Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Иггдрасиль как модель мира

В ленте в очередной раз прошёл пересказ северной мифологии. Слоны и черепаха пересказываются из поколения в поколение, копипейстятся из блога в блог. Интересно, кто-нибудь задумывается над тем, что лежит за этими сказками.

Рассматривая литературные источники, в которых упоминается Иггдрасиль, мы видим немного разное его описание. Из «Видений Гюльви» мы узнаем, что у мирового древа есть три корня. Один корень в Асгарде, где живут Боги, под ним протекает священный источник Урд. Каждое утро норны берут воду из этого источника и поливают ясень, чтобы он не засох. Там же находится место, куда съезжаются Боги и вершат свой суд. Другой корень ведёт к инеистым великанам, где протекает источник Мимира (Мимир – мудрейший представитель исполинского рода, хранитель источника), несущий в себе знания. По легенде верховный Ас Один пожертвовал глазом, дабы испить из этого источника и набраться мудрости. Третий корень идёт в Нифльхейм, где его грызёт чёрный дракон Нидхёгг и множество змей. Поток, который там течёт, зовётся Кипящим Котлом.

Какую информацию для моей текущей духовной практики (21-й век всё-таки) я могу извлечь из этой легенды? Никакую. Только набор старинных символов и их взаимосвязи. Но мне интересно узнать, что лежит за этими символами. Ведь нет никаких реально физически существующих Иггдрасиля, Урда, Норн, Асгарда или Нифльхейма. Есть только некое информационное поле, комплекс явлений, которым для удобства передачи знания о строении мира дана "земная" форма, которая была актуальна в отдельно взятом культурном контексте на момент написания этой сказки/мифа/легенды.

По версии Гюльви, корни Иггдрасиля идут в Асгард, Йотунхейм и Нифльхейм. По версии Гримнира - в Хельхейм, Йотунхейм и Мидгард. В общем, видно, что древние северяне не пришли к общему мнению о корнях мирового древа.

Мне тут очень хочется провести параллель с более современным нам Папюсом ("Первоначальные сведения по оккультизму"), который, опираясь на другие древние книги и собственный мистический опыт, выделял составляющие человека и мира - материальную, духовную и божественную. Материальная составляющая доступна непосредственному наблюдению. Духовная (астральная) - доступна наблюдению при переходе на астральный план. Божественная - только на уровне аналогии. Всё-таки человек, живший на рубеже 19 и 20 веков оперирует более близкими понятиями и изъясняется более понятными нам терминами.

В качестве иллюстрации мистической тройки, тройцы, трёх корней, он приводит человеческую руку.

Материальная составляющая руки - это кости, плоть, кровь, нервы и прочая органика. Однако без духовной компоненты она не выполняет свою роль в качестве человеческой руки. Недвижимая рука, не имеющая связи с мозгом, парализованная рука, ощущается мёртвой. Что делает её живой - это воля человека, приводящая её в движение. Если рука двигается из-за проблем с органикой (нервный тик), то опять же она ощущается неживой. Воля и энергия к реализации каких-то действий на физическом плане передаётся через астральную копию. Есть обычная максимальная сила удара руки, а есть сила удара под действием эмоций (содержание астрального плана) - в физическом мире можно наглядно увидеть разницу в энергии.

Духовная компонента руки - её астральная копия, или же отражение суммы нейронных связей в мозгу, которые дают человеку реальное физическое ощущение своей руки. Это выученный образ тела, некий созданный физическим опытом (через основные органы чувств + эмоции) фантом, который приклеен к физическому телу и служит проводником Воли. Это тот самый фокус внимания нашего сознания, который является некоей нашей самостью в этом мире, который определяет наше физическое Я (это МОЯ рука, это МОЁ лицо, это МОИ чувства, это МОЁ мнение, это Я).

Непосредственное эмпирическое подтверждение этого я получила в моих астральных выходах (к сожалению пока немногочисленных, но позволяющих сделать некоторые выводы). Не физические нервы служат проводниками Воли из сознания в тело, а именно астральная копия. Нервы лишь выполняют команду на органическом уровне. То есть органическая и духовная компоненты соединяются в мозгу, а всё остальное тело - это лишь отросток мозга.

Но и Воля - не то, что делает человека человеком. Мозг (Дух + Тело) - это лишь процессор, который оперирует некоторыми информационными данными, принимает решения и запускает их на реализацию. А делает он это ТОЛЬКО на основе информации, поступающей опять же от органов чувств и из информационного пространства (память, личный опыт). Если в компьютер не поступает информации, все его компоненты, мощности и встроенные логические операции не функционируют. В них нет движения. Человек может функционировать на базовом уровне - рефлекторно передвигаться, питаться, испражняться, существовать, - но не взаимодействовать с окружающей его действительностью и своим собственным Я своими решениями, принятыми на базе информационных операций в мозгу, своими реакциями.

Именно общее информационное пространство и является божественной составляющей. Папюс говорит об аналогии. Можно назвать это симпатическими отношениями, и сразу становится интересно, когда знаешь термин "симпатическая магия". Я понимаю её как единицу информационного поля, которая, в свою очередь, является комплексом других подъединиц, являющихся её характеристиками. Которые тоже являются комплексами каких-то более мелких информационных единиц. Короче, принцип "как наверху, так и внизу" в действии. Лингвисты открывают компьютерный симулятор семантических полей синонимов и медитируют на него.

Божественная составляющая - это Идея, Смысл на семиотическом уровне. Чтобы материально создать нечто, надо это нечто определить. Чтобы отреагировать на нечто, надо это нечто определить. Чтобы принять решение, надо подвести под него некоторую обосновательную базу - определить комплекс конкретных информационных "нечт".

Что определяет руку как руку? Положение на теле, выполняемые функции, форма.
Что определяет ложку как ложку? Узнаваемая форма (мелкая чашечка и рукоятка), функция (инструмент для поднесения пищи ко рту), материал (твёрдый, позволяющий сохранять форму и выполнять функцию).
Что определяет потребность выйти на конкретной остановке? Цель. А цель - это информационный комплекс, к которому стремится фокус сознания для получения положительного подкрепления (рядом с этой остановкой мой дом > моя территория > безопасность и комфорт моего тела > гарантия сохранности принимающего решения аппарата для дальнейшего принятия решений и приятные ощущения от отдыха, еды и развлечений).

Один древний философ ради фана определил человека как "двуногое без перьев, чешуи и хвоста". Отрицанием того, чем нечто не является, тоже, оказывается, можно его определять. Негатив тоже даёт представление о снимке.

Получается, что божественная составляющая - это конкретная карта сознания на языке конкретного человека, наложенная на некую местность, потенциально могущую простираться на многие измерения. Карта эта не фиксирована и не конечна. Более того, существует множество таких карт. Картирование снега у эскимосов явно более детально, нежели у африканцев. Агглютинативные языки (славянские, финно-угорские) могут выразить одним словом то, что синтетические языки (английский) - тремя-четырьмя словами. Прочитавшие очень много умных книжек оперируют иной понятийной картой, чем те, кто прочитал одну книжку с синей обложкой. Можно сказать "отсутствие прогресса-регресса в метаболизме организма при изменении соотношения жиров и углеводов в традиционном блюде оседлых народов", а можно - "Кашу маслом не испортишь". На карте в этом случае окажутся приблизительно одинаковые страны, но с разными названиями и набором компонентов.

На некоторых картах есть такие пункты, каких нет больше нигде. Например в финском языке есть слово poronkusema. Это старинная мера длины, обозначающая расстояние, которое олень проходит, прежде чем захочет пописать (ок. 7,5 км). Даже многословный русский перевод этого понятия абсолютно бесполезен с практической точки зрения, ибо не применим для абсолютного большинства русскоязычных и даже переносит это понятие из специализированной устаревшей охотничей лексики в область развлечений. Даже у самих финнов это не реалия нынешнего времени, а лишь пункт на старой карте, чьи границы уже не соответствуют современному набору информационных сущностей.

Именно на уровне Идеи, Замысла, аналогии и практиковалась испокон веков магия. Фрэзер в "Золотой ветви" даёт классификацию магических обрядов мира, и основным типом магии указывает симпатическую магию - магию подобия/аналогии. Куклы Вуду - типичная магия подобия, когда на информационном уровне устанавливается связь между живым человеком и куклой и над последней производятся некоторые действия, которые опять же по аналогии реализуются в физическом теле связанного с куклой человека.

Итак, что мы узнаёт об Иггдрасиле? Что Иггдрасиль - это отражение сущего, модель любого существа, предмета или явления.

Иггдрасиль - это человек, кошка, травинка, ветер, счастье, дорога, молодость... Это что угодно, что имеет три корня, уходящие в мир людей Мидгард (материальная составляющая), мир духов Йотунхейм (духовная/энергетическая составляющая) и мир богов Асгард или Хельхейм. В последнем случае название зависит от принятой стороны.

Древние дали более подробную детализацию мира духов в мифе о 9 мирах. Интересно их тоже проанализировать в похожем ключе. И есть ещё Утгард, который мне очень напоминает буддийскую Нирвану и выход из колеса перерождений.
Tags: мистицизм, мифология, наука
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments