Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Параллелизм психических и духовных процессов

У Майерса есть ещё интересная идея, охватывающая творческий процесс, психологические комплексы и магические/божественные сущности.

Смысл в следующем.

Майерс приводит пример из биографий нескольких писателей 19 века, которые описывали собственный творческий процесс: у себя в голове они создают идею персонажа. Они постоянно о нём думают, создают характер, наполняют деталями, и в результате персонаж начинает как бы жить своей жизнью в голове у писателя, независимо от его воли общаясь с другими персонажами и порой значительно опережая повествование.

Если выйти из контекста писательства и тот же самый механизм перенести в контекст личностной психологии, то идеи, которые человек культивирует у себя в голове постоянными мыслями о них, превращаются в идеи-фикс, и в некоторых запущенных случаях становятся независимыми паразитными сущностями в сознании человека, не подчиняясь однако его воле и спонтанно эволюционируя на базе психических процессов и ресурсов сознания. Нам они известны как фобии, комплексы, предрассудки.

Они так прочно вплетены в психическую структуру человека, что требуется либо внешняя энергетическая помощь мага или шамана, который выделит и нейтрализует эту хрень (и сознание человека потом, по примеру механизмов мозга, постепенно самовосстановится, перераспределив ментальные связи); либо долговременное расплетение и расчленение комплекса в кабинете у психоаналитика, что не всегда эффективно, ибо требует у психоаналитика чуйку, как у шамана; либо сознательное создание более сильной ментальной сущности, чьей ролью будет уничтожить паразита.

Этот последний способ может занять немало времени, возможно, столько же, сколько сам комплекс формировался в относительно конечную структуру (год-полтора-три). И мне пока не очень ясно, что с ним делать потом. Даже если создать универсального "воина", есть риск, что он с таким же успехом и так же прочно встроится в психологию, что даже после уничтожения фобии продолжит "стрелять по всем движущимся целям". Хотя если считать истинной мою "олимпийскую" теорию Зевса-Афины-Ареса, то правильно сформированное задание Зевсу (=намерение), чистая работа Афины в процессе с защитой от посторонних демонов и дисциплинированность и регулярность Ареса - будут служить залогом создания полностью дружественной и подконтрольной нам части сознания (духа?).

И вот всё это приводит меня к мысли, а не те же ли самые процессы коллективного сознания (=некоей коллективной души) создали богов?

А что, если у общества есть некая идея-фикс... Война, например. Или развитие знания. Или преумножение населения. Или патриархат. Или исследование небесных сфер. Или искусство. Или выживание на крошечном островке посреди океана рядом с вулканом. Ментально-духовные процессы населения в рамках данных контекстов при этом являются как бы отражением сознания единой души, и со временем создаётся определённый самостоятельный комплекс: Зевс, Арес, Апполон, Афина, Аллах, Айфон, Интернет, Утренний кофе, Мода.
Tags: о боги!, психоанализ, фредерик майерс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments