Napoli (napoli) wrote,
Napoli
napoli

Categories:

Личные размышления о сути шаманизма

В высшей степени познавательная дискуссия, случившаяся у меня с northern_witch по поводу шаманских путешествий и ИСС, натолкнула меня на дальнейшее копание этого вопроса и беседы с шаманами фонда Харнера.

Большую часть ответов дала мне женщина, которую я тут буду звать Вики. Она уже 25 лет практикует шаманизм, который изучала из первых рук во всех уголках планеты: у североамериканских индейцев, в Амазонии, в Сибири, в Африке, в Лапландии... Но начала она его изучать 25 лет назад у Харнера. Она потратила целый час своего личного времени, отвечая на мои вопросы, и из её ответов у меня сложилась следующая картинка:

- в шаманском опыте главное - не показания приборов, определяющих частоту мозга или глубину транса, а связь с Духом.
Если Дух/Святой Дух/Нагваль/Бог/Богиня/whatever тебя ведёт по пути шамана/целителя/мистика/whatever, в твоей жизни/медитациях/шаманских путешествиях и т.п. будут случаться необъяснимые наукой и энцефалограммами вещи (видения, синхрония, попадание в поток, проявление интересных способностей и т.п.). Если же нет, будешь как диктор вот на этом видео о сумасшедшем программисте. Программист в своём "потоке" (в соответствии со своим запросом о поддержании беседы), а диктор считает его сумасшедшим. Или кто-то с рунами на полном серьёзе беседует, а не посвящённые в это конкретное таинство могут у виска крутить (я хоть и не посвящена, но допускаю истинность и ценность этого индивидуального опыта, поэтому отношусь со всем пониманием и восхищением).

- если вы поедете в Амазонию, переоденетесь в набедренную повязку и намажете лицо специальными узорами и будете изучать шаманизм 10 лет у местного шамана, у вас не больше шансов стать шаманом, чем у человека, живущего в современном западном мире и прошедшего 3-летний курс одновременно с семьёй и работой

- некоторые туземные шаманы и за 10 лет не дают того объёма знаний, какой могут дать на курсах с практикой. Во-первых, потому что они не обязательно умеют преподавать то, что знают, а во-вторых, не всегда желают делиться какими-то более "сокровенными" знаниями, вся "сокровенность" которых лишь в длительной истории сохранения их "сокровенными", нежели в самой природе этих знаний. От себя добавлю, что тут это прямо перекликается, с чем, что писал Фрезер в "Золотой ветви". Типа, шаман изначально был одновременно главой племени, и сокровенные шаманские знания позволяли ему сохранять власть и выглядеть таким всем из себя загадочным и всемогущественным. То же самое можем найти в более близкой нам истории христианской церкви, где знание и интерпретация Библии закреплялась за специально обученными мужчинами, имеющими почти неограниченную власть над толпой

- сам Харнер и другие учителя Фонда изучили шаманские практики многих народов мира с антропологической т.з., отбросили местные культурные и мифологические особенности, наслоившиеся за века, и вывели почти "чистую" формулу шаманизма, которая общая для абсолютно всех культур, - так называемый core shamanism. От себя добавлю, что учителя Фонда всё-таки добавляют свои личные культурные элементы - североамериканские или любые другие, которые симпатичны лично им. Те же песни "души" и танцы животных-тотемов - это отголоски некоторых традиционных культур, которым в принципе нравится петь и танцевать. Если взять современное православие, то в общении со святым духом танцевать совсем не принято, зато коленопреклонения, поклоны, крёстные знамения - всё это является равнозначной кинестетической составляющей. Исламский намаз - то же самое. Все эти поясные и земные поклоны - замена шаманского танца, чтобы восхвалять Божественный Дух. Современный "чёрный" госпел с танцами - та же самая культурно обусловленная для определённой этнической группы кинестетическо-аудитивная практика. Бразильский карнавал - один в один шаманские танцы гаитянских вудуистов (не помню, как они называются, мне Фиби показывала). Спорить о том, каким образом и как глубоко разные культуры погружаются в транс для связи с Духом - это спорить о том, какая религия "более правильная".

- об истинности ИСС и глубине транса. Точно так же, как молиться и открыть своё сердце для божественного может каждый, визуализировать путешествие к Духу (или иным другим доступным способом вызывать в себе ощущение путешествия к Духу) тоже может каждый. На начальных этапах практики это будет не очень глубокий транс, но дорогу в лесу с первого прохода двумя ногами не проложишь. Вики сказала, что после многих лет практики она научилась погружаться в шаманский транс без всего и даже без бубна, и на такую глубину, которой достигают с использованием айяхуаски. Христианская медитация с чисто христианскими молитвами тоже может быть настолько глубокой, что на человека "снизойдёт святой дух" и он будет видеть всякие культурно обусловленные картины с ангелами, созданием мира, Страшным судом и святыми угодниками. Но наивно утверждать, что тот, кто только начинает молитвы и медитации, делает что-то неправильное, раз он не почувствовал того, о чём пишется в умных книгах.

В отличие от шаманского транса, где присутствует элемент неподконтрольности и неожиданности, активное воображение подразумевает полный контроль видения: вот я подхожу к дереву, вот я спускаюсь, вот я хочу оказаться на пляже и на нём же и оказываюсь, вот я хочу увидеть Джоджа Клуни, который со всех ног несётся ко мне, падает к моим ногам и предлагает мне руку и сердце - всё это сознательно визуализирую, вот я переезжаю в его калифорнийскую виллу, вот у меня собственная конюшня... Но ни в одном сеансе активного воображения мне в голову не придёт представлять злую кошку со змеиным языком или постоянное неподконтрольное мне падение.

- каждый будет идти по своему собственному шаманскому пути. Ступаем мы на него не совсем начинающими, т.к. у нас за плечами столько лет опыта, сколько нам лет по паспорту (возможно, плюс опыт прошлых жизней). И весь этот опыт вступает в игру, как только человек начинает совершать шаманские путешествия, т.к. они, математически выражаясь, являются произведением Духа на сумму содержаний нашего сознания и подсознания. Унифицировать шаманский опыт - это как унифицировать сны.

Если для кого-то имеет особенный смысл фраза "спускаться самоосознанием в физичность, физическое, материю, вещество, тьму кромешную", этот человек и в шаманский транс будет идти именно этим путём. А тому, кто не понимает этого пути (например, я), не стоит и комплексовать по поводу того, что руны с ним точно так же не разговаривают и самоосознанием в физическую материю он точно так же не спускается. Может, у этого человека дорога к шаманскому опыту намного короче и легче, ибо была проторена пóтом и кровью в прошлых жизнях. А, может, наоборот, первый, прошедший через огонь и пламя разных психотехник за последние годы, развил сознание до такой степени, что его ШП будут проходить на более глубоком и страшном для эго уровне, которого обычные люди, например, достигают при помощи галлюциногенов или многолетней практики ШП. В ШП можно отправляться, даже практикуя определённый тип йогических медитаций (например, кунта-йога). Похоже, ядро слияния с Духом то же самое, что и у шаманизма, только "обёртка" другого цвета - йогическая.

- в контексте шаманизма не может быть "первой копии", "второй копии", "третьей копии". Амазонский шаман не является более правильным шаманом, чем калифорнийский. Необразованная бабка из Кирова, лечащая церковными заговорами, не лучшая ведьма, чем современный викканец (я имею в виду не флаффи, а серьёзное духовное и магическое развитие). Шаманское знание это не звук, который записываешь на диктофон, чтобы потом с этой копии снять копию записью на другой диктофон с последующим ухудшением качества. Это не Карузо в исполнении соседа. Это многовековые знания, отфильтрованные и переработанные современными учёными для понимания современным образованным человеком в современном контексте без локально обусловленных культурных особенностей. То есть по факту навешать можно любую мишуру, какая нравится. Ядро (core) же остаётся неизменным. Изучать шаманизм по этнологическим описаниям, это, очень грубо говоря, как учить современную медицину по описанию лечебных практик 2-тысячелетней давности. Они, конечно, будут иметь определённый исторический и антропологический интерес, но для современной практики зацикливаться на них особого смысла нет.

- Дух сходит на человека не только в контексте шаманского ритуала в бразильской сельве, православного или тибетского монастыря. Можете называть это нью-эйджем, шизотерикой или любым другим достаточно богомерзким для вас словом, но это слово с точки зрения здравого смысла будет иметь не больше веса, чем слово "ересь" в Средние века. То есть тот, кто его говорит, уверен, что именно он обладает истиной, но, если здраво посудить, он лишь борется против своих собственных тараканов и обнаруживает зацикленность на определённой симпатичной ему локальной традиции, которую он возводит во всемирный Абсолют.

В этом смысле мне нравится вот этот голландский парень.

Вот такой комментарий он получил от некоего "доброжелателя" на своё видео с бубном:

I've known real traditional medicine people and I've known 'plastic shamans'; not wanting to offend but this sounds like the imitation not the real deal to me. Better to find someone who has a REAL connection to the traditions than do this kind of make it up as you go along 'shamanism', in my humble opinion. If you DO get the plane off the ground, can you navigate? Land safely? Love, Carlos

А вот так он ответил:

Humbleness isn't to be found in that opinion, but that put aside, I don't replicate, replicating to me is what you call plastic. I am just a guy doing my thing. I indeed do not make travels in any kind of traditional sense - I just live up my nature. I'm not planning either to adopt any kind of ideologies of how something should be. I am me, and for me my way of doing things works. If it isn't for you, then indeed stick to your tradition. I just stick to the way we do things here. Europe isn't America.

Как говорится, nuff said.
Tags: учёба, шаманизм, шаманские путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments