Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Висел ли Один на Иггдрасиле?

А кто вообще решил, что Один висел на Иггдрасиле?

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.

Veit ek, at ek hekk
vindgameiði á
nætr allar níu,
geiri undaðr
ok gefinn Óðni,
sjalfr sjalfum mér,
á þeim meiði
er manngi veit
hvers af rótum renn.

Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул.

Við hleifi mik sældu
né við hornigi,
nýsta ek niðr,
nam ek upp rúnar,
æpandi nam,
fell ek aptr þaðan.

Моё знание исландского стремится к нулю, но его достаточно, чтобы определить, что в оригинальном тексте нет ни одного слова, похожего на Yggdrasil.

Поэтому следующий комментарий из издания Гуревича и Стеблина-Каменского звучит несколько непонятно:

Древо предела — ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль — буквально «конь Одина». Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания.

При чём тут "конь Одина"?

В одной антропологической книжке даётся оригинальная версия, которая объясняет и коня, и ритуальные 9 дней, которые Один якобы висел на дереве.

Начинается книжка весело, про ведьм и рецепты снадобий, которые они принимали, чтобы лететь на шабаш. Сегодня уже известно, что летали они не по-настоящему, а тихо-мирно у себя дома смотрели глюки под действием наркотического напитка или же практиковали астральные выходы вообще без веществ. Речь, в основном, идёт о европейских ведьмах. Если бы Инквизиция дошла до самой Северной Европы, Северной России, Индии, Африки или Центральной и Южной Америк, там бы список "средств для полёта" расширился бы за счёт мухоморов, кактусов (пейотль), коры лиан (айахуаска) и т.п.

Второй момент, который широко описывается в книгах по шаманизму - инициация шамана в мир духов: либо за счёт уединения и погодных испытаний, либо за счёт тех же галлюциногенных веществ. Причём даже во втором случае процесс мог продолжаться по несколько дней. Уединиться на 9 дней несложно, даже если поголодать. А северные шаманы суровые. Так что вполне возможно, что 9 дней Один "скакал на коне в далёкие дали", лёжа в это время в отключке где-нибудь под деревом.

Автор книжки также упоминает некоторых исследователей, которые считают, что Мировое Древо - это не ясень (askr, это же слово использовалось для обозначения любого дерева вообще), а тис (yr), который при определённых атмосферных условиях может спровоцировать галлюцинации у людей, которые находятся рядом с ним. Ещё Плутарх и Диоскорид писали, что человек, заснувший в тени тиса, рискует умереть. Также имеются свидетельства о том, что мебель из тиса в спальнях может явиться причиной болезни. И если не существует документальных свидетельств о том, что северо-европейские шаманы что-то принимали, вполне возможно, им это и не надо было, если правильный человек знал правильное дерево и правильное время, а деревья они скорее всего знали отлично, т.к. где-то там рядом жили друиды, славившиеся своим знанием именно что деревьев.

Я уже писала, что Мировое Древо это не ясень и не тис, и даже не баобаб, а метафора сути вещей. В космологии Иггдрасиль - суть мира. Так что 9-дневное шаманское путешествие Одина под веществами для познания сути мира, его тайн, рун (rúnar) - это банальная шаманская инициация. Не обязательно только бога Одина, а любого тогдашнего шамана. Но если Один считался типа первым шаманом, то, по мысли тех людей, должен был пройти стандартный известный им процесс, который и оказался художественно запечатлён в "Речах Высокого".

Слово "повесить" также приобретает новый смысл, когда знаешь, что Одину часто приносили жертвы, вешая их на дереве. То есть шаман принёс все необходимые жертвы богам, прежде чем начать инициацию. Ещё упоминается тот факт, что после победы над римлянами кимвры (германская народность) вешали пленников на деревьях и закалывали их копьями.

Автор также фантазирует на тему того, что, возможно, до Одина существовал бог по имени Yggr, с которым его культ впоследствии слился. Тогда пассаж "посвященный Одину, в жертву себе же" следует понимать не буквально, а аллегорически, как историческая смена одного культа другим.

В любом случае, буквально, последовательно и исторически трактовать такие многоплановые тексты нельзя. Вполне возможно, что в десятке строчек на первый взгляд законченной, но малопонятной истории, оказались зафиксированы несколько космологических и культурных реалий того времени, когда текст был записан.
Tags: мифология, шаманизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments