Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Category:

Новый взгляд на сон про корову. Табу и мана.

Анализ сна про корову, опубликовавшийся вчера, получил у меня интересное развитие. Я его писала где-то 18-19 марта и через несколько дней получила инсайт через книги, т.к. на взгляд моих духов, при анализе сна, наверное, сама не додумалась до того, что они мне хотели сообщить. Я тогда решила зачем-то взять наконец почитать Фрейда, которого до этого много лет успешно откладывала на потом. Взяла "Тотем и табу". Вот как раз размышления на тему психологического восприятия табу у примитивных народов и привели меня к инсайту.

Но сначала о табу. Я пыталась влезть в шкуру примитивного человека и понять, как он себя чувствовал по отношению к табуированным объектам и какими психологическими процессами можно объяснить комплекс ритуалов на отдаление от объекта-табу и на очищение человека, самого ставшего табу или нарушившего его. Вспомнилось очень многое из "Золотой ветви" Фрезера, которого Фрейд обильно цитирует.

Я экстраполировала на современную действительность. Нам уже неактуально испытывать внутренний трепет перед царями и даже президентами. Если президент нас поцелует в живот, мы вряд ли от этого умрём вне зависимости от наших симпатий или антипатий к конкретному президенту. А вот чего мы сейчас реально боимся до инстинктивного избегания и отдёргивания рук, это...

...оголённые провода, экскременты, вирусы/бактерии, мертвецы, взрывчатые вещества, едкая химия, радиация, движущиеся транспортные средства.

Электричество, взрывчатка и химия являются табу только сами по себе. Если кто-то до них дотронулся, выжил и чувствует себя хорошо, то этот человек не становится сам табу. С радиацией пока всё неопределённо. Её не видно, влияет она через относительно продолжительное время, и в повседневной жизни с ней сталкиваются пока недостаточное количество людей, чтобы создать критическую массу в коллективном подсознании и генерировать тревогу у всех остальных. Хотя у радиации есть хорошие шансы стать сильным табу в будущем, т.к. она накапливается в предметах, к которым мы относим и химические элементы воздуха, а воздух разносит её дальше, распространяя на другие объекты биосферы, которые в свою очередь становятся табу.

В случае с мертвецами всё зависит от того, как много человек с ними общается и насколько он защищён в процессе общения. Хирурга или реаниматолога мы не воспринимаем как табу, а вот до патологоанатома или сотрудника морга уже как-то не хочется дотрагиваться, если очень интенсивно думать о природе их профессии, хотя это дело личного восприятия, личного отношения к данному табу. В связи со старением населения и его активным умиранием на Западе сейчас всё более востребованной становится профессия танатолога, т.е. работать в похоронных салонах, подготавливать тело к прощальной церемонии в салоне, а также гримировать мертвеца. Так вот те танатологи, которые с мёртвыми общаются довольно тесно (одевают, обмывают, гримируют), в социальной жизни и даже порой от своей семьи скрывают свою профессию, чтобы не создавать вокруг себя ауру табу.

Экскременты и бактерии - это самый наглядный пример современных табу. Повышенные меры гигиены в наше время - аналог примитивных ритуалов по очистке людей-табу. Если кто-то упал в яму с экскрементами, то даже если он очень старательно отмылся, с ним рядом внутренне как-то неприятно находиться какое-то время, которое отмеряет наш внутренний страж. Людей с серьёзными заразными болезнями мы все стараемся избегать. Даже если болезнь незаразна при кожном контакте, типа ВИЧ, многие всё равно чувствуют потребность держать дистанцию, избегать любого контакта с заражённым, а также с предметами его обихода. Дверные ручки, посуда, туалет и т.п. автоматически в глазах особо мнительных тоже становятся заразными.



Меры, которые сегодня принимаются для защиты от невидимой угрозы, отражают внутренний страх нынешнего человека перед современными табу.





Но чего-то я увлеклась темой табу и почти забыла о моей корове. А о табу я начала говорить, потому что и у Фрэзера и у Фрейда в понятие табу входило и понятие маны, сверхъестественной магической силы, которой обладали объекты-табу, а также люди, наделённые властью: властью над обществом (цари) или над духами (шаманы). Думаю, в эпоху зарождения явления табу носителями обоих этих видов власти был один человек. Примечательно, что психологические процессы, сопровождающие как страх перед духами, так и благоговение перед власть предержащими, были одинаковыми. То же самое чувство было у людей по отношению к тем, кто табу нарушил, или к предметам обихода, на которые переходило табу.

Просто чтобы испытать похожее чувство, представьте, что вы находитесь в 20 см от высоковольтного контактного рельса. Если всё ещё не страшно, представьте, что рядом с тем же самым находится ваш ребёнок.

Если убрать все конкретные воплощения табу, а оставить лишь идею, абстрактное мощное нечто, перед чем испытываешь огромный страх и инстинктивно отгораживаешься даже на уровне неконтролируемых физических реакций, то это и будет аналог маны, магической силы, власти. То есть каким-то внутренним знанием вы признаёте в предмете-табу огромную силу, рядом с которой вы вовсе не хотите находиться. В случае с контактным рельсом это знание у нас определённо не экспериментальное, а полученное в корпусе знаний нашего поколения. Мало кого из нас било высоковольтной линией, ещё меньше выживало после этого, чтобы рассказать нам, как это неприятно. Так что наше отношение к контактному рельсу основано лишь на нашем абстрактном знании о материальном мире и его законах, как и в случае примитивных народов.

В том сне перед коровой у меня был похожий страх, хоть и небольшой. Но коровы - это животные, которых обычно не боятся. Поэтому во сне я боялась чего-то, скрывающегося под её обликом. До того, как быть коровой, это нечто было поездом. А поезд - это нечто электрическое, мощное и идущее напролом - то самое вышеупомянутое движущееся транспортное средство, на пути которого любой современный человек благоразумно стоять не будет, потому что это тоже одно из современных табу: мы боимся едущего прямо на нас транспорта, если этот транспорт не вошёл в режим торможения на безопасной для нас дистанции.



Получается, смысл сна теоретически мог быть в том, что я опасаюсь некоей мощной силы, некоей власти, к которой уже почти имею доступ. Во сне мне её показали остановившейся прямо передо мной (залезай и едь!), да к тому же в облике одного из самых кротких животных. Облик коровы во сне был не для того, чтобы символизировать стандартное значение абстрактной традиции (земля, деньги, материальное изобилие), к которой я не принадлежу, а для того, чтобы символизировать МОЁ ЛИЧНОЕ значение коровы. А моя первая ассоциация на неё - это кротость и неагрессивность, а не связь с землёй и её благами.

В будущем надо постараться не опираться на придуманные другими значения любых образов (сны, таро, шаманские путешествия), значение которым я могу найти сама, просто прислушавшись к внутреннему голосу.
Tags: животные, психоанализ, сны
Subscribe

  • Кот в чёрной дыре

    Интересная ветка у И-П про чёрные дыры: Чёрная дыра -- это один из вариантов устойчивой конфигурации пространства-времени. То есть просто такая…

  • Вирус

    В комментариям к прошлому постингу спросили про шаманское видение вируса. Я пока конкретные вирусы пристально не разглядывала, хотя это у меня в…

  • Восточная парадигма

    У Иванова-Петрова был тут вопрос, какой могла бы быть наука, если убрать из неё религиозный компонент. sv_vida_nueva А может, сначала наоборот,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments