Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Повесть о вещей начале

Потянуло на финское. Скачала "Калевалу". В предисловии есть интересные комментарии.



(...) «вещий, верный Вяйнямёйнен», желая добыть себе в жены дочь Похъёлы, взялся сделать по ее просьбе лодку. Но, когда он вырубал ее топором, бог зла Хийси (он же Лемпо) направил этот топор против Вяйнямёйнена и нанес ему глубокие раны. Певец истекает кровью. Надо заклясть кровь. И Вяйнямёйнен начал заклинания. Но вот беда: все слова он помнит, а слово, заклинающее железо, он забыл. Вяйнямёйнен едет за помощью к хозяину «верхнего строенья», древнему старцу. Он просит его заклясть кровь. Старец охотно готов заклясть ее, ведь творческие слова всесильны:

И не то еще сдержали,
И не то остановили
Три могучих божьих слова —
Повесть о вещей начале;
Так утихли водопады,
Реки бурные смирились,
Также бухты у мысочков
И за косами заливы.
(Руна 8-я)

Однако и сам «старец верхнего строенья» оказывается бессильным, потому что он позабыл то, что необходимо знать для нахождения заклинательного слова, — позабыл историю происхождения железа и стали.Выше я подчеркнула в цитате из «Калевалы» стих «повесть о вещей начале». Секрет заклинания, то есть власти над вещью, по древнему представлению творцов эпоса, заключается в знании истории происхождения этой вещи. Чтоб заклясть железо, надо узнать, как оно произошло; чтоб заклясть мороз, начавший пребольно щипать Лемминкяйнена в пути, Лемминкяйнен говорит морозу:

Иль сказать твое начало,
Объявить происхожденье?
(Руна 30-я)

И начинает заклинать его, повествуя о происхождении мороза. Когда дочь Калевы сварила пиво и оно вытекло из кадушки, краснохвостый дрозд начинает петь на дереве историю пива; его слышит и хозяйка Похъёлы:

Тут хозяйка Сариолы,
Услыхав начало пива,
Собрала воды в кадушку,
Налила до половины,
Ячменя туда наклала,
Хмелевых головок много,
Начала готовить пиво
И кругом мешает воду,
Там, на новом дне сосуда,
Средь березовой кадушки.
(Руна 20-я)

Начало железа, начало мороза, начало пива открывают людям власть над этими предметами — вот откуда культ магического слова, да и сама магия слова. История вещи — кратчайший путь к ее познанию; познание вещи — кратчайший путь к власти над ней.

(с) Мариэтта Шагинян. Издание "Калевалы" в переводе Леонида Бельского



Лично мне тут видится то, что в буддизме зовут "лицом твоих родителей до их рождения" или "хлопком одной ладони". То есть некое ядро, изначальное (primal) нечто, содержащее в себе все вариации данного явления, имеющие потенциал реализоваться. Постигаешь ядро феномена - получаешь кнопку реализации этих явлений.

Это означает не только знать рецепт приготовления пива, производства железа или причин мороза, но и находиться уровнем выше, чтобы намерением влиять на события и обстоятельства реализации данного предмета или феномена.
Tags: мистицизм, финское
Subscribe

  • О происхождении и сущности вируса

    Подтянулись "ясновидящие", чтобы сообщить миру поведанное своей "чуйкой" о том, что вирус американцы создали в лабораториях. Эта…

  • Записки из клиники

    *** Молоденькая девушка, 23 года. Внезапно обнаружила, что страдает от эпилепсии. В ужасе от этого. До этого несколько лет у неё были "приступы…

  • Записки из клиники

    За первые 4 месяца практики в клинике набралось несколько наблюдений за пациентами и за самими студентами. Сначала была просто наблюдателем, изредка…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments