Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Опера: сеанс рейки на сцене и анатомия неудачных отношений

Подруга вытащила тут на Metropolitan Opera, которую транслируют в HD в кинотеатрах. Это для тех, кто не может выбраться непосредственно в сам храм Мельпомены в НЙ на каждое интересующее представление. Можно прийти в местный кинотеатр, который сотрудничает с Opera in HD, и на большом экране насладиться самыми последними постановками культурной столицы мира. В России такие кинотеатры тоже есть. Неискоренима тяга русских к высокой культуре. Город без пары театров и концертного зала - не город, и всё такое.

Достоинство такого "посещения оперы" ещё и в том, что показывают всё крупным планом. Видно выражение лица, актёрская игра, костюмы, украшения, кожа. Звук - почти тёплый ламповый, не зависит от акустики зала. В антрактах идут за кулисы, показывают хорошо организованную смену декораций, интервьюируют певцов, дирижёров и режиссёров.

В этот раз мы попали на сдвоенный показ "Иоланты" Чайковского (на русском) и "Замка Синей Бороды" Белы Бартока (на венгерском).



Я, с одной стороны, не большой любитель оперы, но, с другой стороны, наслаждение получила колоссальное, и 4 часа прошли как один миг. Обе оперы говорили именно о том, над чем я размышляла в последнее время. Я даже поразилась такой синхронии, как-будто само Мироздание говорило со мной либретто Чайковского и Бартока. То слёзы, то мурашки по всему телу - явные признаки глубокого резонанса затронутых тем.

"Иоланта" - история слепой девушки, от которой отец скрывает факт её слепоты. Она уверена, что все вокруг неё тоже познают мир через физические ощущения, слух и обоняние. Отец привозит к ней арабского целителя, который готов вылечить девушку при условии, что ей станет известно о своей слепоте, о наличии ещё одного канала восприятия мира - через глаза. Отец отказывается. Но через какое-то время мимо их дома проходит молодой человек, который знакомится с Иолантой и раскрывает ей страшную тайну о зрении. Отец девушки взбешён и хочет убить молодого человека за нарушение границ частной собственности. Однако теперь он соглашается на лечение девушки арабским целителем. Судя по жестам целителя, он её лечил каким-то видом энергетического целительства (мы с подругой похихикали, что он ей рейки делает - ведь и правда было похоже). Поскольку девушка уже успела влюбиться в молодого человека, отец ей сказал, что убьёт его, если лечение не даст результатов. В конце все счастливы и поют.

Получается, что:
а) Иоланта осознала наличие у себя ранее неведомого канала восприятия.
б) Молодой человек её мотивировал на то, чтобы захотеть его использовать. Это тоже важно, т.к. изначально она говорила, что для познания красоты мира ей достаточно слуха, обоняния и осязания.
в) Она была мотивирована излечиться ради своей любви - чтобы отец не убил молодого человека. Практически вопрос жизни и смерти.
г) Арабский врач энергией рук и молитвами Аллаху всё сдвинул с мёртвой точки.

Когда Иоланта в первый раз увидела, то тут тоже любопытна её реакция: я это не знаю, я этого боюсь.
Я это к тому, что в личностном развитии существуют следующие блоки:

- Мы не осознаём наличия иных способов восприятия мира кроме 5 органов чувств

- Мы довольствуемся ими и не имеем мотивации развивать, например, интуицию. Если человек теряет орган чувств, который он уже имел и полагался на него, - зрение, там, или слух, - то восприятие по всем остальным органам начинает обостряться. Не потеряв зрение, не добьёшься тончайшего слуха. Мотивации нет его развивать. То же самое с интуицией. Воспитанные на картезианской материалистической научной парадигме, мы полагаемся лишь на 5 основных органов чувств, и на интуицию внимания не обращаем, и она так и ссыхается.

- "Я этого не знаю" - Как я могу знать, что завтра упадёт самолёт? Никак. Следовательно, я этого не знаю. Как я могу знать, что у человека 11 чакр? Никак. Зато я где-то читала, что у человека 7 чакр. Следовательно, во всех моих опытах будут фигурировать 7 чакр.

- "Я этого боюсь" - Те, у кого интуиция сильна вопреки всем усилиям её задавить (ведьмы, экстрасенсы и т.п.), часто мучаются от того, что они "видят" или чувствуют интуитивно. Негативные эмоции или болезни окружающих людей, а также их собственные неосознанные проекции (!!!), могут "показываться" в очень страшном виде: монстры, демоны, кровь, "живые" мертвецы, мерзкие насекомые и т.п. Неподготовленная психика не всегда в состоянии здраво воспринимать это, и страх заставляет силой закрывать интуитивный канал, либо, при невозможности его закрыть, приводит к психозам, паранойе и всяким маниакально-депрессивным проявлениям.
***
"Замок Синей Бороды" - довольно специфичная опера с невнятной музыкой и мрачными декорациями. Пару лет назад я бы её точно не поняла и не оценила. Тут дело не в музыке, а в психоаналитической базе либретто. Это вольная интерпретация легенды о "Синей Бороде".

Юдифь бросает свою семью и ночью приезжает к своему возлюбленному в его замок. Тут начинается сплошной хоррор и макабр. Возлюбленный выглядит настоящим маньяком. Грязь, бетон, ножи, кровь на стенах и т.п. Юдифь просит открыть ей все комнаты. Синяя Борода открывает их по очереди и спрашивает, что она там видит. И она отвечает: камеру пыток, склад оружия, покрытые кровью драгоценности и цветы, озеро слёз и т.п. Чем дальше, тем меньше у него желания открывать оставшиеся комнаты, и он предостерегает её от того, чтобы идти дальше, а она всё требует открыть ей следующую комнату, пока не доходит до самой последней, где живут призраки его трёх предыдущих жён, к которым и присоединяется навеки Юдифь.

В оперном исполнении я увидела эту легенду совсем с другой стороны.

В интервью с певцами до представления исполнительница роли Юдифь, Надя Микаэль, поделилась своим видением этого персонажа: женщина вспоминает свои отношения с мужчиной, как всё начиналось и к чему привело. В принципе, неплохая, такая очень женская, версия.

У меня были 3 другие версии, которые последовательно сменили одна другую. Сначала я воспринимала оперу буквально (вышеупомянутое интервью тогда сразу же вылетело из головы и вспомнилось только сейчас). Типа пришла дамочка в гости к какому-то маньяку, который ей "откроет глубокие тайны о ней самой". И типа он её загипнотизировал и делает вид, что водит по разным комнатам, и спрашивает, что она там видит, а она там видит то, что показывает ей собственная душа, как в манге о магазинчике ужасов, о которой я писала на днях.

Потом, после где-то третьей двери, я втянулась в действо и стала видеть в этой опере анатомию неудачного союза, где женщина постоянно что-то требует от мужчины, ощупывает его границы и всякий раз ещё дальше продвигается по запретной территории его души.

Когда Юдифь попала в последнюю комнату, где жили души предыдущих жён Синей Бороды, и он стал рассказывать о каждой из них, с этого момента я всю оперу увидела с совершенно иной перспективы - как воспоминание самого мужчины. С самого начала отношений он ей отворяет двери своей души.

За последней дверью хранится самое дорогое - его воспоминания. С первой женой он познакомился на рассвете. С тех пор её образ в его памяти закрепился за рассветом. Вторую жену он повстречал в полдень, и теперь в его памяти все полудни прочно ассоциируются с ней. С третьей, вечерней, то же самое. Юдифь он повстречал ночью, и все ночи теперь её. В то время, как он показывает, как устроена его любовь, Юдифь только глупо сравнивает себя с предыдущими жёнами и думает, что она никогда с ними не сравнится, никогда утро или полдень не будут ассоциироваться с ней.

Поначалу я понимала ассоциации между временем суток и конкретными женщинами в рамках моей теории информационных облаков (если я повстречала любимого мужчину в Париже и в жёлтых ботинках, то Париж и жёлтые ботинки теперь прочно связаны в моей памяти с тем мужчиной, в соответствии с принципом квантовой запутанности). Но пока писала предыдущий параграф, внезапно поняла заложенную тут более адекватную метафору. Утро, полдень и т.п. - это возрасты мужчины. Если мы с мужчиной начали отношения за 40 лет, то нет смысла страдать из-за того, что с его 18-летним возрастом он ассоциирует совсем другую женщину.

В результате понимание оперы получилось такое очень многослойное. Верны одновременно все интерпретации. Это не хронологическая последовательность отношений, а всё сразу. И персонажи оперы одновременно каждый обоих полов. В отношениях каждый из нас постоянно открывает все 7 дверей души партнёра, а мы часто реагируем так, как показала Юдифь: неверной интерпретацией содержимого комнат, обвинениями, сравнением себя с прошлыми жёнами/мужами партнёра.

Даже пересмотреть эту оперу захотелось. Сейчас ретроспективно столько всего нового для себя поняла! Но это не потому, что я тормоз, а потому что у меня аппарат познания такой, которому нужна ретроспектива и аналитический разбор по винтикам, вот!
Tags: видео, психоанализ, психология, целительство
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Кот в чёрной дыре

    Интересная ветка у И-П про чёрные дыры: Чёрная дыра -- это один из вариантов устойчивой конфигурации пространства-времени. То есть просто такая…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments