Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Юнговская интерпретация мифа о Деметре и Персефоне в "Гарри Поттере", и немного о квантовом времени

Я опять со своим Гарри Поттером, ага... И даже решила на этот раз приплести сюда Юнга и мифологию: мифологема Деметры-Персефоны в третьей книге серии "Гарри Поттер и узник Азкабана". В процессе написания текста мне ещё пришла любопытная мысль про феномен времени, эксперименте с котом Шрёдингера, принцип наблюдателя и пр. В процессе написания предыдущей фразы мне пришла ещё одна мысль про as above so below, но я чувствую, что меня уводит слишком далеко от первоначальной идеи постинга, так что вынесу её в отдельный постинг.

Если кто не читал "Гарри Поттера", предупреждаю, под катом спойлеры.

Юнг в "Душе и мифе" анализирует Деметру и Персефону как воплощение архетипа Великой Матери. Юнг не ограничивается стандартным пересказом мифа, а идёт глубоко, очень глубоко вовнутрь, чтобы человеческим языком постараться объяснить "фрактальное" единство и перерождение Матери-Дочери-Матери. Деметра и Персефона - не только персонажи мифа, они элементы того целого, что воплощает бесконечное возрождение. Они - как Инь и Ян. Деметра - одновременно дочь и мать. Персефона - одновременно дочь и мать. И в то же время Деметра - архетипичная мать, а Персефона - она же, но рождающаяся в следующем, в настоящем или в предыдущем поколении в виде нового уникального существа. Они обе суть одно. Только Персефона - это уникальное воплощение Деметры во всём её многообразии.

Так вот, к Гарри Поттеру... Когда он уже ближе к концу книги убегает вместе с Сириусом Блэком, оказывается на берегу озера, куда слетаются дементоры, и пытается сотворить защитное заклинание Патронус, а у него не получается, он видит на противоположном берегу озера кого-то, похожего на своего погибшего отца, и этот кто-то при помощи качественно сделанного Патронуса в виде его семейного тотема, оленя, разгоняет всех дементоров. Позже по сюжету становится ясно, что тот, кого Гарри принял за отца, на самом деле сам Гарри, который вернулся назад во времени, чтобы спасти Сириуса, и в желании встретиться со своим отцом в тот момент, когда он по его расчётам должен был быть там, приходит на то место, где видел его, понимает, что никакого отца не будет, и что это он сам должен спасти себя самого, беспомощно сидящего на другом берегу озера.

То есть фактически есть два Гарри на противоположных берегах озера, причём первый считает, что видит отца, а второй понимает, что в этой ситуации "отцом" должен быть он сам, и оленя, тотема отца, вызывает он сам своим заклинанием. Вот такая красивая временная петля, дающая хороший пинок линейному пониманию времени.

Роулинг кстати соблюла "правило наблюдателя" Шрёдингера. Когда герои вернулись назад во времени на 3 часа, Дамблдор им строго-настрого запретил попадаться кому-либо на глаза. То есть копия Х' ни в коем случае не должна быть увидена кем бы то ни было, чьё бытие вероятностно связано с копией Х (заметил, подумал, может кому-то сказать, сопоставить, создать в умах других людей ситуацию несоответствия, whatever).

Получается, что главное в прошлом - не попасть в картину мира человека, которая войдёт в конфликт с картинами мира других людей. Единственное логичное объяснение этому я пока вижу в том, что в нас есть какой-то механизм, который, во-первых, обеспечивает (создаёт?) картину мира вокруг нас, а во-вторых, обеспечивает гармоничность и бесконфликтность картин мира всех людей, чьё бытие хоть как-то взаимно связано, даже если это просто случайные прохожие, или даже люди, связанные причинно-следственной связью, но которые никогда лично не встретятся (первому суждено выбросить кожуру от банана, а второму на ней поскользнуться).

И тот факт, что на берегу озера Гарри "увидел" не Гарри' (вторую свою копию), а своего отца, говорит о том, что а) Гарри в темноте действительно подумал, что это отец, что позволило Гарри' попасть в его картину мира и спасти его, или б) Во избежание конфликта картина мира Гарри сложилась таким образом, чтобы он был уверен, что это его отец, то есть он увидел не то, что было в реальности, или в) Оба этих варианта одновременно как инь и ян. Не имеют данного фильтра, не подчиняются данному закону, похоже, только духи (тотем-олень) и маги 80 уровня (Дамблдор).

Ну и к тому же вторые копии (Х') могут наблюдать свои первые копии (Х) и вмешиваться в их бытие до определённой степени. Эту власть, похоже, они приобретают вместе с властью перемещаться назад во времени. Если "фактор постороннего наблюдателя" в их картине мира равен нулю, то они могут вмешиваться в жизнь первых копий. Если же фактор постороннего наблюдателя больше нуля, то кого-то определённо поделят на ноль...
Tags: гарри поттер, духи, книги, кот Шрёдингера, юнг
Subscribe

  • Маска

    С начала карантина я использовала только 4 маски. И то 2 из них мне насильно всучили на входе в магазин и на пересадке в метро. А 2 первых были из…

  • На встрече кришнаитов

    Не знаю, какими ветрами пронесло у меня в ФБ-ленте анонс онлайн-встречи в Зуме некоего российского гуру ведической мысли, Пшонко. В анонсе обещали…

  • Знамение или ритуал?

    Когда смотришь видео этой итальянки в чёрном, танцующей на пустой площади на изображении городского герба, то думаешь - когда в наше время…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments