаманизме. Тот программист сумасшедший только в плане своего образа жизни, а вот то, что он способен получать внятный диалог из телевизоров, указывает на то, что ему удалось установить свой собственный "поток", отражение своего подсознания в окружающем мире.

Явления того же порядка - тролли в фольклоре. Но о троллях - в следующий раз.
Tags: гадание, духи, наука, психология, синестезия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments