Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Религия как социальное объединение людей

Слушаю сейчас курс Soul Beliefs на Курсере. Профессор Огилви где-то в районе 16-17-й лекций говорит о социальной роли религии (в рамках рассказа о том, зачем религия вообще появилась).

Изначально люди стали объединяться в группы-племена для физического выживания, потому что группе людей было легче защищаться от внешней угрозы. Изгнание из племени практически всегда означало неминуемую смерть от диких животных или вражеских племён. Когда появилась относительная стабильность, а также когда люди стали думать о том, остаётся ли что-то после того, как мы умираем, т.е. стали задумываться о душе, начали появляться религиозные идеологии на базе идеи существования души и после физической смерти.

В качестве воспитательного приёма в физическом мире практиковались телесные наказания. Для души же придумали наказание в виде ада. Типа, не будешь соблюдать установленные нами правила, попадёшь в ад. Будешь вести себя хорошо в соответствии с нашим законом - душа будет спасена и будет жить дальше и пользоваться всякими благами.

Ну, и собственно, ко всему этому привязали идею божественного, которая существовала параллельно, независимо от вышеупомянутого социального аспекта, в виде примитивных магическо-языческих практик. То есть идея божественного, души всего окружающего, была, и с развитием общества к ней привязался социальный аспект. В божественное перенесли социальную модель существования человека со всеми земными правилами, иерархиями, страхами и блаженствами. Так стали развиваться религии (подчеркну, что не идея Бога, а именно религии как общественные идеологии).

Со временем религии стали практически основной характеристикой принадлежности человека. Сейчас на вопрос "Ты кто?" часто отвечают "Я русский", "Я украинец", "Я полуеврей-полутатарин и немного немца", "Ээээ, в каком смысле?", а раньше говорили "Я католик", "Я православный", "Я мормон". Угроза для выживания человека вне племени практически исчезла. Принадлежать к конкретному племени уже не было насущной необходимостью. Поэтому новым клеем для людей стала религия.

Спад роли религии в обществе начался довольно давно, ещё в 16 веке, когда Мартин Лютер внёс сомнение в умы верующих. По нему, вроде как в церковь ходить уже не обязательно, т.к. связь с Богом осуществляется напрямую человеком без участия всяких там попов и прочего. В 17 веке Просвещение внесло свой вклад и либо способствовало пополнению рядов протестантов, либо ещё больше удалило людей от церкви. В 19 веке кто-то провёл исследование и выяснил, что среди протестантов уровень самоубийств выше, чем у католиков. Причина: потеря связей с группой, потеря социальной поддержки, одиночество.

В наше время, когда в западном мире религия уже не та, что прежде, теперь даже протестанты имеют свою ценность. Совсем недавно американские учёные провели исследование здоровья людей, регулярно практикующих какую-нибудь религию и не практикующих ничего. Среднего американца сравнили с мормонами и адвентистами седьмого дня. У данных религиозных групп в среднем показатели по здоровью были лучше на 20-55%.

Профессор Огилви объясняет это тем, что у ведущих регулярную религиозную практику, во-первых, лучше питание. Не знаю, как там с диетами у протестантов, но думаю, кашрут, халяль или посты могут быть действительно полезны. Не уверен, кошерный ли это тортик - не покупаешь. Очень мудро.

Во-вторых, запрет на курево, алкоголь, наркотики. В-третьих, осуждение разводов - hence, бОльшая терпимость к недостаткам супруга и гибкость в улаживании семейных конфликтов. Чуть меньше индивидуализма, чуть больше коммунитаризма. В-четвёртых, наличие фиксированного расписания для определённых религиозный действий, будь то еженедельная месса, ежедневная молитва по 5 раз или зажигание свечей на шабат. Фиксированные обществом действия устанавливают определённую базу, не позволяют метаться. Из-за этого, думаю, устраняются некоторые факторы стресса.

В-пятых, у современных протестантов всё-таки проводятся религиозные собрания, есть коммьюнити. Ходишь так каждую неделю на мессу, видишь постоянно одних и тех же людей, знакомишься, общаешься, обмениваешься телефонами врачей, парикмахеров, бэби-ситеров, стоматологов. Какая проблема - знаешь, к кому обратиться. Стресса меньше, чувствуешь себя увереннее и менее одиноким. А я в моём доме уже 3 года живу, и не знаю ни одного соседа. Иногда действительно бывает тоскливо.

Я это к тому, что сейчас понимаю, что один из факторов, который меня привёл во всякие там "Котлы", "Обереги" и "Кружки интеллигентов", это потребность примкнуть к группе. Точнее, привело другое, а вот заставило остаться именно то самое. Когда я рассталась со своим эксом, через пару месяцев я стала по несколько раз в неделю ходить на местные митапы самых разных направленностей - языковые, национальные, киношные, ресторанные, дискуссионные, эзотерические. Почти год несколько раз в месяц ездила в "Котёл" к Мэри и почти с ним сроднилась. Теперь врастаю в шаманский кружок.

У меня несколько знакомых русскоязычных барышень, которые как-то так между собой организовались, что теперь либо ежемесячно собираются на сходки по рукоделию, либо организуют массовые мероприятия по продаже своих изделий и сбору средств на лечение очередного больного ребёнка - и всё это с блинами и культурной программой. Ну, у этих "клей" скорее социальный. Для них не важно уже "спасти душу", а важно самореализоваться творчески и в добрых делах, почувствовать себя полезными. И мне кажется, это то же самое, что "спасти душу", "улучшить карму", только в категориях 21 века.

А кто-то цепляется за старые религиозные категории, и отсюда появляются многочисленные секты, которые действуют по тому же самому принципу. Та же викка - это "религиозированная" группа людей, объединённых идеей экологического баланса на Земле. По примеру остальных мировых религий, многие викканцы ограничиваются формальным ритуальным погружением в выбранный мифологический контекст (празднование саббатов, лунные фазы, атрибутика и т.п.) и даже не в курсе существования мистической составляющей викки для прокачки связи с божественным и раскрытия паранормальных способностей. То есть даже в викке в среднем по больнице главное - не поиск нуминозного опыта, а принадлежность к группе единомышленников.
Tags: coursera, викка, религия
Subscribe

  • В потоке

    Перед тем, как поехать сегодня в Чайнатаун за травами, в голове с утра крутилось имя - Чиксентмихайи, Чиксентмихайи, Чиксентмихайи. Что-то знакомое…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 2. Инь и Ян

    На четвёртую неделю зашла речь о том, что мир после этой эпидемии не должен быть прежним, должен быть перезагружен. Не должен быть жестоким,…

  • Виртуальные шаманские встречи. Часть 1

    В новом городе, где я живу уже полтора года, у меня не получилось присоединиться к местной шаманской тусовке, т.к. пара контактов шаманских кружков,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments